Создание и развитие социалистической промышленности в национальных автономиях


Ф. Г. Евграфов. "Помощь горьковчан в экономическом и культурном развитии братских республик поволжья"
Горьковская областная организация общества "Знание", Горький, 1972 г.
OCR Biografia.Ru

В августе 1929 года в Н. Новгороде состоялась первая краевая партийная конференция. Она обсудила пятилетний план края и наметила общий объем капитальных вложений первоначально в сумме 2.128 млн. рублей, из них в промышленность и энергетическое хозяйство направлялось 1.020,2 млн. рублей, в том числе на новое строительство выделялось 730 млн. рублей.
При составлении краевой пятилетки надо было учесть то обстоятельство, что в край вошли национальные автономии, промышленность которых находилась на чрезвычайно низком уровне.
Большинство из имевшихся в автономиях предприятий республиканского подчинения являлись полукустарными, с примитивным и устаревшим оборудованием. Энерговооруженность была чрезвычайно низкой и составляла на одного рабочего: в ЧАССР 0,8 лош. сил., в Марийской и Удмуртской автономных областях — по 0,4 лош. сил против 1,7 л. с. в среднем по СССР.
В отношении всех национальных автономий первая краевая партконференция выдвинула основную задачу: «Партийная организация и пролетариат края должны обеспечить скорейший перевод хозяйства национальных областей и республик на рельсы индустриального развития, форсировать задачу создания кадров национального рабочего класса, обеспечить преодоление в кратчайший срок культурно-экономической отсталости входящих в край национальностей».
В связи с тем, что в крае создавались важнейшие отрасли машиностроения и с целью усиления помощи национальным автономиям, по ходатайству краевых организаций Комиссия ВСНХ СССР под председательством В. В. Куйбышева в 1930 году внесла поправки в пятилетний план для Нижегородского края. Вместо первоначальной суммы в 1.020,2 млн. руб. в цензовую промышленность решено было вложить 1.900 млн. рублей.
В национальных автономиях, как и в других районах края, также началось новое промышленное строительство. Широко развернулось оно в Чувашской АССР, где накануне пятилетки не было по существу промышленности. В 1928 году из всего совокупного продукта на долю цензовой промышленности приходилось лишь 7,5%, остальные 92,5% падали на сельское хозяйство и кустарно-ремесленную промышленность.
Еще до империалистической войны в хозяйстве Чувашии наступил кризис экстенсивного земледелия вследствие истощения почвы и перенаселения. После Октябрьской революции положение улучшилось, однако, обеспеченность крестьян землей оставалась крайне низкой: 76,7% хозяйств имели в среднем на двор 2,36 га. Вследствие аграрного перенаселения более 40 тыс. человек не могли получить работы в пределах республики, т. к. капитального строительства до 1929 г. не было, а старые предприятия полукустарного типа могли обеспечить заработком около 3,5 тыс. рабочих.
Между тем, республика имела богатую сырьевую базу — лес, которым было покрыто 488.646 гектаров. Из всех лесных пород сосна составляла 22,2%, дуб — 19,7, липа — 18,9%. Среди этих ценных пород особенно славился «казанский дуб», пользующийся европейской известностью. Значительные массивы дубовых насаждений содержали «редкий по качеству, крупномерный, высокоствольный дуб, не имеющий себе равного не только в СССР, но и на всем европейском материке». В лесах республики произрастает столь же редкий по качеству ясень, пригодный не только для столярного производства, но и для авиационной промышленности.
Партийные и советские руководящие органы Чувашии правильно ставили перед Госпланом и ВСНХ РСФСР и СССР вопрос, что следует прекратить вывоз лесоматериалов из республики и организовать разумную эксплуатацию лесных богатств на месте. Создание предприятий деревообрабатывающей и лесохимической промышленности должно иметь большое социально-экономическое и политическое значение, значительно сократится избыток рабочей силы, будут формироваться национальные кадры рабочего класса.
Просьба Чувашии была удовлетворена. В 1928 г. в районе станции Шумерля по Московско-Казанской железной дороге началось строительство крупного завода дубильных экстрактов, стоимостью в 4 млн. рублей, предназначенного вырабатывать танниды (дубители), которые импортировались в СССР для кожевенной промышленности. В 1929 г. также в Шумерле был заложен большой деревообрабатывающий (мебельный) комбинат, на строительство которого отпускалось 6.817.209 рублей. В Козловке, на берегу Волги в этом же году закладывался домостроительный комбинат по производству сборных деталей для домов, на его сооружение отпускалось 2.195.000 рублей. Строились в 1928—29 гг. небольшие предприятия - Вурнарский фосфоритный завод (ныне химический), Долгополянский скипидарный, ряд лесопильных и кирпичных заводов, городские электростанции и т. д.
В Удмуртской автономной области в 1928 году проводилась реконструкция Ижевской фабрики охотничьих ружей, здесь строился новый производственный корпус, который оснащался более совершенным оборудованием. В деревообрабатывающей промышленности в 1929 году началось новое строительство. В Ижевске возводился лесорильный завод с деревообрабатывающим цехом. В районном центре Можга строились экстрактовый завод «Удмурт» и деревообрабатывающий комбинат, в поселке Игре — химдревзавод для производства уксусного порошка и метилового спирта, в Ягане — канифольно-скипидарный завод.
Реконструировались и расширялись Ижевский, Глазовский, Можгинский и Яганский лесозаводы.
В Марийской автономной области капитальное строительство переживало большие трудности. Москва и Н. Новгород оказывали области помощь, но Советское государство имело в то время ограниченные средства. Трудности были в нехватке стройматериалов, электроэнергии, транспортных средств. Особенно острая потребность была в квалифицированных кадрах.
Несмотря на многие трудности все же и в Марийской автономной области также начиналось новое строительство. Уже в первом году пятилетки завершилось сооружение Йошкар-Олинского электрокомбината и Красногорского трехрамного лесозавода, стоимость которого составляла 780 тыс. рублей, его производственная мощность — 98 тыс. кубометров пиломатериалов в год.
На средства Московско-Казанской железной дороги в МАО был построен Дубовский двухрамный лесозавод для производства шпал и пиломатериалов железнодорожному транспорту. В 1931 г. в Йошкар-Ола вступил в строй двухрамный лесопильный завод, оснащенный современным оборудованием. Строились другие предприятия лесообрабатывающей промышленности, что особенно важно было для МАО, территория которой на 60% была покрыта лесами, притом высококачественных хвойных пород.
Но главной новостройкой в МАО в годы первой пятилетки был Лопатинский деревообрабатывающий (ныне Волжский деревообделочный) комбинат. Первоначально вопрос о его строительстве возник еще накануне первой пятилетки, но окончательно он был решен только к весне 1930 года. Лопатинский комбинат являлся объектом всесоюзного значения. Первоначально на его сооружение намечалось 3,8 млн. рублей, но вскоре сумма увеличивалась до 6,6 млн. рублей. Комбинат строился в составе четырехрамного лесопильного, сушильного, деревообрабатывающего, сборочного, шпалорезного дехов, а также силовой установки и ремонтной мастерской. Производственная мощность комбината — 306 тыс. кубометров древесины, а в целом выпуск всей продукции на 8 млн. рублей в год.
Другим промышленным объектом автономной области являлся Марийский целлюлозно-бумажный комбинат, строившийся в годы второй и третьей пятилеток также в Лопатине. Он вступил в эксплуатацию в 1940 году. На его сооружение было израсходовано 138 млн. рублей.
Краевые органы добивались ускорения темпов роста промышленности национальных автономий. Так, по Чувашской АССР вложения в промышленность на 1928—29 году составляли лишь 2 млн. рублей, а на 1929—30 год — уже 6.600 тыс. рублей (рост на 292%). Соответственно по Марийской автономной области вложения составили 1.100 тыс. руб. и 3.160 тыс. руб. (рост на 276%), по Удмуртской автономной области — 808 тыс. руб. (без Ижевского стальзавода) и 3.400 тыс. рублей (на 430% больше чем в 1928—29 г).
Выполняя указания ЦК ВКП(б), Нижегородский крайком ВКП(б), Нижегородская краевая контрольная комиссия и РКИ (КрайКК — РКИ), крайисполком и другие краевые органы направляли внимание всей краевой парторганизации на всемерное оказание помощи национальным районам.
Состоявшаяся в июне 1930 года II-я краевая партконференция вновь напоминала о форсированном развитии промышленности в автономиях, особенно о подготовке кадров из коренного населения.
Пример пристального внимания к отсталым в прошлом национальным районам показывал Центральный Комитет партии. В сентябре 1930 года ЦК ВКП(б) заслушал доклад секретаря Вотского (Удмуртского) обкома партии А. И. Егорова и принял постановление «О состоянии работы Вотской парторганизации». ЦК ВКП(б) констатировал, что благодаря правильному в основном руководству Вотского обкома и Нижегородского крайкома ВКП(б), в области имеется ряд достижений. Но постановление указало на ряд ошибок в работе обкома, проявившихся в слабой коренизации аппарата, недостаточном выдвижении и воспитании актива из удмуртов, совершенно недостаточном вовлечении в партию рабочих, бедняков, колхозников-удмуртов, в отставании культурного обслуживания коренного населения и т. д.
В постановлении ЦК ВКП(б) отмечалось далее, что на ижевских заводах не использован подъем рабочих, в особенности не проведена необходимая перестройка хозяйственных, партийных и профсоюзных организаций на Ижстальзаводе, вследствие чего увеличенный промфинплан на этом огромном предприятии не выполнен ни по качественным, ни по количественным показателям.
Постановление ЦКВКП(б) сыграло важную роль прежде всего в реконструкции Ижевского сталеделательного завода. В 1930 г. завершалось строительство нового мартена, в последующие годы расширялись сталелитейный, сталеволочильный, прокатный и кузнечный цехи, строилась теплоэлектроцентраль и газогенераторная станция. В 1930 г. вследствие нехватки оборудования и квалифицированных рабочих Ижстальзавод выпускал лишь токарно-винторезные станки, а в 1931 году началось серийное производство сложных токарных станков «Удмурт».
Но постановление Центрального Комитета по ряду важнейших хозяйственно-политических задач выполнялось слабо, на что указывал в письме от 30 марта 1931 г. в адрес Удмуртского обкома ВКП(б) секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. Он писал, что за особый квартал промфинплан на Ижстальзаводе выполнен на 88%, а в январе 1931 года — только на 75%. Правильно уделяя большое внимание реконструкции цехов, парторганизация не мобилизовала основных сил для выполнения плана заготовок дров, являющихся пока основным топливом завода.
П. П. Постышев предложил парторганизации развернуть более энергичную работу по реализации решения ЦК ВКП(б) от 26 сентября 1930 г., дбратив главное внимание на безусловное выполнение и перевыполнение промфинплана, особенно в его качественных показателях. Парторганизация должна усилить работу с проявлениями великодержавного шовинизма, не ослабляя в то же время борьбы и с местным национализмом. Необходимо расширять подготовку квалифицированных рабочих и специалистов из коренного населения, доведя в ближайшее время на Ижстальзаводе количество рабочих — удмуртов с 13 до 20%.
В октябре 1931 г. бюро Нижегородского крайкома ВКП(б) приняло постановление «О состоянии и работе Удмуртской парторганизации». В нем отмечалось, что в борьбе за генеральную линию партии, а также против великодержавного шовинизма и местного национализма Удмуртская парторганизация добилась ряда успехов з реализации решения ЦК ВКП(б) от 26 сентября 1930 г. Повысились темпы работы ижевских заводов, расширяется реконструкция Ижстальзавода, строятся Ижгрэс, Можгинский лесокомбинат, 12 льнозаводов и др. объекты. Большим завоеванием в ликвидации культурной отсталости трудящихся является осуществление в 1931 г. всеобщего начального обучения. Увеличилось количество удмуртов в составе областной парторганизации, а также в советах и колхозах.
Определенные успехи, достигнутые в преодолении экономической и культурной отсталости Удмуртской автономной области, являются свидетельством «правильности ленинской национальной политики и, в частности, еще раз подчеркивают значение хозяйственно-политического сртрудничества национальных объединений с передовыми промышленными центрами».
Краевые органы в 1930 году пересмотрели контрольные цифры пятилетки Чувашской АССР. Внимание уделялось особенно строительству Шумерлинского и Козловского комбинатов, Канашского вагоноремонтного завода, работе и реконструкции Алатырского паровозоремонтного завода. На эти предприятия и новостройки из Н Новгорода и других городов края направлялись бригады партработников и квалифицированных рабочих. IV-я юбилейная сессия ЦИК Чувашской АССР в июне 1930 года, посвященная 10-летию Чувашии, отмечала, что «пролетариат крупнейших предприятий Нижкрая передает свой революционный опыт трудящимся Чувашии, тем самым усиливает темп движения отсталой Чувашии к социализму».
В первом квартале 1931 года НижкрайКК — РКИ направила бригаду на строительство Шумерлинского мебельного комбината. Вместе с чувашскими товарищами бригада при обследовании стройки вскрыла ряд серьезных недостатков. На основе ее материалов Чувашский обком ВКП(б) в мае 1931 года принял специальное постановление о выполнении плана строительных работ и о сроках пуска первой очереди комбината. Обком ВКП(б) решил прикрепить к комбинату мебельную фабрику «Единство» для производственного обучения рабочих, из них 80% чувашей. Для вербовки строителей к комбинату прикреплялся дополнительно Вурнарский и Аликовский районы.
Через три месяца, 6 августа 1931 г. Совнарком ЧАССР в постановлении «О ходе строительства Шумерлинского комбината» отметил совершенно неудовлетворительный ход строительства, которое тянется уже третий год, но пока ни один объект комбината не вступил в строй. В постановлении также намечались различные мероприятия с тем, чтобы комбинат был пущен в 1931 г.
На строительство Шумерлинского комбината из Н. Новгорода выезжали рабочие, инженеры и техники. В 1931 году на комбинате работала большая группа квалифицированных рабочих с Нижегородского Автостроя. Позднее на комбинат были направлены руководящие хозяйственные работники.
С таким же напряжением проходило в ЧАССР и строительство Козловского комбината стройдеталей. Его мощность была рассчитана на производство в год 500 сборных восьмиквартирных домов, в которых могли разместиться до 50.000 человек. На нем намечалось также производство деревянных труб широкого диаметра, что сокращало в стране выпуск труб из металла.
В мае 1931 года Нижрайком ВКП(б) принял постановление «О Козловском комбинате». В постановлении вскрывались серьезные недостатки в партийном руководстве общественными организациями. Партработники часто подменяли бригадиров, техников и других специалистов. Соцсоревнование было пущено на самотек, как и нормирование труда рабочих.
В середине 1931 г. некоторые цехи комбината приступили к подготовке выпуска сборных домов, однако новое производство осваивалось медленно. По указанию ЦК ВКП(б) и правительства СССР Козловский комбинат должен был к 1 декабря 1931 г. изготовить строительные детали для сборки домов в размере 200 тыс. кв. метров для горняков Донбасса и Кузбаса.
Краевые и республиканские организации принимали все возможные меры к тому, чтобы помочь комбинату в освоении нового производства. Однако задание партии и правительства за период с июля по октябрь 1931 г. комбинат выполнил лишь на 53%. Причины объективного характера состояли в том, что цехи не имели необходимого оборудования и электросиловых установок в таком объеме и качестве, чтобы выполнить задание по изготовлению менее чем за полугодие стройдетали для сборки домов в размере 200 тыс. кв. метров.
Используя опыт крайкома ВКП (б), Чувашская парторганизация оказывала большую помощь строительству новых предприятий. Члены бюро обкома и Президиума облКК ВКП (б) часто выезжали на новостройки для мобилизации масс на выполнение производственных задайий. Строительство Шумерлинского комбината неоднократно посещали первый секретарь Чувашского обкома ВКП (б) С. П. Петров, председатель облКК Н. И. Андреев, председатель ЦИК ЧАССР А. Н. Никитин, председатель СНК ЧАССР В. И. Токхин и др.
Трудящиеся еамих национальных автономий оказывали, большую помощь строительству крупнейших предприятий края. По призыву крайкома партии, крайисполкома на Нижегородский Автострой, Балахнинскую ГРЭС, на Гидроторф прибывали сотни и тысячи строителей и рабочих. Так, Чувашская АССР по обеспечению рабочей силой взяла шефство над Автостроем и обязалась дать ему не менее 2000 человек. В мае по вербовке рабочих были выделены ТЗатыревский, Канашский, Красно-Четайский, Цивильский, Аликовский, Шемуршинский и Мало-Яльчиковский районы. Батыревский район задание — направить 700 чел. — выполнил уже к 4 июня 1931 г. Особенно успешно проходил набор рабочей силы в Канашском районе. Первоначальное задание на 300 человек было выполнено к 4 июня, но район выдвинул встречный план — послать Автострою всего 500 чел. В колхозц выехало 10 комсомольских бригад, на их призывы откликнулись комсомольцы и несоюзная молодежь. Вербовочная работа продолжалась все лето. В результате Канашский район направил на строительство автозавода более 800 человек, из них в большинстве молодежь.
Марийская автономная область обязалась направить на Автострой 2100 человек. 3 августа 1931 г. секретариат Маробкома ВКП (б) принял специальное постановление «О вербовке рабочей силы на Автострой», в котором предложил всем организациям провести по области с 5 по 15 августа декаду «социалистической помощи автозаводу по вербовке рабочей силы».
К концу 1931 года на Автострое насчитывалось до 30 тысяч рабочих, инженерно-технических работников и служащих, подавляющее большинство из них — молодежь (около 70%). Среди строителей автогиганта находилось более 4000 человек нерусской национальности. Из них более 2000 человек были чуваши, 700 — мордвинов, 600 — татар, 250 — марийцев, более 100 — удмуртов и представители других народов СССР.
В начале сентября 1931 года на Автострой прибыл член Политбюро ЦК ВКП(б) и председатель ВСНХ СССР Г. К. Орджоникидзе. От имени партии и правительства он поставил задачу — закончить промышленное строительство автозавода к 1 ноября. Однако предстояло провести огромные, в том числе, земляные работы, прорыть глубокие траншеи для подземных коммуникаций. Но экскаваторов и другой техники было очень мало. По указанию крайкома ВКП(б) Нижегородский крайком ВЛКСМ 10 сентября 1931 г. объявил всю краевую организацию мобилизованной, чтобы направить на Автострой в качестве, главным образом, землекопов, физически крепких юношей. Из мобилизованных комсомольцев была создана ударная дивизия из четырех полков, ряда батальонов, рот и взводов.
В дивизии сформировалось до 3000 бойцов. Уже в первые 4 дня подразделения, дивизии показали невиданные до сих пор на строительстве темпы. Так, на земляных работах в системе Водоканалстроя 16 сентября 740 комсомольцев выполнили задание в среднем на 112%, 17 сентября уже 1250 человек — на 104%, а 18 ноября 1650 бойцов дивизии дали 178 %
Вместе с русскими юношами героически трудились представители национальных автономий. Третья рота 3-го полка состояла из русских, чувашей, марийцев и удмуртов. Она выполняла задания от 150 до 340%. Самоотверженно трудилась марийская комсомольская рота под руководством активного ударника комсомольца Николая Сперанского. Сам он вспоминал, что бойцы роты работали днем и ночью, при дожде и пронизывающих ветрах, отдыхая лишь по 3—4 часа в сутки. Глядя на работу бойцов этой роты, автостроевцы высоко оценивали трудолюбие и выносливость представителей марийского народа. Многие комсомольцы марийской роты неоднократно премировались, ценный подарок получил Сперанский, его имя было занесено на Доску почета крайкома ВЛКСМ.
Таким образом, вместе с русскими рабочими и крестьянами автомобильный гигант строили чуваши, марийцы, татары, удмурты и представители других народов. При помощи русских преподавателей, инженеров, техников и квалифицированных рабочих они ликвидировали неграмотность и малограмотность, овладевали различными квалификациями, росли культурно и возвращались в свои республики, автономные области с приобретенными квалификациями, знаниями и производственным опытом. Но самое главное, что на стройке автогиганта, как и на сооружении других предприятий, в процессе социалистического строительства еще более крепла и закалялась великая ленинская дружба народов нашей страны.
Взаимная помощь друг другу русского, чувашского, марийского и других народов развивалась ив годы второй пятилетки, когда не только продолжалось строительство, но, главное, началось освоение новой техники. В марте 1933 года в г. Горьком крайком ВКП(б) провел краевую партийно-техническую конференцию, в которой участвовали ударники, инженерно-технические работники из Чувашской АССР и других автономий. Для них конференция была хорошей школой, оказавшей помощь в налаживании новых производств.
Но квалифицированных кадров было все еще недостаточно, освоение новых предприятий шло медленно, выполнение промфинплана срывалось. В конце марта 1933 года Горьковский крайком ВКП(б) принял постановление «О работе Шумерлинского, Козловского и Лопатинского комбинатов», указав, что на этих предприятиях крайне слабо проходило освоение новой техники. В ноябре этого же года крайком заслушал доклад директора Шумерлинского комбината, отметив в постановлении, что в выполнении мартовского постановления крайкома ВКП(б) имеются определенные достижения. Крайком предложил провести меры по оказанию помощи Шумерлинскому комбинату в завершении монтажа электростанции, в дополнительном оснащении ряда цехов новым оборудованием, в снабжении комбината стеклом, ленточными пилами и другими материалами.
Важным промышленным объектом Чувашии во второй пятилетке стал Канашский вагоноремонтный завод (ВРЗ), строительство которого началось в марте 1934 года. В сооружение промышленных и жилищных бытовых объектов ВРЗ было вложено 78 млн. рублей. Производственная мощность завода была рассчитана на капитальный ремонт 6000 товарных вагонов в год. Его строительство осуществлялось уже более высокими темпами. На стройке ВРЗ вместе трудились русские, татары, чуваши, украинцы и представители других народов. С вступлением в эксплуатацию Канашского ВРЗ основные фонды промышленности Чувашской АССР сразу увеличились на 264%.
Значительную помощь оказывали Горьковский крайком ВКП(б) и крайисполком строительству Марийского целлюлозно-бумажного комбината. Краевые органы обязали руководство Балахнинского бумкомбината оказать помощь Марбумкомбинату. Из Балахны в Лопатино выехала большая группа инженерно-технических работников, хозяйственников и квалифицированных рабочих. Марбумстрой посещали руководители краевых органов. Так, 3 мая 1936 г. стройку посетил первый секретарь Горьковского крайкома ВКП(б) Э. К. Прамнэк. Он заявил строителям: «Ваша стройка по количественным показателям идет впереди по краю».
В первой пятилетке в промышленность Чувашской АССР было вложено 33,8 млн. рублей (в ценах 1926—1927 гг.) против 1,1 млн. рублей за предыдущее пятилетие (1923—1928 гг.). За годы второй пятилетки капиталовложения в промышленность республики увеличились по сравнению с первой пятилеткой в 3,3 раза. По сравнению с 1913 годом валовая продукция ЧАССР увеличилась в 1937 году в 7,2 раза.
В годы первых двух пятилеток в Чувашии были созданы передовые по технике крупные предприятия как Козловский и Шумерлинский комбинаты, дубильно-экстрактовый завод «Большевик», Вурнарский фосфоритный (ныне химический завод), Мариинско-Посадская судоверфь, Канашский вагоно-ремонтный завод, кирпичные, лесопильные заводы и ряд предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Выработка электроэнергии только в первой пятилетке увеличилась в 5 раз, значительно возросла энерговооруженность рабочих.
Во второй пятилетке было завершено строительство ряда заводов союзного и республиканского значения. Только в промышленное развитие Чувашии было вложено 96,6 млн. рублей, возникли промышленные очаги в ряде районов республики (Буинск, Бурнары, Канаш, Чебоксары и др.). Построенные и полностью реконструированные заводы за годы первой и второй пятилеток дали 78% всей валовой продукции крупной промышленности. Рост промышленной продукции за годы второй пятилетки в Чувашии характеризуется следующими данными.
В итоге двух первых пятилеток, когда Чувашия входила в Нижегородский — Горьковский край, она из аграрной превратилась в аграрно-индустриальную. Если в 1927—1928 хозяйственному году доля промышленной продукци республики составляла 14%, то в 1937 году она возросла до 43%.
Тот же процесс индустриального развития проходил и в Марийской автономной области, такими же ускоренными темпами. За 1921—1928 годы в промышленность МАО вложения составили лишь 1.900 тыс. рублей, а за первую пятилетку — 29.400 тыс., за вторую уже 117.800 тыс. рублей. Капиталовложения на 9/10 вносились из бюджета СССР и РСФСР. Главное внимание обращалось на развитие деревообрабатывающий, целлюлозно-бумажной, канифольно-скипидарной промышленности, на производство строительных материалов. Индустриальное развитие области, преобразованной в декабре 1936 года в автономную республику, осуществлялось при братской помощи русского и других народов Горьковского края и всей страны. В целом за годы довоенных пятилеток основные производственные фонды всей промышленности Марийской АССР увеличились в 45 раз.
Значительными были достижения в промышленном развитии в годы первой и в начале второй пятилеток в Удмуртской автономной области. В первой пятилетке в строй действующих вступило всего 224 промышленных объекта, в том числе 74 предприятия крупной индустрии. Крупным предприятием, вступившим в эксплуатацию во второй пятилетке, стал Ижевский мотоциклетный завод. Ижевские мотоциклы («ИЖ-7») на всесоюзных соревнованиях в 1937 году получили за прочность первый приз.
Из крупных промышленных объектов местного значения в 1934 году стали давать продукцию Можгинский лесозавод, Ижевская и Глазовская мебельные фабрики, Глазовский завод безалкогольных напитков и др. Продолжались большие работы по реконструкции Ижстальзавода.
В кузнечном цехе впервые в СССР импортные молоты были заменены отечественными, изготовленными на самом стальзаводе. На нем были пущены: мощная электропечь, сталеволочильный цех и блюминг (по счету пятый в СССР). Проводилась дальнейшая реконструкция Ижевского чугунно-литейного завода, Ижевской фабрики охотничьих ружей, Можгинского стеклозавода «Свет».

продолжение книги ...