Уже в предыдущем изложении нам приходилось наталкиваться на вопрос об объеме продукции и его отношении к тем или иным линиям рационализации. Современная индустрия, в связи с всепроникающей ее потребностью в рационализации, имеет тенденцию к массовому производству.
Тут приходится различать три ступени: производство единичное, серийное и массовое. На первой ступени в каждом данном случае изготовляется конечный продукт для единичного употребления, причем в его типе, конструкции и способе производства обыкновенно имеют место каждый раз какие-либо отклонения от предыдущих и последующих случаев. В серийной эти отклонения уже касаются не каждого отдельного изделия, а целой серии или ряда изделий (в 5, 10, 12, и т. д. штук). Внутри же серии царит однородность. Наконец в массово м производстве эта однородность охватывает не только ряд или серию изделий, а их большую массу.
В основе массовости, впрочем, может лежать и не число единиц, а величина изделия. Возведение одного большого сооружения—здания железнодорожной станции, порта,—содержит уже элемент массы. Сооружение военного судна, с его массой составных элементов, отдельных деталей и пр. также может быть отнесено к массовому производству.
В случае большого числа небольших изделий массовидпость получается чаще благодаря последовательности во времени совершаемых однородных производственных процессов. В случае же большой величины одного сооружения приближение к массовому типу производства достигается параллельностью работ, совершаемых одновременно в разных местах будущего сооружения: железнодорожное полотно изготовляется сразу во многих пунктах (после разбивки линии), тоннель пробивается одновременно с обоих его концов; стены здания возводят сразу по всей его периферии.
Все изложенное выше достаточно говорит в пользу того, что самой массовидности производственных процессов присущ элемент приближения к оптимуму. Уже большая масса однородных операций ведет в увеличению коэфициента рационализации, создавая возможность единовременных затрат на качественное улучшение факторов массового производства и их лучшее сочетание.
И именно поэтому, с одной стороны, все методы рационализации производства и повышения производительности труда, о которых была и будет у нас речь, ведут к реализации массового производства; с другой стороны, само массовое производство создает почву для большего применения методов рационализации. Всякий механизм, машина, будучи сама воплощением рационального использования сил, увеличивает массу производимой продукции. С другой стороны, чем больше «масса» машины, тем ближе К оптимуму ее действие: чем больше, например, мощность паровой машины, тем меньше расход топлива на одну лошадиную силу этой мощности.
Во многих случаях о увеличением массы затрата возрастает в квадратной степени, а полезный эффект—в кубической. Мы уже видели это в применении к таре (упаковке и пр.) по сравнению с полезным грузом. То же относится к судну, к паровому котлу
и т. п.
Выше показано было, какое большое рационализирующее значение имеет совмещение «точек» (в пространстве и во времени). Но именно большая масса производства, естественно, дает огромное поле возможного применения правила совмещения «точек». То же относится и к правилу подготовки в вышеуказанном смысле. Она всегда требует много сил и времени; между тем ее удельный вес, значение одной и той же подготовки, (становится тем больше, чем больше масса производства, для которого произведена подготовка.
Если мы для газеты получаем информацию, телеграммы, составляем статьи, делаем набор, ведем корректуру и пр., то все эти подготовительные затраты сил и времени будут одинаковы в случае издания газеты в 1000 экземпляров, как и в том случае, когда газета издается в миллионах экземпляров: в последнем случае останется только необходимость большей затраты на бумагу и печатание.
Мы видели, какую рационализирующую роль играет разделение труда в его многочисленных разновидностях. Но именно массовое производство создает почву для широкого и глубокого проведения разделения труда, точно так же как именно разделение труда неизбежно увеличивает массу производимой продукции. Еще Адам Смит подчеркивал, что изолировано рабочий мог бы выделать, пожалуй, не более одной булавки в день, между тем как в мануфактуре на того же рабочего приходится 4 800 булавок дневной выработки. Но в современной фабрике, где помимо разделения труда находит себе применение развитая машинная техника и пр., на одного рабочего приходится уже 1,5 миллиона булавок в день.
Органическая связь между массовым производством и стандартизацией, после всего изложенного выше, слишком очевидна, чтобы на этом надо было особо останавливаться. И это относится, конечно, ко всем ее видам: стандартизации типов изделия, нормализации частей и специализации предприятий.
Также очевидно, что усовершенствованная машинная техника, воплощая в себе высокий органический состав капитала, возможна лишь в меру массового объема производства, при котором капитал ложится малым расходом на единицу продукции. Фордовский 49-шпиндельный сверлильный станок только потому возможен, что Форд выпускает до 10000 автомобилей в день. Доменную печь нельзя поставить в мелкой мастерской.
Можно сказать, что рационализация, сама по себе представляющая известный расход сил на подготовку, расчленение, координирование, на технику улучшения, на вспомогательные операции, на транспортные расходы и пр. и пp., словом, представляющая тару производства,— выгоднее при большой массе, ложась меньшим расходом на единицу продукции.
Все методы рационализации неразрывно связаны с массовым производством, как его условие и, в то же время, его последствие. Притом все методы рационализации в данном случае действуют, не становясь рядом друг с другом, а взаимно усиливая друг друга. Тут в своем роде не арифметическое, а организационное суммирование, которое приводит к потенцированному (усиленному) полезному эффекту.
Отдавая себе отчет во всем огромном значении массового производства, не следует, однако, впадать в фетишистское преклонение перед ним как плюсом, не имеющим пределов. На самом деле массе производства ставится предел,—притом и снизу и сверху.
Предел снизу сам собою очевиден: применение приемов массового производства выгодно только при известном минимальном пределе массы продукции.
нает давить на все организационное здание, вызывая необходимость в новых затратах. Например для дома требуется определенная площадь земли и одна крыша—независимо от «массы» дома, т. е. числа его этажей. Но при увеличении числа этажей выше определенного предела станет необходимым такое усиление фундамента, такое увеличение толщины стен, стоимости лестниц и пр., что дальнейшее увеличение высоты дома или его «массы» станет невыгодным.
На такой же предел сверху в области торговли указал в Германии бывший министр, проф. Гирш, в качестве эксперта анкетной комиссии: для каждого вида торговли действует закон «кривой расходов», по которому с увеличением массы сбыта расходы на единицу товара понижаются, но, начиная с известной высоты этой массы, дальнейшее ее увеличение влечет за собою уже процентуально более быстрое возрастание накладных расходов. И здесь, стало быть, имеется оптимальный предел массы.
В промышленном производстве верхний предел массе ставится еще условиями сбыта, экономической конъюнктурой, финансовыми условиями, аппаратом управления и т. д. Форд, побивший все рекорды, массового производства, больше всех подчеркивает, как известно, факт наличия такого предела. И тому же Форду суждено было на себе самом почувствовать недавно всю силу этого предела, когда у него наступил кризис сбыта.
Верхний предел массовому производству иногда ставится опасностью нарушения закона пропорциональности частей или «цепной связи».