Вещественные инвестиции и капитал, воплощенные в людях


Дж. Кендрик. "Совокупный капитал США и его формирование"
Изд-во «Прогресс», М., 1978 г.

Вещественные инвестиции и капитал, воплощенные в людях. Отнесение к этим инвестициям и капиталу затрат на физическое формирование «человеческого капитала» и повышение его производительности пока еще не стало общепринятым. Боумэн, например, пишет: «Если отвлечься от тренировки человеческого ума, издержки по формированию человеческого капитала в основном связаны с его физическим формированием. Однако многие преследующие эту цель расходы являются в то же время важнейшими статьями потребления, так что если люди не являются рабами, то приравнивание подобных расходов к инвестициям и попытки оценить приносимый ими доход бессмысленны за незначительными исключениями».
Тем не менее нам кажется непоследовательным квалифицировать расходы на образование человека как инвестиции, а расходы на формирование человеческого существа, чей ум и рефлексы получают образование и тренировку, не считать инвестициями. И. Фишер писал: «Искусство механика не есть богатство, добавляемое к человеку как таковому; сам «искусный механик» должен быть отнесен к категории богатства».
Поэтому полученные оценки норм дохода на капитал, воплощенный в людях, с учетом полных издержек его формирования, имеют право на существование наряду с полученными Бекером и другими авторами оценками норм дохода на капитал, создаваемый расходами на образование. В самом деле, предпринятые некоторыми экономистами попытки оценить воплощенный в человеке капитал путем дисконтирования будущих заработков за вычетом расходов на поддержание существования фактически выражают стремление получить неявную оценку всей совокупности свойств человека, физических и умственных.
В официальных оценках национального дохода человек не относится к средствам производства, ему отводится лишь роль потребителя. Это означает, что ни расходы на воспитание детей, ни невещественные затраты, повышающие производительность труда человека, не считаются инвестициями. Соответственно «амортизация» «человеческого капитала» не вычитается из дохода, хотя, как утверждает И. Фишер, это необходимо для обеспечения единого подхода к разным видам капитала. В наших счетах мы вслед за Фишером относим расходы на воспитание детей и невещественные инвестиции, воплощенные в людях, к формированию капитала и вычитаем «амортизацию» «человеческого капитала» из валового дохода.
Еще одним доводом в пользу того, чтобы считать затраты на воспитание детей инвестициями, служит тот факт, что в структуре расходов общества они конкурируют не только с потреблением, но и с некоторыми видами инвестиций. Очевидно, что эти расходы снижают потребление родителей благодаря «эффекту воздержания», хотя и в меньшей пропорции, чем один к одному. Они также приводят к снижению сбережений, а значит, и ресурсов, используемых для прочих видов инвестирования. Самым непосредственным образом эти расходы сказываются на инвестициях сектора домашних хозяйств в приобретение товаров длительного пользования, образование и охрану здоровья, хотя вещественные и невещественные «инвестиции в человека» в данном случае представляются до некоторой степени дополняющими друг друга.
Инвестирование в других секторах также оказывается затронутым, поскольку меняется общий уровень сбережений. Следовательно, так как расходы по воспитанию детей фактически служат одним из альтернативных вариантов использования средств, для изучения совокупных инвестиций и их структуры по секторам экономики и видам эти затраты нужно присоединять к инвестициям прочих видов. Это особенно важно для экономики развивающихся стран, имеющих высокий уровень рождаемости. Там расходы на воспитание детей существенно уменьшают размер средств, предназначенных для инвестиций прочих видов, часто имеющих высокую норму дохода.
Коль скоро принято решение оценить величину расходов на воспитание детей, необходимо определить ключевые характеристики этой переменной. Учитывать ли в оценках расходы на воспитание всех детей или только тех, которые в будущем войдут в состав трудовых ресурсов? Какой возраст или время жизни принять за окончание расходов по воспитанию? Какие именно расходы в семейном бюджете отнести к воспитанию детей? Задавшись этими вопросами, мы прежде всего приняли решение учитывать в своих оценках расходы по воспитанию всех детей.
Безусловно, есть дети, которые умирают до достижения трудоспособного возраста, другие никогда не будут участвовать в экономической деятельности. Тем не менее, чтобы определенная часть родившихся детей в будущем могла приступить к труду, общество и родители должны нести расходы по воспитанию всех. Подобно тому как затраты на безрезультатные геологические изыскания или научные исследования включаются в расходы, необходимые для обеспечения производства, издержки воспитания каждого ребенка должны признаваться необходимыми.