Планирование численности вспомогательных рабочих и других категорий работников предприятия
А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.
С точки зрения задач планирования вспомогательные рабочие подразделяются на две группы: занятые на нормируемых работах и занятые на ненормируемых работах.
Первая группа вспомогательных рабочих планируется аналогично основным производственным рабочим на основе данных о трудоемкости вспомогательных работ, балансе рабочего времени одного вспомогательного рабочего и запланированных организационно-технических мероприятий по вспомогательному производству.
Так, например, для того чтобы определить необходимое количество грузчиков, работающих на заводской железнодорожной ветке, и количество путевых рабочих, обслуживающих ее, необходимо рассчитать трудоемкость погрузочно-разгрузочных и путевых работ. Если планом оргтехмероприятий предусматривается сокращение нормативной трудоемкости погрузочно-разгрузочных работ на 20 400 нормо-часов, а плановый коэффициент выполнения норм равен 1,3, то фактически необходимое количество трудочасов для производства погрузочно-разгрузочных работ составит 123 040 [(180 360—20 400) : 1,3].
При реальном фонде рабочего времени одного вспомогательного рабочего, равном 2 160 часам, необходимое количество рабочих-грузчиков будет равно 57 (123 040:2 160).
Если на путевых работах в плановом периоде не предусматривается никаких оргтехмероприятий, то при плановом коэффициенте выполнения норм, равном 1,3, должно быть 8 путевых рабочих [(24 640: 1,3) : 2 160].
Аналогичным образом подсчитывается требуемое количество ремонтных рабочих, рабочих-инструментальщиков и других вспомогательных рабочих-сдельщиков, занятых на нормируемых работах.
Расчет численности второй группы вспомогательных рабочих производится или по рабочим местам или по нормам обслуживания оборудования и рабочих мест.
Подобным образом рассчитывается количество крановщиков, стропальщиков, кладовщиков и т. п. Так, например, необходимое количество крановщиков на заводе для работы в две смены на 20 кранах составит 44 [(20 х 2 х 100) : 90].
Если количество рабочих мест невелико, не более пяти-шести при односменной работе и двух-трех при многосменной, то необходимое количество вспомогательных рабочих определяется по числу рабочих мест и количеству смен без учета процента эффективного (реального) рабочего времени. Это объясняется тем, что при наличии, например, 6 крановщиков нет возможности иметь еще одного крановщика, который заменял бы других во время их отпуска, болезни и т. п. В подобных случаях необходимо прибегать к совмещению профессий. В данном случае работе крановщика должен быть обучен дежурный слесарь цеха или другой вспомогательный рабочий.
Определение численности вспомогательных рабочих по нормам обслуживания производится из расчета величины (нормы) обслуживания одним вспомогательным рабочим определенного количества рабочих мест или единиц оборудования. Эти нормы разрабатываются и устанавливаются или самими предприятиями или министерствами. По нормам обслуживания рассчитывается требуемое количество наладчиков, шорников, смазчиков, дежурных электромонтеров.
При планировании численности вспомогательных рабочих необходимо учитывать возможность ее сокращения в результате проведения дальнейшей механизации вспомогательных работ, улучшения организации производства и совмещения профессий. Рассчитав численность основных и вспомогательных рабочих и установив общую численность рабочих на предприятии, необходимо определить выработку на одного рабочего в оптовых ценах и установить ее соответствие плановому заданию. Если полученные данные не соответствуют директивным, расчеты должны быть уточнены, дополнены или составлены вновь, чтобы обеспечить выполнение директивных заданий.
Планирование численности учеников производится из учета дополнительной потребности в рабочих и поступления квалифицированных кадров из трудовых резервов. Численность учеников определяется в плане по труду в виде среднесписочного состава, который бывает, как правило, меньше общей численности рабочих, подлежащих обучению, так как продолжительность обучения новых рабочих составляет менее года (в среднем от 3 до 6 месяцев).
Численность младшего обслуживающего персонала определяется так же, как и численность вспомогательных рабочих.
Численность вооруженной и вооруженно-вахтерской охраны определяется по количеству постов и смен.
Численность пожарной охраны определяется по количеству пожарных машин, нормам их обслуживания и режиму работы.
Планирование численности инженерно-технических работников и служащих основывается на типовых схемах заводоуправления и управления цехами. Эти схемы составляются в соответствии с принципами организации управления социалистической промышленностью и должны обеспечивать оперативность руководства, единоначалие, устранение параллелизма в работе, централизацию однородных функций и полную загрузку каждого инженерно-технического работника и служащего.
На основе схем управления разрабатывается штатное расписание (перечень всех должностей инженерно-технических работников и служащих с указанием установленного им оклада), которое утверждается министерством или главком и регистрируется в местных финансовых органах.
Таким образом, численность инженерно-технических работников на плановый период бывает уже определена в основном утвержденными схемами управления и установленными штатами. Отдельные изменения в штатах, вызываемые особыми задачами предприятия в предстоящем плановом периоде, могут быть произведены только по решению министерства или главка.
При планировании численности инженерно-технических работников и служащих следует исходить из наиболее рационального их использования и возможностей сокращения штатов, для чего необходимо, в частности, установить возможности совмещения функций, а также централизации бухгалтерского и статистического аппарата и проведения механизации и рационализации счетных работ. В планировании численности вспомогательных рабочих, служащих, ИТР и МОП имеется еще много недостатков. До сих
пор делаются лишь отдельные попытки научно разработать нормативы штатов этого персонала для различных отраслей промышленности.