Подготовка и распределение рабочих, окончивших учебные заведения Государственных трудовых резервов и школы ФЗУ
А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.
Работа учебных заведений Государственных трудовых резервов построена на принципе соединения обучения с производительным трудом. Этому принципу организации подготовки и воспитания молодого поколения при социализме В. И. Ленин придавал большое значение. «...Нельзя себе представить идеала будущего общества, — писал он, — без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания».
Производственное обучение учащихся в учебных заведениях трудовых резервов проводится на базе передовой техники и технологии производства, рациональных методов труда. Участие молодежи в производительном труде является главным содержанием производственной учебы.
Обучение специальностям,, как правило, сначала проводится в учебных производственных мастерских, где учащиеся овладевают основными профессиональными знаниями и навыками. Затем в течение 2—6 месяцев молодежь занимается в цехах предприятий, где она приобретает навыки работы в производственных условиях, на современном оборудовании, по наиболее передовым технологическим процессам и методам организации труда, осваивает установленные для рабочих данного предприятия нормы выработки, а также новейшие приемы работы, применяемые передовыми рабочими. Молодежь таким образом постепенно включается в производственную и общественную жизнь коллектива, что имеет важное значение для ее коммунистического воспитания.
Организация и содержание обучения в училищах и школах Государственных трудовых резервов определяется учебными планами, которые наряду с производственным обучением предусматривают также изучение общеобразовательных и специальных предметов. Это обеспечивает высокую профессиональную подготовку, рост культурного, политического и производственно-технического уровня учащихся, а также способствует физической закалке молодежи.
Планы и программы производственного и теоретического обучения составляются в строгом соответствии с требованиями квалификационной характеристики рабочего подготавливаемой профессии и разряда.
Соотношение между производственным и теоретическим обучением в каждом из типов учебных заведений различное. В учебные планы ремесленных, железнодорожных и горнопромышленных училищ включаются такие предметы, как специальная технология, материаловедение, основы технической механики, электротехники, математики и черчения. Изучение всех этих дисциплин помогает молодежи творчески овладеть профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для высокопроизводительной работы по избранной специальности. Теоретические предметы преподаются в основном в первой половине общего срока обучения, чтобы помочь учащимся лучше усвоить необходимые практические навыки.
В ремесленных училищах на производственное обучение отводится 60 процентов учебного времени, в том числе в первом учебном году 50 и во втором 70 процентов. В последние полгода учебным планом предусматривается только производственное обучение в цехах предприятия.
В технических училищах на производственное обучение дается также от 60 до 70 процентов всего учебного времени. В годовой учебный план этих училищ включается изучение молодежью ряда технических предметов, с тем чтобы она смогла не только полностью овладеть новой техникой, но и принять активное участие в борьбе за технический прогресс по месту своей работы.
Так, например, по учебному плану подготовки машинистов, операторов главных постов управления прокатных станов изучаются следующие предметы: прокатные станы, прокатное производство, общая технология металлов, прикладная механика, электротехника, черчение, экономика, организация и планирование производства. Кроме того, отводится время на политзанятия и физическое воспитание.
Учебные планы училищ механизации сельского хозяйства предусматривают подготовку квалифицированных рабочих, которых можно использовать не только в период полевых работ, но и во всякое другое время с равномерной нагрузкой в течение всего года. Так, например, учебный план подготовки трактористов-машинистов широкого профиля предусматривает изучение основ агрономии, слесарно-ремонтного дела с основами материаловедения, тракторов, сельскохозяйственных машин, комбайнов и технического ухода за ними, организации и технологии тракторных работ, изучение механизмов, применяемых на животноводческих фермах. На производственное обучение и практику отводится 65 процентов и на теоретические занятия 35 процентов всего учебного времени.
В школах ФЗО с шестимесячным сроком занятий основное время уделяется производственному обучению. Теоретический курс преподается только в объеме технического минимума. Овладение этим минимумом обеспечивает чтение чертежей и знание современной техники производства применительно к условиям работы на предприятиях по определенной профессии.
В учебные планы школ с десятимесячным сроком обучения включаются дополнительно основы технологии и материаловедения. Теоретический цикл в учебных планах этих школ составляет 15 процентов от всего количества часов занятий.
В основу производственного обучения положена операционно-комплексная система, предусматривающая планомерное и последовательное овладение постепенно усложняющимися приемами работ по изучаемой специальности. Вначале учащиеся выполняют отдельные производственные операции, а потом и более сложные и трудные работы. Производственное обучение проводится в группах постоянного состава под руководством мастера.
Основным показателем качества производственного обучения и овладения профессией является выполнение учащимися ученических норм выработки, которые постепенно повышаются и в последние месяцы учебы подтягиваются до норм, установленных для рабочих предприятий и строек, на базе которых действуют училища или школы ФЗО.
Учащиеся выполняют в мастерских работы, наиболее характерные для соответствующей отрасли производства. Режим работы и правила внутреннего распорядка в учебных мастерских являются такими же, как и на производстве.
Коммунистическая партия и Советское правительство придают большое значение правильному распределению и использованию молодых рабочих — выпускников системы Государственных трудовых резервов. Правительством установлен такой порядок трудового использования молодых рабочих, согласно которому они должны получить работу только по приобретенной ими специальности и присвоенным им разрядам; кроме того, предприятия обязаны предоставлять молодым рабочим благоустроенные общежития, а также оказывать им систематическую помощь в повышении квалификации.
Специальная Государственная инспекция осуществляет контроль над использованием выпускников трудовых резервов, проверяет готовность предприятий и строек к приему молодых рабочих, а также трудовое использование уже работающей молодежи.
В целях обеспечения контроля за правильным использованием трудовых резервов все молодые рабочие, окончившие школы ФЗО и ремесленные училища, в течение четырех лет находятся на особом персональном учете по месту работы. Согласно постановлению правительства СССР на крупных шахтах, предприятиях и стройках для одиноких молодых рабочих, окончивших училища и школы ФЗО, организованы образцовые общежития типа интернатов.
Большое значение в использовании молодых рабочих имеет правильное распределение их по производственным бригадам, которое осуществляется двумя путями: или молодые рабочие по нескольку человек вливаются в производственные бригады взрослых рабочих, или создаются специальные молодежные бригады во главе с квалифицированным бригадиром из кадровых рабочих. При заботливом и внимательном отношении руководителей этих бригад к молодым рабочим последние становятся высококвалифицированными работниками. Одна из важных задач администрации и профсоюзов на предприятиях заключается в том, чтобы организовать постоянное повышение квалификации молодежи.
Организация подготовки рабочих в системе школ фабрично-заводского ученичества имеет некоторые особенности по сравнению со школами трудовых резервов. Школы ФЗУ организуются при заводах и фабриках с целью подготовки квалифицированных рабочих, необходимых для этих предприятий. В школы ФЗУ принимаются юноши и девушки в возрасте 15—18 лет, продолжительность обучения от 6 месяцев до 3 лет, в зависимости от сложности подготовляемой профессии.
Методы и формы обучения и воспитания в школах ФЗУ в основном аналогичны системе Государственных трудовых резервов. Выпускники школ ФЗУ сдают специальной квалификационной комиссии пробу или экзамен на получение квалификации по соответствующей профессии.
Учащиеся школ ФЗУ получают зарплату по ученической тарифной сетке. Воспитанники детских домов, круглые сироты, дети инвалидов Отечественной войны и погибших воинов обеспечиваются бесплатным питанием и обмундированием по нормам, установленным для учащихся ремесленных училищ Государственных трудовых резервов. Окончившие учебу молодые рабочие остаются работать, как правило, на том предприятии, при котором действует школа ФЗУ.
В решении поставленной XX съездом партии задачи дальнейшего повышения качества подготовки молодых рабочих большая роль принадлежит профсоюзам, в первую очередь профорганизациям базовых предприятий. Они должны оказывать помощь в подборе для учебных заведений мастеров и преподавателей из числа квалифицированных рабочих, инженеров и техников; способствовать созданию учащимся нормальных учебно-производственных и бытовых условий. Ответственная задача профорганов на местах состоит в том, чтобы хорошо организовать работу профорганизаций училищ и школ ФЗО, в особенности по вовлечению учащихся в члены профсоюза и приобщению их к активной общественно-политической деятельности, а также по коммунистическому воспитанию молодых рабочих.