Особая роль в формировании идейно-убежденных, творчески активных, духовно обогащенных строителей коммунизма в вузах принадлежит кафедрам общественных наук. Под руководством партийной организации они вооружают будущих специалистов марксистско-ленинской теорией, на прочном фундаменте которой КПСС строит всю свою революционно-преобразующую деятельность и дело коммунистического воспитания трудящихся. С первых лет Советской власти партия и правительство придавали большое значение развитию общественных наук и подготовке кадров идеологического фронта. В 1918—1920 годах на ряде факультетов НГУ началась разработка и введение в учебный план социологии, истории философии, методологии истории, политэкономии, логики, эстетики. Однако первое время преподавание этих курсов велось беспартийной профессурой, не имеющей достаточой марксистско-ленинской подготовки. Планомерное привлечение студенчества к изучению общественных наук началось с весны 1921 года, когда повсеместно в вузах Советской России был введен обязательный общественно-политический минимум. Обширная программа курса истории партии и ленинизма в целом соответствовала требованиям идеологической подготовки специалистов и уровню историко-партийной проблематики того времени. Ее методологической основой явились труды В. И. Ленина, решения съездов и конференций партии. Первостепенная задача того времени заключалась в пропаганде ленинизма в высших учебных заведениях. С 1925 года в крупных педагогических и социально-экономических вузах создаются специальные кафедры по истории ВКП(б) и ленинизму. С этого времени социально-экономические дисциплины становятся органической частью учебных планов вузов. В 1925—1926 годах в университете был открыт учебно-научный кабинет истории ВКП(б), ленинизма и политэкономии. Организован студенческий научный кружок по изучению ленинизма, объединявший до 320 человек, где изучались темы: «Развитие капитализма в России», «Аграрный вопрос в трудах В. И. Ленина», «Учение В. И. Ленина об империализме», «Вопрос о диктатуре пролетариата от февраля к Октябрю», «Об истории классовой борьбы в Н. Новгороде» и другие. Многие темы заслушивались на научных конференциях. Большую роль в улучшении подготовки научно-педагогических кадров со второй половины 20-х годов стала играть аспирантура и так называемый институт «студентов-выдвиженцев», преимущественно пролетарско-крестьянского происхождения, коммунистов и комсомольцев. В 1927 году в университете имелось около 100 выдвиженцев, в том числе четверо по социально-экономическим кафедрам. К числу выдвиженцев тех лет относятся ныне вице-президент Академии наук СССР П. Н. Федосеев и профессор Горьковской ВПШ В. П. Фадеев, длительное время возглавлявший кафедру истории КПСС университета. Предвоенные годы характеризуются дальнейшим совершенствованием учебного процесса в университете. Одной из главных задач тех лет была подготовка новых научных кадров и преподавателей средней и высшей школы. В связи с этим значительно повысился удельный вес общетеоретических дисциплин. Совершенствование учебного процесса по общественному циклу сопровождалось и улучшением методики преподавания. С осени 1938 года в соответствии с новыми программами в вузах началась перестройка преподавания общественных наук. Она стала осуществляться на основе неразрывной связи трех составных частей марксизма-ленинизма. На младших курсах вводились «Основы марксизма-ленинизма» в объеме 220—270 часов (в зависимости от профиля вуза). Выпускники сдавали государственный экзамен по этой дисциплине. Кафедра социально-экономических наук университета в феврале 1939 года была преобразована в кафедру основ марксизма-ленинизма. В новых условиях кафедра развернула большую политико-воспитательную работу среди студенчества. С помощью партийных организаций и ректората было укреплено руководство кафедрой, пополнился ее состав (В. П. Фадеев, Ф. А. Прилучный, И. И. Грач). Положительно сказалось на повышении качества преподавания марксизма-ленинизма решение бюро обкома ВКП(б) от 13 декабря 1939 года, вынесенное после двукратного обследования работы кафедры. Повысилась роль кафедры в общественно-политической жизни ГГУ. В 1939—1940 годах было организовано несколько теоретических конференций по проблемам: «Труд В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», «Материалы XVIII партсъезда», «Стихийность и сознательность в рабочем движении» и другим. С точки зрения учебно-методической и воспитательной работы в 1939—1940 годах кафедра истории КПСС была признана образцовой в университете. Несмотря на определенные трудности довоенных лет, идеологическая работа находилась на верном пути и достигла цели. Партийная организация и работники общественных наук сумели воспитать советское студенчество и молодежь в духе беззаветной преданности идеям марксизма-ленинизма, партии и Родине. Морально-политическая закалка юношей и девушек выдержала самый суровый экзамен в горниле Великой Отечественной войны. Вся научная и учебная работа кафедры тех лет была подчинена задачам воспитания пламенного советского патриота, героического борца и защитника великого дела коммунизма, пролетарского интернационализма. В послевоенный период эти тенденции в научной и учебно-воспитательной работе кафедр общественных наук продолжали углубляться. Большую роль в дальнейшем подъеме работы кафедр общественных наук сыграло постановление ЦК ВКП(б) от 9 июля 1945 года «О недостатках преподавания основ марксизма-ленинизма в Саратовском университете» и другие партийные решения по идеологическим вопросам 1946—1948 годов. Важным средством приобщения молодежи к углубленному овладению марксистско-ленинской теорией, воспитания ее на революционных традициях явились научные юбилейные сессии, посвященные 75-летию со дня рождения В. И. Ленина (1945 год), 100-летию «Коммунистического манифеста» Маркса и Энгельса (1948 год) и другие. Во второй половине 40-х годов — начале 50-х годов происходит организационная перестройка в преподавании общественных наук в ГГУ: в 1947 году выделяется как самостоятельная кафедра политэкономии; в 1949 году — кафедра диалектического и исторического материализма; с 1956 года кафедра основ марксизма-ленинизма именуется кафедрой истории КПСС. Огромное значение для улучшения условий творческой научно-педагогической работы в области общественных наук имели решения XX—XXII съездов партии, ноябрьского и октябрьского (1964 г.) Пленумов ЦК КПСС. Широкое издание трудов классиков марксизма-ленинизма (выпуск Полного собрания сочинений В. И. Ленина, второго издания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса), появление новых учебников по истории КПСС, политической экономии, философии способствовали дальнейшему развитию теоретической мысли, подъему идейно-теоретического уровня преподавания в высшей школе, изживанию догматизма и начетничества в идеологической работе. Кафедра философии заметно расширила связи с факультетами и специальными кафедрами, активно участвует в организации и работе философских семинаров — важнейшей формы политической учебы научных работников, позволяющей им осмыслить новейшие научные данные с позиций марксистско-ленинской методологии. По инициативе кафедры в 1957 году в Горьком создан общегородской философский семинар преподавателей вузов. В 1963-64 учебном году в Горьковском государственном университете, как и во всех вузах страны, было введено преподавание курса научного коммунизма, а в 1965 году организационно оформилась и самостоятельная кафедра по этой специальности. С этого времени студенты стали изучать основы марксистско-ленинской теории на протяжении всего срока обучения в высшей школе, что явилось новым свидетельством заботы партии о повышении уровня преподавания общественных наук и их роли в коммунистическом воспитании студенческой молодежи. В решениях XXIV—XXV съездов партии, в ряде постановлений ЦК КПСС теоретическая мысль обогатилась принципиально важными положениями о путях совершенствования развитого социализма в СССР, укреплении социалистического содружества, развитии мирового революционного процесса и другими.
Качественно новые задачи были выдвинуты партией и в области коммунистического воспитания будущих специалистов. Программными ориентирами в их реализации для преподавателей-обществоведов стали постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (1967 г.) и «О работе в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана и Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук» (1974 г.). Центральный Комитет призвал обществоведов доходчиво и аргументированно, с ленинских позиций партийности анализировать проблемы современного развития, разоблачать реакционный характер антикоммунизма и ревизионизма, прививать студентам органическую потребность в глубоком творческом овладении марксистско-ленинской теорией, решениями партии и правительства. Было признано необходимым совершенствовать научно-методическую квалификацию профессорско-преподавательского состава и его систематическую переподготовку, концентрировать научно-исследовательскую работу на актуальных проблемах науки и народного хозяйства. Основополагающим в воспитательной работе среди студенчества явился вывод Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС о комплексном подходе в идеологической работе, т. е. «обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания». Только умелое применение такого подхода позволит сформировать активную жизненную позицию будущего специалиста. Коммунисты, все сотрудники общественных кафедр ГГУ восприняли решения партии как долгосрочную программу своей деятельности. Выездная сессия коллегии Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР в Горьковском государственном университете.
С 1963 по 1976 года в университете функционировал совет по присуждению ученой степени кандидата наук по истории КПСС, политэкономии и философии, с 1977 года — по истории КПСС. За это время защищено 182 диссертации, причем более 75% защищенных работ приходится на последнее десятилетие. Почти на всех кафедрах общественных наук длительное время существует аспирантура — главная база притока свежих научных сил. XXV съезд поставил задачу дальнейшего улучшения качества подготовки молодых специалистов, выработки у каждого из них навыков организаторской и общественно-политической работы. Конкретизируя это положение, ЦК ВЛКСМ обязал комсомольские организации вузов: «Добиться того, чтобы каждый студент прошел общественно-политическую практику». В последние годы в университете сложились основные ее формы как составной части учебно-воспитательного процесса, призванной содействовать превращению знаний марксистско-ленинской теории в прочные идейные убеждения. В научных кружках, на факультетах общественных профессий, в школах молодого лектора, в стенной и многотиражной печати студенты приобретают навыки пропагандистской, агитационной и организаторской работы. Выполняя поручения в выборных партийных, комсомольских и профсоюзных организациях, в студенческих советах, работая в стройотрядах, они приобретают организаторский опыт. По заданию парткома совет кафедр общественных наук в 1975 году разработал мероприятия по дальнейшему совершенствованию общественно-политической практики. Все студенты привлекаются к учебе в школах агитатора-пропагандиста и организатора-воспитателя. Студенты первого—третьего курсов занимаются в школе агитаторов-пропагандистов под руководством преподавателей кафедр истории КПСС и философии, старшекурсники проходят школы организатора-воспитателя, которые курируются кафедрами политэкономии и научного коммунизма. Кафедры широко привлекают студенческую массу к исследовательской работе. Всесоюзный конкурс студенческих работ по общественным наукам, впервые проведенный к 50-летию Советской власти ЦК ВЛКСМ и Министерством высшего и среднего специального образования СССР, сразу же стал популярным среди вузовской молодежи, показал возросший интерес студенчества к углубленному познанию актуальных вопросов революционной теории. Воспитанники ГГУ приняли активное участие во всех конкурсах. Так, участниками VI конкурса, посвященного XXV съезду КПСС, стали 5500 (85%) студентов дневного отделения. По итогам республиканского конкурса 1968 года горьковчане заняли третье место, вслед за студентами московских и ленинградских вузов. Наибольшее число работ на конкурсы и зональные выставки представляются кафедрой истории КПСС. Ряд из них отмечен жюри медалями и дипломами всесоюзного и республиканского значения.
Кафедры общественных наук под руководством партийной организации, совместно с комсомольской и профсоюзной организациями, ведут неустанную работу по формированию коммунистического мировоззрения у студенчества и преподавателей, по подъему идеологической работы на новый уровень, соответствующий зрелому социализму. Университет вместе со страной прошел славный 60-летний путь своего развития. За периоды деятельности он внес весомый вклад в дело подготовки кадров для народного хозяйства и культуры страны, растил советских ученых, обогащал советскую науку новыми открытиями. Благодаря этой созидательной деятельности получили жизнь пять новых вузов города Горького. В самом ГГУ создан прочный, многопрофильный фундамент подготовки специалистов и научных исследований. Отмечая свое 60-летие, коллектив Горьковского ордена Трудового Красного Знамени университета им. Н. И. Лобачевского в условиях развитого социализма, под знаменем новой Советской Конституции полон решимости и впредь вносить достойный вклад в развитие советской науки, научно-технического прогресса, дальнейшего расцвета социалистической Родины.