Во всех таких случаях—ставится ли вопрос о нормах выработай, о величине рабочего дня, о размере нагрузки и т. д.,—всегда на такой вопрос, вообще говоря, возможно много различных ответов; но из всех этих ответов имеется всегда один, который является единственно нормальным, рациональным: это —- тот, который способствует оптимуму, т. е. тот, при котором получается наибольшее количество полезного результата на единицу израсходованных сил или—что то же—получается наименьший расход энергии на единицу достигаемого полезного результата. И отыскать это оптимальное решение задачи, как мы видели, есть возможность.
Эту центральную идею научной рационализации можно отыскать в трудах ряда выдающихся ученых Франции, Германии, Соединенных штатов Америки и других стран. Правда, ими она не обобщена, не поднята на высоту общеметодологического принципа. Но более или менее систематически принцип оптимума в отдельных случаях применялся учеными неоднократно.
Так, напр., французский физиолог Лоланье, исследуя работу человека, поднимающего груз на высоту 6 м в течение 75 секунд, последовательно увеличивал вес поднимаемого груза и каждый раз измерял количество расходуемой человеком на работу энергии (в калориях), с одной стороны, и количество совершаемой полезной работы (в кгм)—с другой; иными словами, он определял величины Е и R. Затем он вычислял величину n = E/R
И последовательное изменение коэфициента n представилось в следующем виде:
При величине груза (в кг), равной 20; 40; 60; 80; 100,
Величина n составляла 3,32; 2,38; 2,29; 2,08; 2,13,
Тут величины n расположились в правильном последовательном порядке.
Из цифрового ряда, видно, что с увеличением груза коэфициент n постепенно уменьшается вплоть до груза в 80 кг, при котором n дает наименьшую величину 2,08 калорий на 1 кгм производимой полезной работы. При дальнейшем асе увеличении поднимаемого груза до 100 ц больше кг получается обратное: n начинает уже возрастать. Тут, очевидно, оптимум нагрузки оказался равным 80 кг. Практически это значит, что переноску тяжестей в данном случае рациональнее всего было производить порциями не в 20, 40 или 60 кг, но и не порциями по 100 и больше, а именно по 80 кг (около 5 пудов).
Или вот проф. Амар исследовал работу человека при езде на велосипеде, причем Амара интересовало,—как влияет скорость работы, которую он менял последовательно от 70 до 100 ударов педали в минуту. При этом он определял каждый раз и Е, т. е. количество полезной работы (в килограмметрах), и Е, т. е. количество расходуемой энергии (в калориях). Подставив вместо 1 калории, в соответствии с законом физики, ее эквивалент 427 килограмметров, он вычислил, сколько процентов от эквивалента Е составляет каждый раз величина R. Иными словами, он определял величины m, выразив их в процентах.
Тут мы отчетливо видим, как с увеличением скорости или напряженности езды количество производимой полезной работы Е растет непрерывно. Другое дело коэфициент т: он растет только до определенного предела, а вслед затем, при дальнейшем увеличении напряженности, начинает падать.
Пределом роста m является скорость езды при 90 ударах педали в минуту. Это и есть оптимальная или рациональная напряженность работы велосипедиста при данных условиях.
Из этих и им подобных фактов, встречающихся в специальной иностранной литературе, естественно было извлечь в качестве вывода более общую идею о принципе оптимума как о крайне важном методе решения практических задач рационализации труда. Мы его и выдвинули уже много лет тому назад. Да он всерьез, собственно говоря, никем и не оспаривался. Но, признавая этот метод как теоретически правильный, иногда выражали сомнение в его практической применимости.
Теперь, однако, и эти сомнения стали беспочвенными после фактов применения этого метода кое-где в СССР, а также после того, что обнаружено, нами летом 1924 г. во время пребывания в Берлине. Оказалось, что там уже два года ведутся систематические научные исследования трудовых процессов точь-в-точь тем методом, который нами выше обоснован. Мы имеем в виду работы Института по физиологии труда при Берлинском университете. Во главе института стоит проф. Э. Ацлер, которому помогает ряд ассистентов.