Формы коллективного премирования работников предприятий
А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.
Формы коллективного премирования действуют только на предприятиях, коллективы которых добились выполнения и перевыполнения производственных планов и получения сверхплановых накоплений. Коллективное премирование производится за счет премий по Всесоюзному социалистическому соревнованию, фонда предприятия и прибыли, полученной от реализации продукции цеха ширпотреба (в размере 12,5 процента от полученной прибыли).
Премирование коллективов — победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании было установлено еще в период Великой Отечественной войны. Дальнейшее развитие эта форма получила в послевоенные годы. Размер премии определяется местом, которое предприятие заняло в соревновании, и количеством людей, работающих на нем. Премия выплачивается за счет сверхплановой прибыли или сверхплановой экономии данного предприятия.
Тридцать — сорок процентов от суммы полученной премии направляется на улучшение жилищных условий и культурно-бытового обслуживания работников предприятия, а именно: на ремонт жилых домов и культурно-бытовых учреждений, приобретение инвентаря для клубов, красных уголков, столовых, детских учреждений и т. д., а также дополнительное комплектование библиотек и читален. Смета этих расходов должна быть согласована с фабрично-заводским комитетом профсоюза.
Остальные 60—70 процентов используются на премирование работников предприятия, причем на премирование рабочих расходуется не менее 50 процентов сумм, выделенных для индивидуального премирования. Многие предприятия распределяют эти суммы в зависимости от того, какое место во внутризаводском соревновании занял тот или другой коллектив цеха или отдела.
Второй формой коллективного премирования является премирование из фонда предприятия. Фонд предприятия (введен с января 1956 года взамен существовавшего ранее фонда директора) образуется во всех состоящих на хозяйственном расчете с самостоятельным балансом государственных промышленных предприятиях, выполнивших и перевыполнивших государственный план по выпуску товарной продукции и по основной номенклатуре,- утвержденной министерством, а также задание по снижению себестоимости продукции и по плану прибылей. Общая годовая сумма отчислений не должна превышать 5 процентов годового фонда заработной платы основного персонала с пересчетом на фактический объем выпуска продукции. Окончательный размер отчислений устанавливается по годовому
отчету. Утверждение фонда предприятия производится министерством (или другим центральным учреждением) по итогам деятельности предприятия за год, а отчисления — ежеквартально в размере 50 процентов. Средства из фонда предприятия расходуются на основании сметы, согласованной директором с председателем фабрично-заводского комитета. До 50 процентов направляется на расширение производства, внедрение новой техники, строительство и ремонт жилого фонда сверх того, что предусмотрено сделать за счет капитальных вложений. Остальная часть идет на улучшение культурно-бытового обслуживания работников предприятий, приобретение путевок в дома отдыха и санатории, строительство детских учреждений и клубов, домов отдыха и санаториев, оказание материальной помощи и индивидуальное премирование. Суммы, выделяемые по смете на индивидуальное премирование, иногда расходуются на поощрение победителей во внутризаводском социалистическом соревновании.
Правильное построение систем премирования имеет огромное народнохозяйственное значение. Практика работы многих предприятий показывает, что премирование руководящих, инженерно-технических работников и служащих является мощным рычагом дальнейшего улучшения работы всех отраслей народного хозяйства. Коллективные формы премирования в сочетании с правильной организацией оплаты труда повышают материальную заинтересованность работников в дальнейшем росте производительности труда и рентабельности работы предприятия. Необходимо добиться, чтобы системы премирования стимулировали не только увеличение количества выпускаемой продукции, но также улучшение ее качества.