Планирование подготовки и повышения квалификации рабочих кадров


А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.

Важной составной частью плана по труду является план подготовки новых и повышения квалификации имеющихся рабочих кадров. Правильное планирование и осуществление плана подготовки и повышения квалификации рабочих является одним из важнейших условий выполнения производственной программы каждым предприятием. Проект плана по подготовке и повышению квалификации кадров должен разрабатываться и утверждаться вместе с разработкой и утверждением других разделов техпром-финплана. План подготовки новых рабочих и численность учеников определяются из учета дополнительной потребности в рабочих. К ученикам, согласно действующему положению, относятся все лица, принятые на индивидуальное или бригадное обучение и получающие заработную плату по ставкам учеников. Общее число учеников бывает обычно меньше общего количества дополнительно требующихся рабочих, так как из ремесленных училищ и школ ФЗО на предприятия приходят квалифицированные кадры, не требующие обучения, кроме того, определенная часть лиц, набираемых самим предприятием, также не требует обучения. Количество последних может быть примерно определено на основе отчетных данных.
Планирование подготовки новых рабочих должно вестись по профессиям. Для определения требуемого количества учеников по различным профессиям необходимо установить, из рабочих каких профессий складывается дополнительная потребность и рабочих каких профессий получит предприятие из ремесленных училищ и школ ФЗО.
План набора и подготовки кадров должен учитывать срок обучения рабочих различных профессий. Для покрытия, например, дополнительной потребности в рабочих кадрах в третьем квартале набор и начало обучения рабочих тех профессий, срок подготовки которых составляет 3 месяца, могут быть произведены в середине второго квартала, а для тех профессий, срок подготовки которых равен 6 месяцам, — в середине первого квартала. Так как срок обучения по большинству профессий, составляет более 3 месяцев, подготовка новых рабочих для первого квартала должна начинаться в предшествующем году.
Планирование повышения квалификации рабочих кадров осуществляется прежде всего с учетом потребности в рабочей силе, рассчитанной по профессиям и разрядам, и состава кадров по профессиям и разрядам на начало планового периода. При определении плана повышения разрядов рабочих по отдельным профессиям, цехам, участкам и всему предприятию в целом сопоставляют средние разряды требуемой рабочей силы и имеющейся. Если, например, в цехе работает 520 рабочих и средний разряд их равен 4,4, а средний разряд работ — 4,6, то это значит, что нужно в среднем повысить разряд рабочих по цеху на 0,2 разряда или, что то же самое, повысить на один разряд квалификацию 104 рабочих (520X0,2).
Средний разряд рабочих может быть несколько ниже, чем средний разряд работ. Отдельные рабочие в ряде случаев выполняют работу более высокого разряда, поэтому при планировании повышения квалификации рабочих не обязательно добиваться полного совпадения разряда работ и рабочих. В рассматриваемом примере повышение среднего разряда рабочих может быть запланировано до 4,5. В этом случае необходимо будет повысить на один разряд квалификацию 52 человек.
Важными данными для планирования повышения квалификации рабочих являются показатели выполнения норм отдельными рабочими. Не выполняющие норм и выполняющие их ниже среднего уровня по данной специальности должны обучаться в школах передового производственного опыта. Это не значит, конечно, что в этих школах не могут заниматься передовые рабочие, но главная задача данных школ состоит прежде всего в том, чтобы подтягивать отстающих рабочих до уровня передовых.
План технического развития предприятия и освоения новых производств, требующий нередко переквалификации отдельных групп рабочих и овладения ими новыми профессиями или специальностями, определяет необходимость создания курсов целевого назначения.
Задачи рационального использования рабочей силы вызывают необходимость обучения рабочих вторым специальностям. Таким образом, при планировании производственно-технических курсов руководствуются существующими различиями в разрядности работ и рабочих на начало планового периода по отдельным профессиям;
при планировании школ по передаче передового производственного опыта исходят из необходимости подтягивания рабочих, не выполняющих норм и не достигнувших среднего процента выполнения норм, до уровня передовых рабочих, а также из общего плана внедрения передового производственного опыта;
при планировании курсов целевого назначения руководствуются планом внедрения новой техники и технологии и необходимостью улучшения качественных показателей работы (экономия сырья и материалов, снижение брака, повышение качества продукции и т. п.) на отдельных конкретных участках производства;
при планировании обучения рабочих вторым специальностям исходят из необходимости и возможности совмещения работы в целях более рационального использования кадров и повышения производительности их труда.
Повышение квалификации рабочих определяется, однако, не только этими условиями и обстоятельствами. Работа по повышению квалификации кадров и ее планирование должны быть подчинены также общей задаче повышения культурно-технического уровня рабочих.