Характер социалистического труда и его принципиальные отличия от труда при капитализме


А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.

Социализм является новой, более высокой общественной формой человеческой жизни по сравнению с капитализмом, на смену которому он приходит. В 1917 году Великая Октябрьская социалистическая революция вырвала нашу страну из капиталистической системы, положила начало крушению капитализма и открыла новую эру в истории человечества — эру социализма. Уже в наше время социализм вышел за рамки одной страны и превратился в мировую систему. Это, как отметил Н. С. Хрущев в отчетном докладе ЦК КПСС XX съезду партии, составляет главную черту нашей эпохи. Одновременное существование двух противоположных мировых экономических систем — социализма и капитализма — стало теперь непреложным фактом. Каждая из этих систем развивается в соответствии с присущими ей экономическими законами и имеет определенный характер труда и особый тип его организации. В капиталистическом обществе характер общественного труда определяется капиталистическими производственными отношениями и основным экономическим законом этого общества, законом прибавочной стоимости, который К. Маркс называл абсолютным законом капиталистического способа производства.
Под характером общественного труда при капитализме следует понимать те специфические черты его, которыми выражается содержание капиталистического труда, то есть его существенные признаки. Такими специфическими чертами являются:
1) частный характер общественного труда как труда разъединенных частных товаропроизводителей;
2) наемно-принудительный характер труда как труда на капиталиста — владельца средств производства;
3) антагоничеекий характер труда как следствие непримиримых противоречий между трудом и капиталом.
Как известно, производство товаров (вернее, «товара как продукта капитала») является определяющей и господствующей чертой капиталистического способа производства. Но товары, представляя собой общественно полезные продукты, производятся разъединенными между собой отдельными производителями. Труд, затрачиваемый на их производство, является непосредственно частным, трудом частных товаропроизводителей. Его общественный характер проявляется не непосредственно, а на рынке через обмен товаров. Этот частный характер общественного труда обусловлен частной собственностью на средства производства. Общественный характер капиталистического труда маскируется его частной формой, так как производство товаров представляет собой дело частных товаропроизводителей.
Труд по «вольному» найму при капитализме является, по существу, формой принудительного труда, так как капиталистические отношения — это отношения принуждения, при которых рабочие должны работать на капиталистов. Принудительный характер труда при капитализме прикрыт обманчивым покровом формально равноправных отношений между капиталистами и рабочими, «свободным договором» между ними. В действительности же капиталисты, владея средствами производства, принуждают рабочего либо идти к ним в кабалу, либо умирать с голоду.
Принудительный характер труда при капитализме проявляется в жестокой и беспощадной эксплуатации рабочей силы, превосходящей все ранее существовавшие формы эксплуатации человека человеком. Хотя принудительный характер труда раба и крепостного внешне выступал в более грубой и обнаженной форме, эксплуатация наемного труда и присвоение чужого труда при капитализме далеко превосходят, как отмечал К. Маркс, все прежние системы производства, покоившиеся на прямом принудительном труде. Развитие производительных сил капитализма сопровождается не смягчением, а непрерывным усилением эксплуатации.
В соответствии с присущими капиталистическому обществу противоречиями между трудом и капиталом общественный труд при капитализме имеет антагонистический характер. Основные противоречия в характере труда при капитализме можно свести к следующему:
1. В капиталистическом обществе существует антагонистическое противоречие между необходимым и прибавочным трудом. В отличие от прежних форм эксплуатации (рабовладельческой и феодальной) капиталистическая эксплуатация замаскирована добровольной сделкой купли-продажи рабочей силы, за которой и скрывается капиталистическая форма эксплуатации — присвоение неоплаченного труда рабочего.
При рабовладельческом способе производства весь труд раба представляется неоплаченным. Даже та его часть, которую раб расходует на создание продуктов, необходимых для возмещения потребляемых им средств существования, внешне выглядит как труд на рабовладельца. При феодальном способе производства труд крепостного .крестьянина на себя и прибавочный труд на помещика, как правило, разграничены и во времени и в пространстве. В труде же наемного рабочего даже прибавочный труд внешне выступает как оплаченный. Заработная плата при капитализме выплачивается рабочему за весь рабочий день, следовательно, в такой форме, которая скрывает разделение рабочего времени на прибавочное и необходимое. «Там отношение собственности скрывает работу раба на себя самого, здесь денежное отношение скрывает даровую работу наемного рабочего».
Капиталист, проявляя необыкновенную жадность к прибавочному труду, всемерно стремится увеличить долю этого труда, повысить норму прибавочной стоимости, выражающую степень эксплуатации рабочей силы. В связи с этим он игнорирует не только моральные, но и часто физические границы рабочего дня, он беспощаден по отношению к рабочему, его жизни и здоровью. Антагонистическое противоречие между необходимым и прибавочным трудом и заключается в том, что увеличение прибавочного труда прямо и непосредственно вызывает уменьшение необходимого труда и что увеличение прибыли капиталистов сопровождается снижением жизненного уровня и сокращением жизни рабочих.
2. При капитализме существует антагонистическое противоречие между производительным и непроизводительным трудом. Так как непосредственной целью капиталистического способа производства является производство прибавочной стоимости, то производительным считается лишь тот труд, который создает эту стоимость для владельцев средств производства. Все же остальные работники, занятые в сфере управления и личного обслуживания капиталистов, существуют за счет прибавочной стоимости и своим трудом помогают капиталистам в изъятии и перераспределении прибавочной стоимости (работники управления и обращения) или в ее потреблении (в сфере личного обслуживания). Таким образом, при капитализме противоречие между производительным и непроизводительным трудом заключается в том, что одна часть работников существует за счет другой части и, чем больше работников непроизводительного труда, тем меньше общественного продукта остается на долю работников производительного труда.
3. В капиталистическом обществе существует противоречие между частным и общественным трудом. Хотя труд каждого товаропроизводителя является его частным делом, общественное разделение труда устанавливает определенную взаимосвязь между всеми частными (индивидуальными) товаропроизводителями и придает общественный характер их труду. Из этого противоречия вытекает противоречие между конкретным и абстрактным трудом. Общим для всех товаров частных производителей является не конкретный, а абстрактный труд, человеческий труд вообще. Это обусловлено тем, что в процессе обмена товаров приравниваются не конкретные виды труда (например, труд сапожника и ткача), а затраты труда вообще, то есть абстрактного человеческого труда безотносительно к конкретной форме этих затрат. Это приравнивание товаров должно обязательно принять форму денег, то есть, как говорит В. И. Ленин, предварительно подвергнуться общественному количественному и качественному учету, который производится за спиной производителя посредством рыночных колебаний.
4. При капитализме существует противоречие между городом и деревней (между индустриальным и сельскохозяйственным трудом). При этом следует иметь в виду, что речь идет о противоположности экономической, о противоположности интересов классов или групп населения, занимающих различное место и положение в общественном процессе производства.
5. И, наконец, при капитализме существует антагонистическое противоречие между умственным и физическим трудом. По мере развития капитализма это противоречие, вызванное к жизни эксплуатацией людей физического труда со стороны представителей умственного труда, все более углубляется. Только с ликвидацией капиталистического способа производства уничтожаются противоречия в характере общественного труда, присущие капитализму.
Утверждение социалистических производственных отношений означает коренное изменение характера общественного труда и его содержания.
С ликвидацией капиталистического способа производства прекратили свое действие экономические законы капитализма, определявшие характер и содержание капиталистического труда. Уничтожение частной собственности на средства производства и переход их в общественную собственность ликвидировали цель и основной принцип капиталистического труда — эксплуатацию наемного труда. Рабочая сила перестала быть товаром, а заработная плата — превращенной формой цены и стоимости рабочей силы. Прекратилось действие законов абсолютного и относительного обнищания рабочего класса, относительного перенаселения, то есть обязательного существования резервной армии безработных, так как ликвидирована экономическая база безработицы — отделение средств производства от производителя.
Уничтожение этих характерных черт капиталистического труда привело к коренным изменениям характера труда при социализме. Но для правильного понимания сущности этих изменений надо еще иметь в виду, что социалистический труд по своему характеру и содержанию еще далек от характера труда при коммунизме.
В статье «От разрушения векового уклада к творчеству нового», написанной В. И. Лениным в апреле 1920 года, отмечалась необходимость отличать коммунистический труд от социалистического, так как этот последний характерен не для высшей, а для низшей, первоначальной ступени развития нового общественного уклада — социализма, вырастающего из капитализма. В этой же статье В. И. Ленин дал классическое определение коммунистического труда. Он писал, что «коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма».
Давая подобное определение коммунистического труда, В. И. Ленин считал необходимым подчеркнуть, что «...до широкого, действительно массового — применения такого труда нам, то есть нашему обществу, нашему общественному укладу, еще очень и очень далеко». Эти ленинские слова, сказанные более 36 лет назад, не потеряли своего значения и в настоящее время; они дают нам возможность определить сущность и содержание понятия социалистического труда.
Содержание социалистического труда, его общественный характер определяются социалистическим способом производства и присущими ему экономическими законами. При социализме средства производства являются собственностью самих производителей, которые и применяют их в непосредственно обобществленном производстве. Это производство, писал В. И. Ленин, является производством «...продуктов за счет всего общества, для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех его членов».
Это положение В. И. Ленина, как и вышеприведенное определение коммунистического труда, имеет принципиальное значение для правильного понимания характера социалистического труда, его специфических черт и особенностей, которые заключаются в следующем:
1) Непосредственно общественный характер труда как труда планомерного и организованного в масштабе всего общества. Общественная социалистическая собственность на средства производства объединяет в единый, планомерный и непосредственно общественный процесс труда всех производителей, работу всех предприятий и организаций социалистического общества. В связи с этим труд каждого отдельного производителя, как бы ни был различен специфически полезный характер этого труда, становится сам по себе непосредственно общественным. Следовательно, одной из черт, свойственных социалистическому труду, является его непосредственно общественный характер. Это означает, что при социализме труд каждого — составная и неотъемлемая часть общего труда.
Таким образом, сущность непосредственно общественного труда состоит в том, что при социализме на основе господства общественной собственности работа каждого его труженика организуется по плану как неотъемлемая составная часть общего, то есть совокупного общественного труда. Непосредственно общественный характер труда обусловливает также возможность и необходимость организации труда по плану в масштабе всего общества. Социалистические планы, охватывающие все стороны общественного производства, организуют и направляют труд миллионов свободных от эксплуатации производителей. Эти планы имеют своей целью вскрыть внутренние возможности и мобилизовать новые резервы для неуклонного роста и совершенствования социалистического производства.
2) Добровольный и свободный характер труда, являющегося в то же время священной обязанностью всех членов общества и единственным источником средств их существования.
Социализм и труд неотделимы друг от друга. Установление общественной собственности на средства производства и превращение на этой основе частного, личного труда в непосредственно общественный труд означает не только равную обязанность работников социалистического общества принимать участие в общественном труде, но и равное право их на труд. Так как при социализме труд является священной обязанностью и одновременно единственным источником получения жизненных средств, то каждый трудоспособный член социалистического общества должен иметь право на гарантированную работу с оплатой своего труда в соответствии с его количеством и качеством. Таким образом, положение трудящихся в социалистическом обществе определяется только трудом и личными способностями, а не социальным происхождением и богатством, как это характерно для всех общественных форм человеческой жизни, основанных на эксплуатации человека человеком.
3) Сознательный и творческий характер труда как следствие раскрепощения личности и постепенного превращения труда в первую жизненную потребность человека.
При социализме труд осуществляется для себя, для своего общества, а не для эксплуататоров, поэтому уничтожается подневольный характер труда, свойственный всем классово-антагонистическим формам человеческого общества. В противоположность труду при капитализме, где принудительный, подневольный характер труда, прикрытый по форме буржуазным правом («добровольно свободный» по закону), проявляется в изощренных методах эксплуатации, социалистический труд является действительно добровольным и действительно свободным от какой-либо формы эксплуатации, так как эксплуатировать самого себя невозможно.
Добровольный и свободный характер труда является одной из черт социалистического труда, которая непосредственно обусловлена тем, что при социализме труд осуществляется для себя, для своего общества и является одновременно всеобщей обязанностью перед народом, государством. Еще в 1918 году В. И. Ленин в статье «Как организовать соревнование» писал: «Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возможность работы на себя, и при том работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры».
Что касается всеобщей обязанности труда, то она является одним из основных принципов социализма, в соответствии с которым каждый член социалистического общества обязательно должен трудиться в меру своих способностей.
«Кто не работает, тот да не ест» — это простейшая и очевиднейшая истина, которая, как писал В. И. Ленин в письме питерским рабочим «О голоде», понятна всякому трудящемуся; в ней — основа социализма, неисчерпаемый источник его силы, неистребимый залог его окончательной победы.
Добровольный свободный характер труда имеет важное значение для социалистической организации труда, так как им непосредственно обусловливается характер дисциплины самих трудящихся. На эту черту социалистической организации труда указывал В. И. Ленин в известном положении о том, что «коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом является социализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся...».
Свободный труд, характерный для тружеников социалистического общества, является одновременно и сознательным, творческим трудом. В процессе труда работники социалистического общества достигают не только определенных, сознательно поставленных ими целей, но одновременно с этим преодолевают трудом и те препятствия, которые стоят на пути достижения этих целей. Это преодоление препятствий в себе, как отмечал К- Маркс, есть осуществление действительной свободы, проявлением которой как раз и является труд. Осуществляется оно тем успешнее, чем в большей степени труд приобретает сознательно творческий характер, становится таким свободным трудом, который основывается на науке, на достижениях теории и практики.
При социализме сознательно творческий характер труда становится массовым, он свойствен абсолютному большинству трудящихся, всем, кто добросовестно и сознательно выполняет свои обязанности перед обществом, государством. Сознательно творческий характер труда находит яркое выражение в социалистическом соревновании, которое, как доказал опыт СССР и стран народной демократии, принимает всенародный характер и является могучей силой в борьбе за расширение и совершенствование социалистического производства. Социалистический труд, вооруженный передовой техникой и наукой, обеспечивает полную возможность всестороннего развития трудящихся, расцвет индивидуального и коллективного творчества.
При социализме одновременно с коренным изменением характера общественного труда происходит уничтожение противоречий в его характере, свойственных капитализму.
В отличие от капитализма, при котором непосредственные производители лишены средств производства, при социализме нет противоречия между необходимым и приба1вочным трудом, в связи с этим отпадает и деление его на эти виды труда. Весь труд социалистического общества является необходимым, причем он должен, пишет К. Маркс, расширить свои рамки. Это расширение обусловливается тем, что, с одной стороны, условия жизни рабочего становятся богаче, его жизненные потребности возрастают и, с другой стороны, к необходимому труду причисляется и тот труд, который требуется для образования общественного запасного фонда и фонда накопления.
В условиях социалистического общества работники также производят больше, чем они получают для своего непосредственного потребления. Без этого нельзя построить ни социализм, ни коммунизм. Весь продукт, создаваемый ими, поступает в распоряжение всего общества и распределяется только в интересах трудящихся. Продукт, созданный в процессе труда для непосредственного потребления, поступает в распоряжение этих работников в виде заработной платы или платы по трудодням, а продукт, созданный для общественных потребностей, расходуется на содержание работников, занятых вне среды материального производства, на удовлетворение культурных и бытовых потребностей общества, на управление, оборону страны и т. д. Кроме того, значительная часть продукта, необходимого для общественных потребностей, идет на расширение производства и образование резервов. Таким образом, весь труд при социализме является в конечном счете необходимым трудом, то есть трудом на себя, на свое общество. При социализме нет противоречия между производительным и непроизводительным трудом, так как все работники социалистического общества трудятся в интересах всего общества на себя, а не на эксплуататоров. В социалистическом обществе весь труд является необходимым и общественно полезным. Работники, занятые в государственном аппарате, в учреждениях культуры, здравоохранения, члены общества, состоящие в вооруженных силах страны, — все заняты общественно полезным трудом. Без их участия в совокупном общественном труде труд работников сферы материального производства был бы невозможен или недостаточно эффективен. Следовательно, при социализме между работниками производительного и непроизводительного труда нет противоречия, между ними существует тесное сотрудничество и взаимный обмен деятельностью.
Но и при социализме различие между производительным и непроизводительным трудом остается. Чем большее число работников будет занято производительным трудом, тем больше будет создано общественного продукта и шире будут удовлетворены материальные потребности общества, тем выше станут темпы коммунистического строительства. В силу этого Коммунистическая партия и Советское правительство принимают все меры к сокращению числа работников, занятых в аппарате управления, и повышению удельного веса работников сферы материального производства.
При социализме отсутствует антагонистическое противоречие между частным и общественным трудом, так как работа каждого участника производства организуется по плану, как необходимая часть общего труда. При планировании народного хозяйства каждому предприятию заранее определяются не только общее количество суммарных затрат труда в целом в виде задания по объему валовой продукции, но и конкретные задания по выпуску каждого вида продукции в отдельности. А так как план доводится до каждого исполнителя, то планированием охватываются затраты труда всех членов общества. В этих условиях труд каждого работника становится непосредственно общественным в своей конкретной форме.
Непосредственно общественный характер труда при социализме исключает присущие капитализму противоречия между конкретным и абстрактным трудом. Но эти категории сохраняются и в социалистической экономике, причем абстрактный труд выступает здесь как одна из сторон непосредственно общественного труда. При социализме наряду с непосредственно общественным видом труда сохраняются, как уже отмечалось, и другие виды труда, отличные по своему характеру от непосредственно общественного труда. Кроме того, продолжают оставаться еще различия между трудом рабочих, колхозников и интеллигенции, между квалифицированным и неквалифицированным, умственным и физическим трудом. В связи с этим и при социализме возникает необходимость сведения различных видов труда к абстрактному труду, к труду вообще.
С уничтожением частной собственности на средства производства и эксплуатации противоположность интересов работников сельскохозяйственного и промышленного труда ликвидируется. Как рабочие, так и крестьяне в СССР понимают, что повышение их благосостояния зависит от успехов всего социалистического строительства, от совместных усилий всех трудящихся Советского Союза, но при социализме остаются еще некоторые несущественные противоречия между трудом в сельском хозяйстве и в промышленности, которые не носят антагонистического характера и постепенно устраняются.
Коренным образом изменился характер труда в сельском хозяйстве. Технически отсталый труд мелких частных товаропроизводителей заменен обобществленным трудом в крупных колхозах, оснащенных передовой техникой. Колхозный строй принес деревне значительное повышение материального уровня жизни и решительный подъем культуры сельского населения. Все это ведет к преодолению имеющегося еще существенного различия между городом и деревней и создает предпосылки для последующего окончательного его уничтожения.
Противоречие между умственным и физическим трудом при социализме уничтожается. Интересы всех тружеников едины и направлены на развитие и улучшение социалистического производства. Но существенное различие между физическим и умственным трудом еще сохраняется. Преодоление его в условиях социализма является объективной необходимостью и неуклонно осуществляется путем все нарастающего развития политехнического и специального образования молодежи и систематического повышения квалификации работников.
Социалистический строй, подняв к сознательному творчеству широчайшие массы трудящихся, пробудил в них неиссякаемую творческую инициативу и созидательную энергию, направленные на развитие и совершенствование социалистического производства с целью обеспечения изобилия материальных благ для неуклонного повышения уровня материального благосостояния общества. Чем выше и шире сознательная, творческая деятельность трудящихся в области организации общественного труда, тем несравненно более высокие количественные и качественные результаты будут достигнуты в общественном производстве, в росте производительности общественного труда.
Социализм, уничтожая принуждение к труду, свойственное капитализму, создает новые, прогрессивные стимулы к труду. Работа на себя, на свое общество, а в связи с этим новое положение людей в обществе, определяемое только личным трудом и способностями, породили совершенно новое отношение к труду как к делу общественной важности, как к священной обязанности перед государством. Высокое сознание тружеников социалистического общества, что они работают не на эксплуататоров, а на благо всего народа, своего социалистического государства, является важнейшим моральным общественным стимулом к труду. Труженики социалистического общества сознают общественную полезность своего труда, его необходимость для укрепления и развития социализма, для успешного претворения в жизнь великой идеи марксизма-ленинизма о построении коммунизма.
В связи с тем, что трудящиеся при социализме непосредственно заинтересованы в результатах своего труда, огромное значение приобретают наряду с общественными и. личные материальные стимулы к труду. Социалистическое государство, материально стимулируя добросовестный труд, оказывает тем самым огромное влияние на рост производительности труда, на темпы развития всего народного хозяйства.
Личная материальная заинтересованность в труде при социализме обеспечивается системой распределения той части совокупного общественного продукта, которая предназначается для распределения между участниками производства в соответствии с количеством и качеством вложенного ими труда. Распределение по труду стимулирует увеличение индивидуальной выработки каждым рабочим, повышение квалификации работников, укрепление дисциплины труда, лучшее использование средств производства и постоянное совершенствование самого производства, а все это, вместе взятое, способствует неуклонному росту производительности индивидуального и общественного труда.
Распределение общественного продукта по труду является экономической иеобходимостью социалистического способа производства в силу того, во-первых, что социализм вначале развивается на ограниченной материальной базе, унаследованной от капитализма, и имеет такой уровень развития производительных сил, который «е позволяет осуществить распределение общественного продукта по потребностям, во-вторых, вследствие наличия пережитков капитализма в сознании трудящихся и, в-третьих, как это было указано выше, распределение по труду является мощным средством использования личной материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.
Одним из важнейших стимулов к труду при социализме является также широко распространенная система государственных и общественных поощрений трудящихся, отличившихся в труде. Опыт СССР и стран народной демократии показывает, что эта система поощрения (почетные звания, ордена и медали, почетные грамоты, значки и др.) дает положительные результаты.
При социализме общественные интересы трудящихся гармонически сочетаются с личным интересом, при этом личное подчиняется общественному.
Благосостояние трудящихся при социализме зависит непосредственно от общих результатов труда, от успехов в развитии всего народного хозяйства. Поэтому трудящиеся рассматривают общенародные государственные интересы как свое личное дело и непосредственно заинтересованы не только в повышении производительности своего труда, но и в неуклонном подъеме всего общественного производства.
В письме к избирателям г. Ленинграда М. И. Калинин охарактеризовал отличительные особенности стимулов к труду при социализме и капитализме таким образом: «...В зарубежных странах господствует принцип индивидуальной наживы. У них личное благо — прежде всего. Советская же демократия имеет в своей основе принципы коллективизма и товарищеского сотрудничества. Мы говорим: благосостояние социалистического государства — ярежде всего; хочешь поднять свое личное благосостояние — поднимай благосостояние социалистического общества».