Выяснив в общем выгоды, получающиеся от стандартизации, следует наметить общий характер линий, по ко-торым она идет.
Стандартизации подвергаются и изготовляемое изделие, и необходимые для него материалы и полуфабрикаты, и орудия и приспособления, которые необходимы при производстве, и сами производственные процессы, равно как и обстановка, в которой они совершаются.
Уже одно перечисление тех линий, по которым может и фактически направляется стандартизация, показывает, что останавливаться на каждом из объектов стандартизации или даже только дать их перечень представляется невозможным, да и ненужным.
Исторически в выборе этих объектов первоначально решающую роль играли интересы не производства, а потребления. Это вполне понятно, так как большой удельный вес и сложность фабрично-заводского производства и вообще-то представляют продукт развития лишь последнего ряда десятилетий.
Одним из первых объектов стандартизации были меры—веса, длины и пр. Это становилось необходимым ввиду того, что народные обычай в населении, жившем весьма раздробленно, без современных способов общения и сообщения, привели к большому разнообразию местных мер (вроде локтей, футов, ярдов и пр.). По мере того как созревали, условия для образования национальных государств, эта бесконечная пестрота и путаница становились нестерпимыми. Нужна была Великая французская революция, чтобы пошла в ход созданная ею величайшая стандартизация—установление единой метрической системы.
Параллельно с мерами, объектом стандартизации становились деньги,—конечно, лишь в пределах данной страны. В международном масштабе до сих пор не осуществлено введение даже метрической системы. В том же направлении стандартизации идет попытка введения десятичной системы Дьюи, преимущественно в применении к библиотечному делу, к регистрации, в делопроизводстве. Она, однако, вряд ли продвинется дальше значительно: слишком случайно и недостаточно деление на 10 только элементов.
Несколько успешнее обстоит дело со стандартизацией измерения температуры (в градусах Цельсия, а не Реомюра или Фаренгейта). По крайней мере в пределах каждой страны уже устанавливается все прочнее единый способ измерения температуры. У нас в СССР уже с начала 1925 г. воспрещены изготовление и ввоз из-за границы термометров с делением больше или меньше 100 градусов. С 1 января 1927 г. все температуры иного рода, чем Цельсия, должны быть заменены 100-градусными как в местах общественного пользования, так и в технике, в медицине, в торговле и промышленности. И, как бы ни упрямились кое-где, напр. Америка со своими Фаренгейтами, фигурирующими наряду с градусами Цельсия, дальнейшее распространение метрической системы даст, конечно, торжество измерению температуры в градусах Цельсия и в Америке, и во всем мире.
Если не абсолютно, то относительно правильным будет положение, что легче поддаются стандартизации (даже международной) такие объекты, которые используются не широкими массами в их повседневном обиходе, а узкими группами верхов общества, преимущественно в области науки и искусства. Сюда относится давнишняя стандартизация обозначения химических элементов и формул химических соединений, музыкальных нот, математических элементов и т. п.
Объектом стандартизации неизбежно должна была сделаться и та температура, при которой производятся точные измерения протяжений, так как эти протяжения изменяются в зависимости от температуры. Судить о том, соответствуют ли размеры изделия или его части предъявляемым к ним требованиям, можно лишь производя измерение при определенной, постоянно одинаковой температуре. Особенно важно это в том случае, когда измеряются две части, которые изготовляются в разных местах и потом подлежат соединению,—стало быть, должны точно подходить друг к другу. Это, очевидно, возможно лишь при условии, что- размеры обеих частей проверялись при одной и той же температуре.
Такой температурой раньше считали 0 градусов, т. е. температуру таяния льда. Это тем более, что самая единица измерения длин—метр— была конвенцией 1875 г. в Париже установлена как расстояние между конечными штрихами, оказывающееся на международном прототипе метра именно при нуле градусов. Теперь, однако, германский Комитет по стандартизации (Normenausschuss der deutschen Industrie), но соглашению с Голландией, Швейцарией, Австрией, Швецией и Соединенными штатами Америки, установил стандартную температуру для измерений в 20 градусов Ц, так как ее легче получить и при ней легче работать, чем при нуле градусов. Во Франции держатся еще температуры в нуль градусов, а в Англии и Канаде—162/3 градуса Цельсия.
Сравнительно ранним объектом стандартизации, естественно, сделалась ширина железнодорожной колеи. С тех пор как стали строиться и эксплоатироваться железные дороги, стало неизбежным обращение одного и того же подвижного состава по разным железнодорожным линиям, чтобы избежать лишних перегрузок товаров. А для этого требовалась одинаковая ширина рельсовой колеи. В большинстве стран она установлена: расстояние между наружными гранями рельсовых головок равно 1435 мм. У нас это расстояние равно 1 524 мм (5 футов).
В международном масштабе и тут, следовательно, нет еще стандартизации, хотя интересы облегчения и ускорения международного товарообмена безусловно требуют этого. Но тут вмешивается дезорганизующее действие милитаризма и империализма: своей колее стараются иногда придать не такую ширину, как у соседних государств, чтобы не допустить «вражеских» поездов и «вражеской» военной силы в свою страду.
Стандартизации подлежит также направление движения, притом не только железнодорожных поездов, но и экипажей, автомобилей, отчасти и пешеходов. В каждой стране господствует одно определенное направление. В Германии и у нас это—движение с правой стороны, в Австрии и Швейцарии—с левой стороны, во Франции— с правой и т. д. Единство направления движения по всей стране— требование крайне важное: переезжая с одного места на другое, человек, при таких условиях, попадает в стандартную в этом отношении обстановку. При интенсивности и скорости современного движения, особенно в городах, это крайне важно, чтобы встречные потоки движения не приходили в столкновение между собою: каждый знает, что при встречах надо ехать с правой стороны (у нас, например). Вырабатывается автоматизм в ориентировке, исключающий ошибки и неизбежные при них катастрофы.
Но и тут приходится отметить то же печальное явление: отсутствие стандарта в международном масштабе. Между тем именно в этом пункте -это крайне острая надобность, ибо тут нестандартизованность чревата опасностью для человеческой жизни. Ведь мы живем в эпоху чрезвычайно интенсивного международного общения. Сегодня вы в Берлине, завтра в Вене, через пару дней в Париже, затем в Праге.
Что же получается? Вы на улице, в водовороте движения трамваев, экипажей, автомобилей и т. д. Чтобы убежать от мчащейся на вас вереницы автомобилей, вы должны быстро решить вопрос: в какую сторону бежать. Чтобы это решить, надо знать, какой стороны держатся движущиеся автомобили и пр. Но. решать надо такие вопросы моментально,—иначе катастрофа весьма вероятна, неизбежна. Быстрота эта дается только автоматизмом человека. Если б во всех странах направление движения было одно и то же, стандартное,—скажем, с правой стороны,—сложившаяся привычка моментально привела бы к автоматически правильному решению и устранению опасности. Нельзя же в момент опасности начать соображать, в каком городе вы теперь находитесь и в каком направлении совершается здесь движение,—тут запутаться и попасть под колеса очень легко.
Отсутствие международной стандартизации в этой области— весьма существенное зло. Никто, к сожалению, не пробовал определить какой процент числа (вообще огромного,—особенно в таких городах, как Нью-Йорк, Лондон, Париж) жертв уличного движения вызывается нестандартизованностью направления движения. Надо думать, что этот процент довольно ощутителен, и число человеческих смертей и инвалидности, проистекающих из этого источника, определяется многими тысячами, может быть, и десятками тысяч в год.
Еще хуже, пожалуй, то, что даже в отдельных странах еще нет полной стандартизации направления движения. Во Франции, например, наблюдается неодинаковое направление движения на улицах, в метрополитэнах, на их входах и выходах, на железных дорогах. В Чехо-Словакии движение на улицах совершается е левой стороны, а на железных дорогах—отчасти с правой. В последнем случае это, по-видимому, результат образования нового после мировой войны государства, выкроенного из кусочков, отрезанных от различных государств. От этого, конечно, не легче тем лицам, которые являются жертвами та,кого вопиющего отсутствия стандартизации.
К тому же результату — уменьшению количества человеческих жертв—может вести еще другой вид стандартизации: это стандартизация в области техники безопасности. Применение одинаковых стандартных ограждений машин, сигналов об опасности, плакатов, иллюстрирующих меры предосторожности и т. п., могло бы повлечь за собою автоматичность поведения работающих и, благодаря этому, сокращение числа несчастных случаев.
Из предметов потребления объектом количественной стандартизации во многих странах является формат бума г и. При этом устанавливается несколько стандартных форматов так, чтобы каждый меньший формат мог получаться путем деления большего формата на 2 части (или больше). Тут выгода, конечно, в том, что не получается обрезков, т. е. бумага используется наиболее экономно. В Германии, например, формат бумаги для коммерческих отношений установлен в 210 X 297 мм. При одинаковости форматов бумаги сильно облегчается хранение документов в папках, регистратура и пр. В согласии со стандартизацией бумаги идет и стандартизация конвертов.
Существенной является стандартизация домов. Она была в особенности выдвинута острым жилищным кризисом в связи с мировой войной. В Англии и в других странах стали жилищное строительство вести массовым способом: более или менее одинаковые стандартные дома составляются из одинаковых частей (двери, окна, рамы, лестницы), изготовляемых в одном месте, затем развозимых по местам сооружения домов. Стандартность при этом нисколько не осуждает дома на внешнее казарменное однообразие.
Стандартизация такого рода не только весьма значительно ускоряет сооружение домов, но и дает большое их удешевление.
Расположенная поближе к источнику, лесных материалов, такая «фабрика домов» доставляет на места уже готовые части, т. е. прежде всего устраняет перевозку, огромного количества леса, остающегося на фабрике в виде стружек и обрезков. Затем1 все эти отбросы могут быть использованы,—в этом случае возить их с места постройки было бы невыгодно. Что при стандартизации домов получается легкая взаимозаменяемость частей, стало быть, облегчается и удешевляется ремонт домов,—это само собой разумеется.
О размере экономии, достигаемой при одной только постройке домов, сообщают следующее относительно одного из московских заводов, занимающихся выделкой стандартных деревянных домов: на постройку одного и того же дома требуется при обычном индивидуальном изготовлении его частей на месте сооружения 875,44 человеко-дней, а при механическом изготовлении частей на «фабрике»—только 194,01 человеко-дней (из них на фабрикацию 28,56, а на сборку 165,45 человеко-дней). Получается, таким образом, экономия в 681,43 человеко-дней) т. е. экономия в 78 %.
Существенное значение при нынешнем развитии массового производства приобрела стандартизация упаковки фабрикатов в их деталей. Тут важна, во-первых, стандартизация качественная: плохой мешок, например, портит сахар; во-вторых, стандартизация количественная: при одинаковых формах и размерах тары товар легче, экономнее укладывается в железнодорожные вагоны. При таких условиях надо рассчитать расположение товаров в вагоне так, чтобы был использован его объем полностью. На этом одном пункте Форд, например, получил крупную выгоду.
Кроме стандартизации тары необходима еще и стандартная марка, которую фирма ставит на упаковку.
В технике большую роль играет стандартизация чертежей. Тут имеются в виду и одинаковые форматы чертежных листов (и их кратные, допускающие получение основного формата путем его складывания), и одинаковые способы вычерчивания (в смысле толщины и характера линий и пр.) одинаковых предметов, одинаковой их раскраски. Наконец здесь важно одинаковое условное обозначение линиями или буквами одинаковых деталей, как винты, заклепки, флянцы, муфты, задвижки и пр.
Понятно, такие части, как флянцы, муфты, патрубки, розетки, штепселя, краны и пр., как соединительные, должны быть стандартизованы и в натуре—в отношении размера и форм. Должны быть стандартизованы патроны, в которые ввинчивается цоколь электрических ламп. В частности и в особенности серьезное значение стандартизация таких соединительных частей приобретает в отношении пpотивопожарного оборудования. Пожарные рукава, например, должны подходить к водопроводным кранам. Передают даже такой факт: в одном южно-германском городке был пожар; тушение пожара оказалось невозможным лишь потому, что из ближайших мест одни имели соединение рукавов по баварским нормам, другие—по вюртембергским. Согласование между собою различных стандартизованных предметов, друг с другом связанных, имеет весьма существенное значение. Так, например, необходимо добиться, чтобы Резинотрест согласовал свои типы калош с фасонами обуви, выпускаемыми обувными фабриками. Были же у нас такие печальные случаи, когда выписывались из-за границы печатные станки и рулоны бумаги, но так, что бумага не подходила к станкам.
В сфере торговли кое-где стандартизация пошла даже довольно далеко. В Американских соединенных штатах, например, есть немало ресторанов, где отпускаются стандартные блюда, напитки, где выработаны стандартные меню (списки блюд). Там же имеются магазины цветов, сигар, конфет, где одни и те же виды товаров всегда лежат на одних и тех же местах во всех магазинах данного рода. Благодаря этому покупатель уже заранее знает, куда ему направляться, чтобы найти нужный ему род цветов или сигар. Мало того: тут можно, посмотревши какой-либо товар, преподнести его в подарок знакомым, кивущим за тысячи верст от данного города: стоит только дать телеграмму с указанием адреса и места, где лежит данный товар,—и через час подарок будет получен на громадном расстоянии.
Все изложенное наметило самые разнообразные направления, по которым расходятся линии применения принципа стандартизации. И эту часть изложения, пожалуй, не мешает заключить указанием на необходимость стандартизации ведомостей стандартизации: необходимо обеспечить и одинаковый: формат таких ведомостей, и одинаковый порядок расположения в них материала, и одинаковый шрифт, которым печатается определенная часть этого материала, и т. д.
Наметив многие своеобразные линии направления стандартизации, надо все-таки напомнить, что центр тяжести стандартизации лежит теперь в сфере производства, а не потребления и охватывает все его элементы, начиная от материалов, переходя через оборудование и процессы и кончая окончательным продуктом производства. При этом стандартизация легче внедряется в сфере производства средств производства, в сфере тяжелой промышленности. Тут и потребителями изделий являются про извозите ли. Их число всегда меньше, чем число потребителей продуктов их производства. С производителями поэтому легче спеться насчет определенных стандартов. Притом же их требования не могут отличаться таким капризным характером, как требования масс, покупающих предметы личного потребления.