Текстильная промышленность выпускает широкий ассортимент тканей, используя разнообразные виды переплетений.
Последовательность, в которой переплетаются основные и уточные нити, создает рисунок ткани; этот рисунок переплетения принято изображать в виде схемы на клетчатой бумаге, где каждый вертикальный ряд клеток условно принимается за нить основы, а каждый горизонтальный — за нить утка.
Таким образом, каждый квадратик будет изображать пересечение нитей, т. е. перекрывание одной нити основы нитью утка, и наоборот. В первом случае на поверхности лежит уточная нить, и квадратик остается белым; когда же на поверхность выходит основная нить, квадратик закрашивается.
Полотняное переплетение. Схема наиболее простого полотняного переплетения. Из нее можно видеть, что первая (верхняя) нить утка перекрывает все нечетные нити основы, вторая уточная нить, наоборот, — все четные. Последующие нити утка повторяют тот же рисунок Ткани, выработанные полотняным переплетением, являются двусторонними, так как лицевая сторона не отличается от изнанки. В этом виде переплетения нити обеих систем связаны наиболее жестко, что обусловливает повышение прочности при малой подвижности структуры и снижение растяжимости ткани. Ткани полотняного переплетения обычно имеют гладкую однообразную поверхность, но в некоторых случаях на них бывают заметны бороздки, появление которых вызывается применением для основы и утка пряжи различной толщины. Если, например, тонкие нити основы обвивают толстые уточные нити, то образуются поперечные рубчики; так вырабатываются репсовые ткани, которые мягче полотняных в результате того, что связь между нитями в них более подвижная.
Саржевое переплетение. Саржевое переплетение отличается наличием диагональных полосок на поверхности ткани, которые бывают разной ширины и рельефности.
В простейшем саржевом переплетении уточная нить подходит под одну нить основы и перекрывает две основные нити; каждая последующая нить утка сдвигает выход основы на лицевую сторону на одну нить вправо (реже влево) при том же порядке перекрытия. Таким образом, в данном переплетении две трети уточных перекрытий выведены на лицевую сторону и лишь одна треть — на изнанку. Этот вид саржи является разносторонним, что, однако, не характерно, так как в тканях этого переплетения нити основы и утка на обеих сторонах ткани могут проступать одинаково. Имеется несколько разновидностей тканей саржевого переплетения, которые отличаются количеством нитей утка или основы, выведенных на лицевую поверхность ткани.
Рельефность, ширина и наклон полосок с лицевой стороны тканей саржевого переплетения могут быть различны и зависят от характера переплетения, плотности основы и утка и тонины пряжи.
При саржевом переплетении возможна большая плотность, так как нити переплетаются не часто и могут быть расположены близко одна к другой.
Ткани саржевого переплетения менее прочны в сравнении с полотняными, но нити их более подвижны, что увеличивает растяжимость тканей, особенно в диагональных направлениях.
Сатиновое переплетение. При сатиновом переплетении нить утка покрывает подряд много нитей основы, подходя под одну основную нить, в связи с чем на лицевой стороне ткани преобладает уточная система нитей, а на изнанке — основная; при этом сдвиг ткацкого рисунка для каждой последующей уточной нити составляет не менее двух основных нитей. Таким образом, в сатине перекрытия нитей отделены друг от друга, мало заметны, а лицевая поверхность ровная. При увеличении коротких перекрытий для повышения прочности ткани получается усиленный сатин (например, если основные нити проступают на лицевую сторону по две подряд).
Атласное переплетение. В атласном переплетении, наоборот, нити основы перекрывают несколько уточных нитей, подходя под одну (или две) нить утка, и таким образом основные нити образуют лицевую поверхность ткани. Атласное переплетение имеют ластики. Эти ткани вырабатываются с большой плотностью системы нитей, выступающих на лицо.
Кроме перечисленных выше видов переплетения нитей, известно большое число тканей, являющихся производными этих основных видов переплетения.
Диагоналевые переплетения, например, являются производными саржевого, с той разницей, что сдвиг ткацкого рисунка в тканях этого переплетения составляет больше одной нити. В диагоналях полоски более выпуклые, чем в сарже, и расположены значительно круче; нити основы и утка связаны более жестко, благодаря чему ткань обладает меньшей тягучестью.
Креповые переплетения строятся на основе простых (например, полотняного) путем введения дополнительных перекрытий или исключения отдельных перекрытий в определенном порядке. Существует большое разнообразие креповых рисунков, в которых уточные и основные нити переплетаются в различных комбинациях, образуя мелкозернистую поверхность с разбросанными перекрытиями.
Сложные переплетения. Используются комбинированные(фасонные), а также и более сложные переплетения, которые характеризуются тем, что нити основы и утка располагаются в несколько слоев один над другим. Эти слои, увязанные между собой основными или уточными нитями, образуют многослойные ткани. Особую группу составляют ворсовые ткани, которые характеризуются вертикально расположенными на поверхности волоконцами. Для образования ворса в структуру ткани вводят дополнительные ворсовые нити, которые в дальнейшем разрезают, причем отрезки нитей должны быть прочно закреплены переплетающимися нитями коренных основы и утка, для чего они должны обладать повышенной плотностью.