Производственные процессы, как и все вообще виды деятельности человека, сводятся к взаимодействию различных сил природы и человека, который сам является составной частью природы. Рациональная организация производственных процессов имеет целью увеличить их полезный результат путем внесения изменений в существующее соотношение сил или элементов производства.
Под силами мы тут должны понимать, очевидно, не только энергию работающего человека, но и энергию, воплощенную во всех факторах производства: двигателях, станках, инструментах, зданиях с их оборудованием и пр. Здесь, стало быть, энергия может быть представлена в различных формах—механической, химической, физиологической и т. д.
И тут выдвигается основное положение рациональной организации производственного труда: организация—задача не количественного, а качественного порядка. Это значит следующее: если мне, как организатору или рационализатору, даны определенные силы или элементы производства, то извлечь из них больше полезного результата я должен не обязательно введением в дело новых сил, т. е. увеличением количества наличных сил, а качественным улучшением или изменением соотношения между имеющимися силами.
Качественное улучшение или изменение сочетания сил как средство; количественное увеличение достигаемого полезного результата как цель—такова, следовательно, характеристика работы по рациональной организации производства.
Может возникнуть вопрос: мыслимо ли достигнуть увеличенного количества полезного результата путем одних качественных изменений в сочетании сил? Не предполагается ли тут какое-то чудо? Ни о каком чуде не может быть речи. И прежде всего по той при чине, что не всякое изменение в сочетании сил может привести к такой цели, а только определенное изменение — именно такое, какое больше удовлетворяет требованию положительного подбора.
Под положительным подбором сил мы понимаем такое их сочетание, при котором они, в силу их свойств, друг друга подкрепляют, усиливают, а не ослабляют, не парализуют. Возьмем для наглядности сначала нарочито элементарную иллюстрацию.
Допустим, что в открытом месте лежит большой камень, который требуется сдвинуть. Имеются, допустим далее, 4 человека, и каждый из них старался сдвинуть камень, действуя на него в своем направлении. 4 человека применили свои силы к камню и все-таки не смогли его сдвинуть с места.
Правда, тут было сочетание в пространстве, но не было сочетания сил во времени. Допустим, что наши 4 работника напрягли свои силы, сочетавши их и во времени, и старались сдвинуть камень, действуя встречно.
При таких условиях наши 4 работника, как бы сил ни напрягали своих сил, — камня с места, очевидно, не сдвинут. Причина ясна: они сочетали свои силы по принципу их отрицательного, а не положительного подбора. Вот почему их силы, взаимно парализуя друг друга, не дали того результата, который требовался.
Другое дело, если наши работники, — что более чем вероятно, — догадались прибегнуть к иному сочетанию своих сил.
Если при таком сочетании или положительном подборе сил они еще обеспечили одновременность своих усилий (хотя бы при помощи простой трудовой песни, вроде всем известной «Раз-два сильно, раз-два дружно!»), то имеется достаточно основания рассчитывать на то, что нашим 4 работникам удастся передвинуть камень куда требуется.
Приведенный пример, при всей его примитивности, весьма наглядно показывает, в чем заключается принцип положительного подбора сил.
Менее примитивно, но в согласии с тем же принципом положительного подбора, наши рабочие поступили бы, если б хоть немного рациональнее организовали свою работу тем, что под камень подвели бы деревянные катки. К чему сводилась бы такая организация? К тому, что здесь получилось бы еще меньше взаимного ослабления всех действующих сил; ведь без катков камень всей своей нижней поверхностью трется о землю, и это трение противодействует усилиям рабочих. Подведя катки, они ве только ослабляют это противодействие, но еще трение скольжения заменяют трением катящегося предмета,— а это последнее трение гораздо меньше первого.
Ясно, что новое сочетание сил работающих людей и сил природы значительно больше приблизилось бы к осуществлению принципа положительного подбора сил. Поэтому получился бы значительно больший полезный результат; или того же результата можно бы было достигнуть усилиями не 4, а лишь 3 или даже 2 рабочих.
Принципу положительного подбора должен удовлетворять и всякий инструмент,—и только в той мере, в какой он этому принципу удовлетворяет, инструмент является средством рациональной организации трудовых процессов. Верно, что на худой конец можно, как говорил уже в свое время Либиг, и ножницами сверлить дыры и клещами заколачивать гвозди. Но от такого подбора сил опять-таки будут страдать обе стороны: и работающему будет нелегка; работа, и работа будет плохо спориться. Вот почему материал инструмента, его конструкция, размер, вес и форма должны быть положительно подобраны к той работе, для которой он предназначен.
Это относится не только ко всему инстументу, но и к ртдельным его частям: скажем, отдельно к лезвию ножа,—оно должно быть приспособлено к материалу, который надо резать; отдельно к ручке ножа, которая должна быть приноровлена к руке, ее охватывающей. Наконец положительно подобраны должны быть отдельные части данного инструмента и друг к другу. Ручка ножа должна быть не только подходящей для руки работающего им, но должна подходить и к лезвию и к производимой им работе; поэтому иначе делается ручка ножа, чем ручка топора, и т. д.
Принцип положительного подбора сил лежит в основе решения и более сложных задач рациональной организации. Взять хотя бы такую, важную задачу, как ту, которая решается так называемой психотехникой, — профподбор и профориентация.
Люди друг от друга отличаются по своим индивидуальным психофизическим силам. Но и различные профессии или специальности также отличаются одна от другой по тем требованиям, которые они предъявляют к работнику. Для рациональной организации работы требуется подобрать профессию к человеку или человека в профессии; иными словами, согласовать особенности человека с особенностями профессии. В сущности, это — положительный подбор сил человека и тех сил сопротивления, которые ему придется преодолевать при работе по данной профессии.
Имеются перед нами, допустим, 2 работника: один—каменщик, другой—вагоновожатый в трамвае. Каждый по своей профессии получил необходимое обучение,—и все-таки оба они не на своих местах. Один не имеет тех сил, которые нужны, чтобы успешно выполнить тяжелую работу каменщика, а другой не обладает теми свойствами, которые требуются для успешной ответственной работы вагоновожатого. Каждый из них борется о трудностями своей профессии и изводит свои силы. Но страдают не только эти люди, но и выполняемая ими работа. Она у обоих будет давать результаты в небольшом количестве и плохого качества.
И вполне возможно, что как раз наш каменщик имеет все данные, чтобы сделаться отличным вагоновожатым, а наш вожатый обладает всеми свойствами, чтобы сделаться хорошим каменщиком. Что же произойдет, если мы их побудим обменяться местами, предварительно дав каждому из них соответственную подготовку? Ясно, что каждый из них на новом месте станет работать гораздо производительнее, уж, не говоря о том, что и сами они будут меньше утомляться и лучше себя чувствовать. Огромное улучшение, огромная степень рационализации будут достигнуты положительным: подбором сил людей и выполняемой ими профессиональной работы.
Совершенно очевидно: чтобы быть в состоянии сочетать силы по принципу положительного подбора, надо хорошо знать свойства этих сил, надо проникнуть в те закономерности, которым подчинено действие этих сил. Словом, чтобы иметь возможность рационально организовать производство, надо овладеть теми наукам и, которые исследуют законы действия различных сил и элементов производства. Если идет речь о рациональном использовании машин, надо знать теоретическую и прикладную механику; для рационального использования материалов надо изучить теорию сопротивления материалов, их технологию и пр.; если идет речь о рациональном использовании сил людей, то необходимо хорошо изучить психофизиологию человека, и т. д. Без этого научного знания не может быть речи о рациональной организации тех или иных сторон производственного или иного предприятия. Отсюда ясно, что действительно рациональная организация труда, и только она, имеет полное право на название «научной организации труда» («НОТ»). Опирается она на законы техники, экономики и психофизиологии труда.