Основные формы и методы подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве
А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.
Непосредственно на производстве подготавливаются рабочие тех массовых профессий, для обучения которых требуется относительно небольшой срок, как правило, не свыше 6 месяцев. Подготовкой новых рабочих принято считать такое производственно-техническое обучение, в результате которого обучающийся приобретает специальность и ему присваивается III или IV разряд по получаемой специальности.
В настоящее время существуют следующие формы подготовки новых рабочих на производстве: индивидуальное обучение, бригадное обучение, курсовое обучение на предприятиях и учеба в постоянно действующих школах министерств и ведомств.
Наиболее массовым видом подготовки рабочих на производстве является индивидуальное обучение (40—45 процентов всех подготовленных рабочих на производстве). Значение этого вида подготовки особенно велико в промышленности (60—65 процентов) и на транспорте (55—60 процентов). Сущность индивидуальной формы подготовки новых рабочих состоит в том, что обучение проводится непосредственно в процессе производства на рабочем месте под руководством наиболее квалифицированных
рабочих. Обучение состоит из двух частей: производственного и теоретического.
Производственное обучение проводится тремя методами: 1) демонстрация (показ работы инструктора, который дает при этом учащемуся необходимые объяснения); 2) тренировочные упражнения (учащийся под руководством инструктора воспроизводит определенные операции); 3) самостоятельное выполнение учеником всего комплекса приемов под руководством инструктора.
Теоретические занятия при индивидуальной подготовке рабочих несложных массовых профессий может вести инструктор производственного обучения, если он обладает соответствующей подготовкой и если из-за небольшого числа обучающихся (два-три человека) не представляется возможным создать группу. Более целесообразно индивидуально обучающихся объединить для теоретических занятий в специальные группы, занятиями в которых могут руководить инженерно-технические работники. Теоретическое обучение призвано помочь учащимся лучше освоить практические приемы и навыки, получить необходимый минимум знаний по основам технологии, материаловедению, устройству оборудования и механизмов, по чтению чертежей и технике безопасности.
Срок обучения при индивидуальном виде подготовки колеблется от 1 до 6 месяцев в зависимости от сложности профессии. Учеба заканчивается сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему соответствующего тарифного разряда.
Бригадное обучение, которое особенно широко распространено в строительстве (45—50 процентов от общей численности рабочих, подготовляемых этой формой обучения), применяется на таких участках, где по характеру производства выполнение работы осуществляется всей бригадой. Учебный план предусматривает и теоретическое и производственное обучение, которое проводится непосредственно на производственных участках или на специально выделенных учебных площадках.
Обучение ведется путем включения учеников в производственную бригаду рабочих или путем создания бригады только из учеников. В первом случае непосредственное руководство учебой осуществляет один из наиболее квалифицированных членов бригады или сам бригадир. Во втором случае учеников обучает бригадир ученической бригады. Преимущество второго способа состоит в наличии большей возможности для последовательного изучения производственных процессов в соответствии с учебной программой. Этот способ применяется обычно на стройках, где работают специализированные бригады. Теоретическое обучение, на которое отводится примерно 10 процентов учебного времени, проводится инженерно-техническими работниками. Срок общего обучения от 2 до 6 месяцев. По окончании учебы учащиеся сдают экзамен и им присваивается соответствующий тарифный разряд.
Курсовое обучение, которое широко применяется в промышленности и особенно в сельском хозяйстве (55—60 процентов от всех видов учебы), организуется для подготовки рабочих сложных профессий, а также по тем профессиям, по которым условия работы затрудняют проведение практических занятий непосредственно на рабочем месте. Поэтому на теоретическое обучение программой курсов отводится значительно больше времени, чем при индивидуальном и бригадном.
Курсовое обучение проводится как с отрывом, так и без отрыва от производства. Курсы без отрыва от производства организуются силами самого предприятия или стройки. Курсы с отрывом от производства организуются, как правило, для обслуживания группы предприятий или всей отрасли и предназначаются для подготовки квалифицированных рабочих по наиболее сложным профессиям. Такие курсы создаются в тех случаях, когда обучение без отрыва от производства затруднено по условиям труда или вследствие незначительного количества обучающихся на одном предприятии.
Срок обучения на курсах с отрывом и без отрыва от производства от 1 до 6 месяцев.
В постоянно действующих школах министерств и ведомств, где обучение проводится преимущественно с отрывом от производства, подготавливаются квалифицированные рабочие по наиболее сложным профессиям для групп предприятий или для всей отрасли (например, машинисты паровозов, машинисты угольных комбайнов и т. д.). В целом по народному хозяйству СССР в этих школах подготавливается около 17—18 процентов новых рабочих.
Наряду с широко развитой подготовкой рабочих в промышленности, строительстве и на транспорте Советским государством уделяется большое внимание производственному обучению колхозников, которое проводится на трехлетних агрозоотехнических курсах и в специальных постоянно действующих школах. Агрозоотехнические курсы, созданные в 1950 году, являются основной формой обучения колхозников, одним из важнейших средств пропаганды достижений науки и передового опыта, повышения общей культуры земледелия. Они дают колхозникам возможность без отрыва от производства получить необходимые теоретические знания и овладеть передовыми приемами и методами работы. Наряду с теоретическими занятиями с курсантами проводятся также практические занятия в поле, на животноводческих фермах, в садах. Занятиями руководят агрономы и зоотехники, постоянно работающие в данном колхозе.
В первом году обучения колхозники овладевают минимумом агротехнических или зоотехнических знаний, необходимых для работы в растениеводстве или в животноводстве. По учебному плану предусмотрено 55 процентов учебного времени на теоретические и 45 процентов на практические занятия. В конце учебного года колхозники-курсанты первого года обучения сдают государственный экзамен по агрозоотехническому минимуму. Колхозники, успешно изучившие предметы, предусмотренные учебным планом курсов, выполнившие практические работы и сдавшие экзамен, получают свидетельство об освоении агрозоотехнического минимума.
Во втором году обучения курсанты изучают достижения науки и передовые методы выращивания высоких урожаев той или иной культуры или группы культур, исходя из специализации хозяйства. С целью развития творческой инициативы слушателей их знакомят также с методикой постановки опытов по полевым культурам. Колхозники, работающие в животноводческих бригадах, осваивают достижения в области животноводства. По учебному плану второго года обучения на теоретические занятия отводится 60 процентов учебного времени и на практическое обучение 40 процентов. По окончании предусмотренных учебным планом теоретических и практических занятий слушатели сдают экзамен и им присваивается звание мастера сельского хозяйства II разряда.
На третьем году обучения слушатели агрозоотехнических курсов изучают вопросы планирования и организации производственных процессов в колхозных бригадах и сочетания работы колхозных бригад и тракторных бригад МТС, а также организацию и оплату труда в полеводстве, животноводстве и других отраслях колхозного производства. По учебному плану курсов на третьем году обучения на теоретическую учебу отводится 70 процентов и на практические занятия 30 процентов учебного времени. Колхозникам, успешно освоившим курс третьего года обучения и сдавшим экзамен, присваивается звание мастера сельского хозяйства I разряда по организации какой-либо отрасли сельскохозяйственного производства (полеводства, овощеводства, садоводства, животноводства).
По изложенному выше учебному плану проводится также обучение рабочих массовых профессий совхозов. Подготовка массовых колхозных кадров и рабочих совхозов на трехгодичных агрозоотехнических курсах имеет большое народнохозяйственное значение и планируется в общегосударственном масштабе. Руководство массовым обучением колхозников на трехлетних агрозоотехнических курсах осуществляется Министерством сельского хозяйства СССР.
Кроме трехлетних агрозоотехнических курсов, которые являются массовой формой обучения колхозников, руководящие квалифицированные кадры для колхозов подготавливаются через разветвленную сеть постоянно действующих межрайонных и областных школ, находящихся в системе Министерства сельского хозяйства СССР. В этих школах с отрывом от производства обучается руководящий состав колхозов: председатели колхозов, колхозные бригадиры по различным отраслям сельскохозяйственного производства, заведующие животноводческими, птицеводческими фермами и другие работники колхозов. Срок обучения в постоянно действующих школах установлен от одного года до трех лет. Учащиеся получают государственную стипендию.
В решении задачи подготовки квалифицированных рабочих кадров существенную роль играют различные школы и курсы по повышению квалификации рабочих, уже имеющих определенную профессию.
В настоящее время для повышения квалификации рабочих существует следующая сеть школ и курсов:
а) производственно-технические курсы;
б) школы по изучению передовых методов труда;
в) курсы целевого назначения;
г) курсы обучения вторым или смежным профессиям и специальностям;
д) постоянно действующие школы министерств и ведомств.
Основное значение производственно-технических курсов состоит в том, чтобы дать возможность рабочим, уже имеющим квалификацию, расширить и углубить общетехнические и специальные знания и перейти на работу по более высокому разряду. Учебный план этих курсов предусматривает как теоретическое, так и производственное обучение, которое проводится на рабочем месте слушателя в процессе выполнения им сменных производственных заданий. Задания подбирает мастер из числа работ последующего разряда, постепенно усложняя их с тем, чтобы к концу обучения рабочие могли самостоятельно выполнять любые работы, относящиеся к следующему разряду.
Теоретическое обучение для повышения квалификации, например токаря с IV на V разряд, включает в себя изучение основ материаловедения, общие сведения по технической механике, черчение, изучение токарных станков, приспособлений, режущего и измерительного инструмента, техники измерения, основ теории резания, основных данных по себестоимости, хозрасчету и режиму экономии. Продолжительность этих курсов 5 месяцев.
Обучение на производственно-технических курсах заканчивается сдачей квалификационного экзамена.
Школы по изучению передовых методов труда являются важнейшей и наиболее эффективной формой передачи опыта передовиков производства широким массам рабочих, практическим выражением основного принципа социалистического соревнования, состоящего в товарищеской помощи отстающим со стороны лучших производственников с целью достижения общего подъема. Эти школы возникли еще в годы довоенных пятилеток, ранее они назывались стахановскими школами. Они организуются непосредственно на предприятиях и стройках.
В настоящее время существует три типа школ по изучению передовых методов труда. Первый из них представляет собой передачу производственного опыта одного передовика производства группе рабочих данного цеха или завода. Количество обучающихся в школах этого типа небольшое, до 10 человек. Срок обучения колеблется от нескольких дней до двух месяцев. В помощь передовику производства, являющемуся руководителем школы, выделяется консультант из числа инженерно-технических работников предприятия, обязанность которого состоит в том, чтобы теоретически обосновать приемы и методы работы передовиков производства.
Главная задача школы указанного типа заключается в том, чтобы обучить слушателей методам и приемам работы, обеспечивающим выполнение и перевыполнение норм выработки, лучшее использование оборудования, повышение качества выпускаемой продукции, уменьшение норм расхода топлива, материалов, сырья, электроэнергии и т. д. Занятия в школах этого типа проводятся на рабочем месте передовика в нерабочее время путем непосредственного показа им приемов и методов работы.
В связи с тем, что в школах этого типа изучаются приемы и методы лишь одного передовика производства, слушатели могут перенять и некоторые менее совершенные приемы его работы. Поэтому такие школы организуются в настоящее время значительно реже, чем раньше.
За последние годы широкое распространение получили школы второго типа, передающие обобщенный производственный опыт нескольких передовиков производства всем рабочим, занятым на родственных между собою работах.
Научное обобщение и передача опыта в этих школах осуществляется по методу, предложенному инженером Ф. Ковалевым. В этих школах обучаются те рабочие, которые в той или иной степени применяют неправильные приемы в работе, не выдерживают установленной сортности продукции и т. д. Учащимся показывают ошибки в их работе, а затем их обучают наиболее рациональным приемам. Занятия оканчиваются лишь тогда, когда все учащиеся усвоят наиболее рациональные приемы работы.
За последние годы повсеместно стали создаваться также межзаводские школы обобщения и обмена передовым опытом на однотипном оборудовании в масштабе целой отрасли промышленности. Указанные школы организуются отраслевыми управлениями, которые устанавливают, между какими предприятиями, цехами и участками целесообразно организовать обмен опытом, комплектуют участников школ из лучших передовиков производства, выделяют инженерно-технических работников предприятий для проведения занятий в этих школах и назначают руководителей школ. Программа работы согласовывается со всеми заводами, участвующими в организации школы.
Методы передовиков производства изучаются по каждой операции практически, непосредственно на рабочем месте. Занятия лосят характер живого обмена опытом. Участники школ изучают технологию, организацию труда, методы передовиков, сравнивают с постановкой работы на своих заводах. Сопоставление методов работы на различных предприятиях данной отрасли позволяет участникам школы отобрать наиболее рациональные методы и приемы выполнения отдельных операций, лучшую технологию производства и выработать предложения для каждого завода. Эти выводы и предложения рассматриваются затем отраслевым управлением, которое устанавливает для каждого предприятия сроки реализации намеченных мероприятий.
Курсы целевого назначения создаются для того, чтобы помочь рабочим освоить новое оборудование или передовую технологию производства, изучить мероприятия, способствующие более экономному расходованию сырья и материалов, обучить рабочих методам ликвидации брака, повышения качества выпускаемой продукции и т. д. Руководство курсами осуществляется инженерно-техническими работниками. Занятия на курсах проводятся в нерабочее время и имеют главным образом теоретический характер. Срок обучения на курсах целевого назначения зависит от сложности задачи, поставленной перед этими курсами, и поэтому колеблется от нескольких дней до месяца.
Обучение вторым или смежным профессиям и специальностям обеспечивает приобретение рабочими второй профессии или специальности, которая помогает им работать более производительно или позволяет совмещать основную работу с другой работой и тем самым полнее использовать свое рабочее время. Так, например, токарь может совмещать работу наладчика, а значит, устранять простои своего станка из-за ожидания наладчика. Совмещение профессий и специальностей повышает производительность труда рабочих и обеспечивает бесперебойный процесс производства.
Обучение рабочих вторым профессиям и специальностям проводится путем прикрепления их к квалифицированному рабочему избранной профессии. В связи с тем, что обучающиеся вторым и смежным профессиям являются квалифицированными рабочими и обладают достаточными теоретическими знаниями, теоретический цикл при изучении родственных профессий и специальностей либо совершенно отсутствует, либо дается в сокращенном виде. На ряде заводов распространено получение вторых профессий высококвалифицированными рабочими путем самостоятельной подготовки при помощи изучения соответствующей литературы. Наличие у рабочих ряда смежных профессий позволяет им увеличивать свой заработок, а при бригадном способе работ дает возможность руководству предприятия сократить состав бригады, повысить выработку рабочих и их заработную плату.
Постоянно действующие курсы и школы организуются для повышения квалификации рабочих по наиболее сложным профессиям или на таких участках, где в силу их производственных особенностей не представляется возможным организовать обучение непосредственно на предприятии. Посредством этой системы осуществляется повышение квалификации паровозных машинистов, трактористов, мотористов и других.
Повышение квалификации на постоянно действующих курсах и в школах осуществляется как без отрыва, так и с отрывом от производства, при этом срок обучения от нескольких месяцев до двух лет.
Из рассмотренных видов повышения квалификации рабочих наибольшее значение имеют производственно-технические курсы, через которые проходит 45—50 процентов всех рабочих, занятых в народном хозяйстве СССР и повышающих свою квалификацию. В школах по изучению передовых методов труда повышает свою квалификацию около 25 процентов, на курсах целевого назначения занимается около 15 процентов.
В сельском хозяйстве распространены главным образом две формы повышения квалификации кадров: производственно-технические курсы (около 70 процентов) и постоянно действующие школы и курсы (до 30 процентов).
Наряду с перечисленными формами большое значение в повышении квалификации кадров имеет также производственно-техническая пропаганда, проводимая в широких масштабах на предприятиях, стройках и в колхозах. Она оказывает серьезную помощь работникам промышленности, транспорта и сельского хозяйства в их борьбе за повышение производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества продукции. При помощи технической пропаганды осуществляется распространение и внедрение достижений науки и техники в промышленности и сельском хозяйстве, изучение и распространение опыта передовиков производства данного завода (фабрики) и других предприятий страны, а также освещение разнообразных технических вопросов и обсуждение тех или иных технических проблем, встающих перед предприятиями.
Промышленно-техническая пропаганда проводится в форме лекций и докладов, путем организации совещаний, дискуссий, встреч работников науки с практиками-производственниками для обсуждения научно-технических вопросов и в других формах. Подготовка и повышение квалификации рабочих является кровным делом профсоюзных организаций, которые должны оказывать и действительно оказывают помощь рабочим и служащим в повышении их деловой квалификации. IV пленум ВЦСПС (март 1956 года), обсудивший вопрос об итогах XX съезда КПСС и задачах профсоюзов, в своем постановлении указал, что профсоюзные организации должны всемерно содействовать повышению общеобразовательного уровня и производственной квалификации рабочих и служащих. Выполняя решения пленума, профсоюзы добиваются дальнейшего улучшения производственно-технического обучения работников всех отраслей народного хозяйства и культурного строительства.