Трудности стандартизации


Как ни велики те выгоды, которые народному хозяйству сулит стандартизация (с нормализацией и специализацией),—она все же в некоторых условиях того же народного хозяйства современности встречает сильные препятствия на пути своего осуществления. Главное препятствие заключается в конкуренции владельцев частных предприятий.
С одной стороны, предпринимателю как производителю изделий выгодна их стандартизация и нормализация, с другой—ему с точки зрения сбыта своих изделий выгоднее или кажется более выгодным производить разнообразные изделия. Чтобы бороться против своих конкурентов, он стремится к ним не допускать вовсе своих клиентов. А для этого он старается иметь к услугам этих клиентов, разнообразные изделия, которые им нужны или могут им понадобиться. Предприниматель тут состоят из «с одной стороны» и «с другой стороны».
Частно-капиталистичеекая форма хозяйства как препятствие к полному осуществлению стандартизации,—эта, черта бросается в глаза не только в области данной, но и в некоторых других проблемах рационализации.
Со стороны потребителей стандартизация встречает еще препятствие в самой классовой структуре современных обществ: неодинаковостью предметов потребления жилища, его обстановки и т. п. часто стараются сигнализировать свою принадлежность к «высшим» классам.
Отказ от стандартизации, как результат противоречивости положения частного предпринимателя, характерен в области производства не только таких предметов личного потребления, как хлопчатобумажные и шерстяные ткани, но и в различных других отраслях производства. Другая линия проявления частновладельческой жажды барыша направлена в сторону забот о том, чтобы клиенты почаще покупали данные изделия. Именно с этой целью предприятия иногда меняют конструкцию машины, рисунок ткани и пр. Прежние конструкции, рисунки и пр. делаются благодаря этому устарелыми, у клиентов ш-здается искусственным путем надобность покупать новые изделия.
В машинах, автомобилях тут присоединяется еще один штрих хитрой торговой политики: с введением новых конструкций и моделей с рынка исчезают запасные части для ремонта машин прежней конструкции—поневоле приходится переходить на новую. На этой почве произрастает нездоровая тенденция частых изменений в изделиях—изменений иногда незначительных, ненужных. Эта, нездоровая тенденция относится не только к машинам, но и к другим продуктам промышленного производства. Особенно значительные препятствия встречает на своем пути стандартизация в тех отраслях производства, продукты которых являются предметами моды. Тут и сама покупательская масса бывает падка на разнообразие и сравнительно частые изменения вида, формы, окраски изделий. Да и предприятия, учитывая эту капризность вкусов и требований покупателей, стараются угодить, а то даже и усилить эту капризность требований. Особенно сильна эта задерживающая стандартизацию струя в сфере таких продуктов, как платье, обувь. 6елье и т. п.
Б таких отраслях стандартизация с величайший трудом только может пробить себе дорогу. И вообще-то, как мы уже указывали, стандартизация не должна свестись к искусственному н принудительному нивелированию жизненного разнообразия, н поэтому почти везде производство должно считаться с необходимостью известного ассортимента, допускающего некоторую градацию типов, размеров и форм. Но там, где тон задает мода, кроме объективно диктуемого жизнью определенного ассортимента,—субъективные вкусы, подчинение мнению окружающей среды, социально-классовые, групповые различия и личные капризы вносят в производимые изделия крайнюю пестроту и неустойчивость, тормозящие дело стандартизации в весьма большой мере.
Вот тому яркая иллюстрация.
У нас после проведенной некоторой стандартизации в области хлопчатобумажных тканей их ассортимент состоит из 4 000 сортов; вот почему, как мы видели, над одним только учетом сортов в одном только текстильном синдикате сидит 600 служащих. Но что особенно характерно для этой области вкусов, моды,—это то, что есть много сортов тканей, сделанных из одного и того же суровья, обходящихся в одну и ту же цену и почти ничем друг от друга не отличающихся, но зато носящих бесконечно разнообразные и обязательно иностранные, непонятно мудреные названия. Тут и бельфас, и туальдэтэ, и велюр, и аморант, и виола-макминю, и гринсбон, и бельфор, и канбера; тут и добавления вроде саржанет, риен, англес, тале, разные экстры и примы, названия иностранных государств, рек, богинь, королев и т. д. и т. д. без конца.
Помимо- влияния моды, тормозящим стандартизацию фактором иногда являются специфические интересы потребления, приводящие его в прямую коллизию с интересами производства. Примером может служить производство бутылок для пива и вина. Тут идет жестокая тяжба между обеими сторонами по вопросу о том, быть или не быть донному углублению в бутылке. В этом углублении заинтересованы пивоваренные заводы: оно уменьшает фактически содержащееся в бутылке количество жидкости при том же ее внешнем виде и размере. Но то же донное углубление значительно удорожает производство бутылок: оно вызывает необходимость употребить на них больше стекла, требует больше работы на изготовление бутылок и дает больше брака в производстве,—стало быть невыгодно для стекольных заводов.
Все указанные препятствия и трудности, несомненно, сильно тормозят дело развития стандартизации,—особенно в капиталистических странах.

Вернуться в оглавление книги...