В ногу со временем


Шалагин Б. А., Никитин В. М. "100 лет на вахте"
Из истории речного училища имени И. П. Кулибина.
Волго-Вятское книжное издательство, г. Горький, 1973 г.
OCR Biografia.Ru

Учебный и воспитательный процесс в училище всегда был тесно связан с жизнью волжского флота, заводов, портов, работников путевого хозяйства, с задачами научно-технического прогресса на речном транспорте. Особое внимание этой задаче было уделено после принятия Верховным Советом СССР Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования.
Волжское ордена Ленина объединенное речное пароходство, куда направляется основная часть выпускников, интенсивно пополнялось новой техникой. Совершенствовался флот, рождались новые формы эксплуатации судов, портов. Да и сама Волга становилась неузнаваемой, каскад водохранилищ коренным образом менял условия плавания и деятельность службы пути. Значительные изменения в жизни речников были связаны с движением за совмещение профессий в судовых экипажах.
Все это требовало, чтобы молодой техник, придя после окончания училища на судно, земснаряд, в порт, был готов работать в новых условиях, управлять новой техникой, владел экономическим анализом, мог принять квалифицированное решение. Жизнь снова и снова корректирует учебные программы, вносит изменения в организацию производственной практики.
Нынешние выпускники речного училища уверенно работают на судах, совмещая должности судоводителей и судомехаников. Для освоения второй профессии на штурманском отделении введено изучение двигателей внутреннего сгорания и средств управления ими, а судомеханики получают глубокие знания по основам судовождения, специальной лоции, правилам плавания.
Вдвое увеличен в учебных планах объем технологической практики в мастерских училища. После реконструкции литейного и механического цехов, пополнения станочного парка мастерские превратились в своеобразное учебно-производственное предприятие. Работая здесь, курсанты получают квалификацию слесаря и токаря 3—4 разрядов.
Значительно повысилась роль производственной практики в подготовке специалистов. В отличие от прошлых лет с начала 60-х годов курсанты проходят практику на штатных должностях: рулевыми-мотористами, рулевыми, мотористами-матросами, старшими мотористами-лебедчиками, техниками, десятниками и рабочими в русловых партиях. Работа в штатной должности способствует закреплению теоретических знаний, полученных в училище. Важно и то, что штатная работа воспитывает у будущих техников чувство ответственности за порученное им дело, способность принять самостоятельное решение.
Заметное повышение квалификации выпускников-судомехаников связано с введением зимней практики воспитанников третьего курса на заводах и базах флота. Участие в судоремонтных работах с разборкой и сборкой двигателей, механизмов и судовых систем дает курсантам хорошие практические навыки.
Многому учит самостоятельная работа под руководством опытных капитанов, механиков, командиров земснарядов. Равноправное положение курсантов в производственных коллективах способствует и росту их общественной активности. Многие из них избираются комсоргами и председателями судовых комитетов профсоюза, физоргами, редакторами стенных газет. Такая работа воспитывает не только специалистов, но и общественников, умелых организаторов трудового коллектива.
Ежегодно десятки курсантов возвращаются в училище ударниками коммунистического труда. Только за последние пять лет этого звания удостоены 137 курсантов. Сотням практикантов объявляются благодарности в приказах капитанов судов, командиров земснарядов, начальников партий. По окончании навигации капитаны, командиры и другие руководители практики представляют развернутую характеристику на каждого практиканта, по которой наряду с отчетом курсанта и оценивается его работа.
Ежегодно в конце навигации на судне, земснаряде, в порту создается специальная экзаменационная комиссия, в состав которой включается и представитель училища. Она оценивает знание специальности и практические навыки и рекомендует присвоить курсанту квалификацию рулевого-моториста, десятника, а старшекурсникам — III штурмана, III помощника механика, техника, старшего техника, помощника командира земснаряда.
Результаты производственной практики и рекомендации руководителей предприятий, командиров судов и земснарядов учитываются и Государственной экзаменационной комиссией при определении квалификации выпускников. Как правило, по окончании училища техникам присваивается квалификация III штурмана, III помощника механика, III помощника командира земснаряда и начальника судовой радиостанции.
Лучшие из выпускников, показавшие глубокое знание теоретических дисциплин и овладевшие на практике техникой и организацией производства, получают дипломы второго штурмана, второго помощника механика. Части судоводителей дается право управления речным судном в морском прибрежном плавании.
Последние десять лет выпускники училища приходят на флот подготовленные для работы по совмещенным профессиям, дипломируются на должность штурмана-помощника механика. Они внесли большой вклад; во внедрение метода работы с сокращенными экипажами, резко повысившего производительность труда речников.
Но не только глубокие профессиональные знания несут на флот выпускники Горьковского речного училища. Молодые специалисты, получившие здесь путевку в жизнь, — это высококультурные разносторонне образованные люди.
Коллектив училища живет одними заботами и интересами со всей молодежью страны. На этом строится воспитательная работа среди курсантов. За успехи в соревновании за достойную встречу XXIV съезда КПСС комсомольская организация училища награждена Почетным дипломом Горьковского обкома ВЛКСМ. Высокими показателями в коммунистическом воспитании молодежи комсомольская организация заслужила две Почетные грамоты ЦК ВЛКСМ, Почетную грамоту и вымпел горкома ВЛКСМ, девять Почетных грамот Нижегородского райкома ВЛКСМ. За активную помощь труженикам сельского хозяйства коллектив училища награжден Почетной грамотой Горьковского городского комитета КПСС и горисполкома.
Немало хороших отзывов на счету курсантских строительных отрядов. Почетными грамотами отмечены заслуги училищной народной дружины, большая шефская работа курсантов в школах.
В широкой программе обучения и воспитания курсантов важное место занимают художественная самодеятельность и спортивная работа. В училище признано законом, что успехи в учебе и труде невозможны без интересного, содержательного отдыха. Поэтому руководство и общественные организации стремятся с первого года выявить способности каждого учащегося. Каждый воспитанник находит здесь дело по душе.
Работающий в училище университет культуры не только один из первых в городе Горьком, но и один из самых крупных по числу слушателей. Широкой известностью и признанием пользуется художественная самодеятельность кулибинцев. При клубе училища действуют кружки драматический, хореографический, народных инструментов, духовых инструментов, эстрадный оркестр, изостудия. Важное место в воспитании курсантов занимают музыкальный лекторий, посещение театров, музеев, поездки по местам трудовой и революционной славы.
Есть среди воспитанников училища и известные спортсмены, чемпионы области, республики, спортивного общества «Водник». Только за последние пять лет в коллективе подготовлено 9 мастеров спорта, 10 кандидатов в мастера, 5,5 тысячи разрядников. Физкультура стала надежным помощником курсантов в учебе.
Эти успехи дали коллективу право создать спортивный клуб «Волгарь». Созданный в 1968 году, он из года в год расширяет и совершенствует спортивно-массовую и физкультурную работу. В спортивных секциях регулярно занимается более 450 курсантов.
На многих районных, областных и республиканских соревнованиях в числе победителей можно видеть курсантов Горьковского речного училища. В зимних спартакиадах Верхне-Волжского Бассейнового совета общества «Водник» спортивный коллектив училища неоднократно занимал первое место. Сборные команды кулибинцев завоевывали первенство в бассейновых соревнованиях по конькам, в районных соревнованиях волейболистов, удерживают вторые места по лыжам, морскому многоборью. Мастера спорта В. Сафронов и В. Тезиков — чемпионы РСФСР по морскому многоборью, разрядники В. Куданов, А. Голованов, А. Елисеев — чемпионы области.
В училище сложились традиции, ставшие неразрывной частью воспитательного процесса. Одна из них — учиться у лучших людей водного транспорта, воспитанных в училище. Ежегодно курсанты встречаются с известными волжскими капитанами, вышедшими из этих стен: Героем Социалистического Труда Л. В. Пушкаревым, старейшими капитанами А. И. Белодворце-вым, А. И. Торсуковым, С. А. Напитухиным, лауреатом Ленинской премии В. Г. Полуэктовым. Большим событием для них становится каждая встреча с начальником ВОРПа К. К. Коротковым, начальником бассейнового управления пути В. А. Иваницким, секретарем парткома пароходства В. И. Поначугиным, председателем Волжского баскомфлота Л. П. Сидневым.
Другая добрая традиция кулибинцев — святая память о героях, воспитанных училищем. Ежегодно возле памятника Герою Советского Союза Н. А. Вилкову в торжественном строю происходит посвящение новичков в курсанты. Оно производится после того, как первокурсники ознакомятся с уставом училища, наденут форму речника.
На площади возле Дома курсантов, где стоит памятник выпускнику училища Герою Советского Союза Николаю Вилкову, выстраивается весь курсантский состав, выносится знамя училища. В этой торжественной обстановке первокурсники дают клятву высоко нести имя курсанта, поддерживать и развивать боевые и трудовые традиции выпускников училища им. И. П. Кулибина. Затем к ним обращается с поздравлением начальник училища. Торжественная церемония заканчивается маршем воспитанников.
Незабываемы встречи курсантов с матерью героя Агриппиной Яковлевной Вилковой. Всем сердцем воспринимают новички ее слова о герое-моряке, ее наказ быть достойными своей Родины, как святыню, берегут ее письма.
Побывали воспитанники училища и в Наволоках, где жил герой. Они своими силами изготовили и на торжественном митинге укрепили на доме Вилковых мемориальную доску памяти Н. А. Вилкова. Ежегодно в училище проходит спартакиада на призы его имени.
И еще одна традиция переходит от поколения к поколению курсантов. Ежегодно в училище проводится День памяти И. П. Кулибину. Под звуки оркестра стройными колоннами приходят будущие речники к могиле великого русского изобретателя. Возлагая венок к памятнику, курсанты речного училища, носящего имя Ивана Петровича Кулибина, обещают подобно ему все свои силы, все способности отдать великой Родине.

продолжение книги ...