Одним из наиболее распространенных источников потерь в производстве являются вредные промежутки между производственными операциями. Возможны вредные промежутки в пространстве и во времени.
Вредные промежутки в пространстве получаются там, где связанные между собою элементы производства расположены на больших, чем это необходимо, расстояниях друг от друга. Преодоление расстояния в пространстве является расходом энергии. Принцип оптимума требует, чтобы этот расход, сам по собе не превращающий сырья в продукт, был сведен к возможному минимуму, как расход непроизводительный и—в этом смысле—вредный.
Не следует думать, что требование устранения вредных промежутков в пространстве, как слишком очевидное, всегда соблюдается. Ничего подобного. Чуть не в любом предприятии вы, присмотревшись внимательно, увидите, что многие части оборудования, но ходу производственных процессов связанные между собою, отстоят друг от друга на больших расстояниях, чем это необходимо. Если вы спросите соответствующего служащего, почему эти расстояния не сокращаются, вы получите ответ вроде такого: «не знаю, это всегда так было». Словом, вы убедитесь, что здесь люди даже не думали о требовании сокращения вредных промежутков в пространстве.
На вокзалах всякий имел случай констатировать нецелесообразно большие расстояния между местом высадки пассажиров из одного поезда и их посадки в другой, то же—между местами выгрузки н нагрузки товаров. Что из этого проистекает необходимость преодолеть лишние расстояния,—очевидно, уж не говоря о задержке во времени и проистекающей из этого путанице и сутолоке, характерной для большинства вокзалов.
Значительная часть тех непроизводительных внутризаводских транспортных операций, о которых мы упомянули как об одной из форм непроизводительных потерь, как раз н является результатом забвения этого требования. Поэтому для рациональной организации предприятия необходимо, чтобы были сведены к допустимому минимуму расстояния между связанными друг с другом зданиями, частями одного здания, станками и пр. в каждой части здания.
Не следует думать, что правильное решение этой задачи необычайно просто. Обыкновенно ведь имеется не два только здания, не два только станка и т. д. Число этих элементов может быть довольно большое и связь между ними сложная, комбинирующаяся каждый раз в иных сочетаниях. Скажем, от элемента А приходится передавать некоторые предметы к элементу В, другие—к элементам С, D и т. д., а от элемента В передача также совершается то к элементу С, то к D и т. д. Если расстояния этих передач будут d1; d2, d3 u т. д., то нельзя требовать, чтобы каждое из них было кратчайшим,—поскольку минимальность расстояния является решающей. Придется считаться с тем, какие из расстояний d1, d2, d3 и т. д. приходится чаще преодолевать. Только взяв эти «взвешенные» величины, можно будет выставить требование, чтобы сумма «взвешенных» расстояний была наименьшей (конечно, с учетом правил техники безопасности).
Современные способы расположения элементов производства в целях достижения непрерывности потока производственных процессов,— о чем речь будет ниже,—значительно упрощают разрешение формулированной нами задачи, но не устраняют ее. Требование устранения вредных промежутков в пространстве остается во всяком случае в силе.
Что касается вредных промежутков во времен и, то их устранение имеет не менее важное значение. При прочих равных условиях время не является, как мы уже знаем, безразличным для рациональной организации. Совратить время, в течение которого закончится производственный цикл,—значит получить возможность с тем же оборудованием, с тем же составом рабочей силы создать больше продукции, т. е. увеличить коэфициент m. Уже по этому одному следует заботиться, чтобы элементы работы были приближены друг к другу во времени.
Яркий, весьма яркий образчик вредных промежутков во времени мы видели уже в приведенной выше картине хождения по мукам рабочего на ленинградском заводе «Большевик». Но, если не в такой резкой форме, это зло гораздо больше распространено, чем это можно думать. Этих вредных промежутков обыкновенно не замечают, потому что привыкли к ним и даже не считают их вредными.
Рабочий кончил работу, ему должны дать другую,—он ждет: это вредный промежуток. Рабочему во время работы не хватает материала, приходится ждать, пока его доставят (если не сам рабочий вынужден его искать): это вредный промежуток во времени. Иногда целый цех. целая часть предприятия не может продолжать своей работы потому, что не поспел во-время в другой цех, подготовляющий материал для первого: получается весьма чувствительный вредный промежуток. Во всех этих и многих дш подобных случаях создается задержка работы, простой станков, вынужденный прогул рабочих, удлинение производственного периода, дезорганизация,—словом, понижение коэффициента рациональности производства.
Могут подумать, будто такие промежутки не являются вредными во всяком случае для рабочих,—раз только им не приходится бегать в поисках материалов и пр., а оставаться в ожидании у своего рабочего места. Могут подумать, что это промежутки отдыха для рабочих. Такое представление было бы основано на коренной ошибке. Такого рода промежутки ожидания ни в коем случае не являются отдыхом; они представляют период не динамической, правда, но статической работы организма, вызывающей, как мы увидим, так называемое пассивное утомление. Рабочий не делает полезной работы; но работу его организм производит.
Он стоит, скажем, у станка, это—работа. Он даже не просто стоит, как свободно стоит человек во время короткого разговра с кем-либо: он стоит в особой, более или менее рабочей позе, отражающей его готовность к производственной работе и выражающей напряженное состояние известных частей нервно-мышечного аппарата. Словом, рабочий совершает непроизводительный расход энергии, как непроизводительно работает станок во время холостого хода. Надо подчеркнуть, что именно этим именем («Leergang») назвал эти вредные промежутки в деятельности рабочих известный германский проф. Аббе, стремившийся на практике (на заводе оптических инструментов Цейеса в Иене) устранять все виды холостого хода живой машины— работающего человека.
Надо идти дальше и сказать: вредными промежутками во времени надо считать не только промежутки между рабочими операциями вообщее, но и промежутки между производительными операциями. Это значит, что такими вредными промежутками являются периоды не только вынужденной бездеятельности, но и периоды, во время которых совершается внешняя работа, но работа непроизводительная.
Это вытекает из нашего исходного пункта: принцип оптимума требует, чтобы к минимуму были низведены все виды затраты энергии, не превращающейся в полезный результат. А такими затратами являются виды тех непроизводительных потерь («waste»), о которых мы вверили выше. В частности, стало быть, вредным промежутком является та работа по внутризаводскому транспорту, которую можно вовсе странить путем рационального использования и согласования элементов производства.
Вот один из многих примеров, тем более показательный, что он относится в такому нашему гиганту, как Коломенский завод: «Наш завод, выстроенный по старинке, теперь сильно тормозит дело благодаря неправильному расположению цехов. Из-за разбросанности цехов создается лишнее передвижение фабрикатов и полуфабрикатов. Кроме того, это заставляет иметь лишнюю рабочую силу, а следовательно вызывает и лишние расходы». Принятые некоторые весьма скромные меры привели к сокращению числа вспомогательных рабочих на 870 человек, без которых «завод прекрасно обходится» («Труд» от 5 ноября 1926 г.).
С этой точки зрения выдвигается тесная организационная связь между обоими видами вредных промежутков—в пространстве и во времени. Устранение вредных промежутков в пространстве приводит к сокращению вредных промежутков и во времени, устраняя необходимость тратить время на преодоление лишних промежутков в пространстве. И то и другое приближает нас к осуществлению оптимума. И то и другое, устраняя вредные промежутки, уплотняет производственные процессы, т. е. ведет нас к и интенсификации производства, которая, как мы уже видели, является путем рациональной организации. Поскольку же устранение вредных промежутков совершается путем лучшего согласования между собою отдельных звеньев производства, мы получаем приближение к осуществлению цепной связи производственных процессов, где одно звено непосредственно связано с другим.
Следует подчеркнуть, что сюда относится полностью то, что выше сказано о взаимоотношении между интенсификацией производства и интенсификацией труда. Устраняя всякого рода вредные промежутки, мы тем самым осуществляем первый вид интенсификации, но не второй. Иными словами, мы можем, устраняя вредные промежутки, уплотнить ход производственных процессов, вовсе н е уплотняя затраты энергии рабочих в каждом отдельном процессе.
Можно даже констатировать как раз обратное: именно- большие вредные промежутки, имеющиеся в производстве благодаря его нерациональной организации, фактически часто вызывают стремление руководящего персонала недостающую интенсификацию производства компенсировать усиленной интенсификацией труда. Тогда мы можем наблюдать ненормальное положение: рабочих торопят изо всех сил, уплотняя до крайности их труд во- время рабочих процессов, а вслед затем тут же наступают значительные вредные промежутки, когда рабочим приходится долго ждать или добиваться получения повоя работы, материалов, чертежей и пр. или когда рабочая сила непроизводительно затрачивается на перемещение предметов, на их складывание, перекладывание и т. п.,—словом, на те процессы, которые можно совсем устранить при лучшей организации дела.
Тут перед нами в новой форме, вырисовывается еще и знакомое положение: интенсификацию производства путем устранения вредных промежутков надо вести до возможного максимального- предела, и на этом пути для организатора возможны еще огромные достижения; дчя уплотнения же труда, затраты человеческой энергии самой природой человека поставлен весьма тесный предел. Также ясно обрисовывается приведенными соображениями и другое положение,—вернее, старое, но поворачивающееся к нам новой стороной: мы уже видели, что чрезмерная интенсификация труда—враг рациональной организации; теперь мы видим, что рационализация производства, в форме устранения вредных промежутков, избавляет руководителей предприятий от лишнего стимула к чрезмерной интенсификации труда.
Тем более важное значение приобретает поэтому требование устранения вредных промежутков в производстве.