За период, в отношении которого рассматриваются расходы по воспитанию человека, было принято время от рождения ребенка до достижения им трудоспособного возраста. Верхним возрастным пределом достаточно произвольно был избран возраст 14 лет, поскольку во время нашей работы над оценками официальная статистика США включала в показатель трудовых ресурсов людей от 14 лет и старше. Сейчас в большинстве штатов за верхний предел обязательного посещения школы принят возраст 16 лет, хотя молодые люди, желающие работать, могут получить специальное разрешение и приступить к работе раньше этого возраста. В некоторых штатах закон предписывает обязательное посещение школы вплоть до окончания восьмого класса, приходящегося обычно на возраст 14 лет. Кроме того, к 14 годам большинство детей достигают полного физического развития и вступают в возраст юношества. Выбор применяемого сейчас в американской статистике трудовых ресурсов возраста 16 или даже 18 лет также может быть достаточно обоснован, но для расчетов удобнее наш вариант, так как многие демографические данные публикуются для возрастных групп, оканчивающихся возрастом 14 лет или начинающихся с него.
При определении объема затрат на воспитание ребенка мы стремились оценить расходы лишь на физическое формирование человека. Невещественные инвестиции, влияющие на качество или производительность рабочей силы, например затраты на образование или охрану здоровья, оценивались нами особо и не включались в расходы по воспитанию во избежание двойного счета. Для получения оценок совокупных «инвестиций в человека» необходимо суммировать расходы по воспитанию и невещественные инвестиции.
За основу оценок приняты средние переменные издержки содержания детей до трудоспособного возраста. В данном случае они не равны предельным, получаемым путем изучения бюджетов семей различного состава, поскольку действительный рост издержек при появлении ребенка в семье всегда больше предельных издержек за счет «эффекта воздержания». Величина средних переменных издержек была получена при изучении структуры потребления различных половозрастных групп населения. При этом некоторые статьи потребления, такие, как табак и алкогольные напитки, были полностью исключены из анализа, поскольку они не имеют отношения к детям до 14 лет. К переменным издержкам был причислен возникающий в результате увеличения числа членов семьи рост «постоянных издержек» (например, расходов в связи с необходимостью расширить жилую площадь, приобрести больше мебели и домашнего оборудования). Однако вещественные инвестиции домашних хозяйств мы исключили из оценок, чтобы избежать двойного счета.
Наконец, хотя в США трудоспособный возраст, как считают, начинается приблизительно с 14 лет, средний возраст фактического начала регулярной трудовой деятельности гораздо выше и продолжает повышаться, что в основном является результатом удлинения периода учебы. Тем не менее оценивать потерянные заработки студентов, как будет указано ниже, мы начинаем с 14 лет. Однако на величину совокупных «инвестиций в человека» выбор момента окончания расходов по воспитанию все же не оказывает существенного влияния, поскольку потерянные заработки молодых людей между 14 и 18 годами немногим больше, чем расходы на средства их существования. Реальный валовой объем накопленного вещественного капитала, воплощенного в людях, представляет собой для каждой возрастной группы населения от 14 лет и старше сумму произведений средних (в постоянных ценах) расходов на воспитание ребенка до 14 лет на численность населения в данной группе. Такой подход позволяет автоматически учитывать сокращение численности населения за счет смерти или эмиграции и увеличение его за счет иммиграции, причем иммигрантам определенной возрастной группы приписывается та же душевая величина вещественного воплощенного в людях капитала, что и входящим в эту группу уроженцам страны. Чтобы обеспечить сопоставимость оценок, амортизация вещественного «человеческого капитала» рассчитывается так же, как и амортизация капитала, не материализованного в человеке. Однако оценки среднего срока службы и амортизации «человеческого капитала» отличаются большей точностью, потому что базируются на фактических статистических данных.