До революции народы Поволжья, которых царские чиновники презрительно называли «инородцами», пребывали в страшной темноте и невежестве. Царизм сознательно проводил такую политику. Председатель Казанской губернской земской управы Мельников в апреле 1903 года открыто и нагло заявлял, что «книжки на чувашском языке развивают только сепаратизм». Он предлагал искоренить чувашский язык и угрожал, что чувашской культуры не бывало и не будет. Другой мракобес и колонизатор из царских чиновников доносил в Петербург: «Опыты всех времен доказывают, что легче всего управлять народом невежественым, нежели получившим хотя бы малейшее просвещение... На основании сего правила начальствующие над чувашами всеми силами способствуют дальнейшему распространению невежества». В преодолении многочисленных преград при царизме сеялись ростки знаний среди трудящихся. Многое делал для грамотности и просвещения чувашей выдающийся чувашский-педагог и просветитель Иван Яковлевич Яковлев (1848—1930), которому удалось окончить историко-филологический факультет Казанского университета. С помощью И. Н. Ульянова И. Я. Яковлев в 1868 году организовал в Симбирске школу для чувашей. Высоко оценил В. И. Ленин деятельность И. Я. Яковлева, «50 лет работавшего над национальным подъемом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма». Благодаря деятельности И. Я. Яковлева, его сторонников и друзей в чувашских районах Поволжья имелся относительный рост школ, но чувашские дети в них попадали мало. Вот почему накануне Октябрьской революции грамотность среди чувашского населения среди мужчин не превышала 18%, среди женщин она составляла 4% Среди удмуртского населения грамотных мужчин в 1916 году было всего 14,7%, а женщин — 0,04%. В 1911 году из каждых 100 удмуртов в начальных школах училось 3—4 подростка. У марийцев до революции не было своей письменности. Грамотных мужчин, учившихся в русских школах, было 16%, женщин — 2%. После Октябрьской революции была проведена большая работа по ликвидации неграмотности, но в национальных автономиях Поволжья культурный уровень населения оставался еще низким. В 1929 году, когда ЧАССР, Марийская и Удмуртская автономные области вошли в Нижегородский край, то общая грамотность в нем составляла лишь 43,6%, а среди женщин — 35,6% тогда как в среднем по РСФСР общая грамотность превышала в среднем 70%. Нижегородский край по грамотности резко отставал от Московской, Ивановской и ряда других областей. Состоявшаяся в августе 1929 года I Нижегородская краевая партконференция поставила вопрос о мобилизации всех культурных сил края на борьбу с неграмотностью. Крайком и обкомы партии автономий уделяли много внимания вопросам культурного строительства, возрастали расходы на образование. Если взять Чувашскую АССР, то в 1930—31 учебном году общие расходы на образование выразились в сумме 10.395.200 рублей, а в 1936 году они составили уже 46.247.600 рублей, т. е. увеличились более чем в 4 раза. В ликвидации неграмотности особенно имелись трудности в Марийской автономной области. В связи с этим, крайком ВКП(б) принял решение о проведении с 10 декабря 1931 года по 1 февраля 1932 г. культурного похода в МАО. Задачей культпохода являлась организация массового движения за сплошную грамотность трудящихся мари, за подготовку к введению всеобщего обязательного семилетнего обучения. Культпоход в МАО проводился под лозунгом — «Ни одного трудящегося МАО не должно оставаться неграмотным!» В Марийскую область выехало более 100 партийных, советских, профсоюзных и комсомольских работников из Н. Новгорода и других районов края. На проведение похода из средств крайоно и комитета Всеобуча отпускалось более 150 тыс. рублей. В каждый кантон (район) МАО были направлены бригады преподавателей вузов, учителей, методистов, культпросветработников, лучших рабочих, инженеров, ученых, деятелей культуры и искусства. Своими знаниями, опытом они оказывали огромную помощь в социалистическом преобразовании Марийской области. Подводя итоги культпохода в МАО, крайком ВКП(б) в постановлении от 28 февраля 1932 года отмечал, что благодаря помощи передовых промышленных районов края в культурном строительстве МАО достигнуты огромные успехи. К 1 февраля 1932 года всеобщим обучением было охвачено 99,2% детей, посещаемость школ с 75 поднялась до 95%, в семилетках стало учиться 66% подростков, в кружках ликбеза стало учиться 9.8% неграмотных и малограмотных, посещаемость занятий в пунктах ликбеза с 50% поднялась до 85%. В обучение стала внедряться политехнизация, многие школы заключили договоры с предприятиями и колхозами. Из 677 школ МАО 317 имели свои мастерские и рабочие комнаты. В 502 школах были введены горячие завтраки. В период культпохода были организованы 22 образцово-показательные школы, создано 133 дошкольных учреждения, развернулась большая работа по подготовке национальных кадров народного образования, различными курсами было охвачено 600 человек, в культармейских университетах обучалось 870 человек. Проведена также большая работа по созданию национальных учебников. Страшным бичом в автономиях и национальных районах являлась трахома, как одна из социальных болезней, перешедигая в наследство от помещичье-буржуазного строя. В Чувашской АССР, например, в 1929 г. было около 300 тыс. человек, пораженных трахомой, в Марийской автономной области — до 200 тыс. человек. Крайком ВКП(б) обращал особое внимание органов здравоохранения на борьбу с трахомой в автономиях и национальных районах, куда направлялись специалисты—глазники. В 1931г., например, в автономии и национальные районы края было направлено 8 специальных бригад на борьбу с трахомой. Эти бригады проводили большую организаторскую работу, создавали специальные санитарно-профилактические ячейки из 2—3 фельдшеров или медсестер. В Чувашской республике медики из Н. Новгорода создали 428 трахоматозных ячеек, в Марийской и Удмуртской областях — по 200, в остальных национальных районах края — 78 ячеек. В Канаше в специально построенном здании открылся Чувашский трахоматозный институт на 120 коек, в первой пятилетке началось строительство трахоматозных лечебниц в Марийской и Удмуртской автономных областях. В начале 30-х годов в МАО неоднократно выезжал крупный специалист по глазным болезням Н. В. Протопопов (ныне профессор Горьковского мединститута, заслуженный деятель науки РСФСР). Он не только лечил больных, но создавал курсы медработников, читал им лекции, вел беседы среди населения по санитарии и гигиене. В МАО в 1932 году выезжали также профессора мединститута Г. Я. Городисская и В. Д. Семенов, они проводили работу по профилактике различных болезней.
Автономии были бедны квалифицированными кадрами рабочих и специалистов как в промышленности, так и в других отраслях народного хозяйства. В Марийской области, например, в 1930 году было лишь 6 инженеров. Кузницей подготовки кадров был Н. Новгород, где на базе факультетов университета в 1930 году были созданы механико-машиностроительный, химико-технологический институты, вскоре слившиеся в индустриальный (ныне политехнический институт), инженерно-строительный, институт инженеров водного транспорта, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный институты. B вузы Н. Новгорода — г. Горького с каждым годом все больше приезжало учиться юношей и девушек из автономий. Уже в 1936 году в промышленности Чувашской республики из 69 директоров и их заместителей было 35 чувашей, начальников цехов — 96, инженеров и техников — 160, из 446 мастеров — 230. На Сормовском и других заводах г. Горького в 1931 году учились в школах ФЗУ и приходили производственное обучение более тысячи юношей и девушек из Чувашской АССР и Марийской автономной области. В 1932 году в школах ФЗУ г. Горького и края училось около 2000 чел., из них больше половины чувашей. В Чебоксарах, Йошкар-Ола с помощью горьковчан в годы первых пятилеток были созданы свои педагогические, сельскохозяйственные, коммунистические вузы и совпартшколы. В Горьковском институте марксизма-ленинизма (НМЛ) готовились кадры партийных и советских работников, а также преподаватели для вузов и совпартшкол. С помощью русского народа, в том числе трудящихся г. Горького, в короткий срок автономии изжили экономическую и культурную отсталость. В июне 1935 года Президиум ЦИК СССР наградил Чувашскую АССР орденом Ленина за выдающиеся заслуги в сельском хозяйстве, в культурном строительстве, в выращивании национальных кадров и т. д.
Коренные социально-экономические и культурные изменения произошли в Марийской автономной области. Благодаря ее огромному росту во всех областях, она в декабре 1936 года была преобразована в автономную республику. Таким образом, благодаря постоянной помощи передовых районов страны, отсталые в прошлом нации и народности в короткие сроки преодолели свою экономическую и культурную отсталость. Все честные люди мира признают и высоко оценивают проводимую Коммунистической партией ленинскую национальную политику. Однако буржуазные фальсификаторы, различные «советологи», щедро оплачиваемые монополиями, исписали горы книг, чтобы извратить единственно правильное решение национального вопроса в СССР. Они пытаются отвратить от советского опыта страны Азии, Африки и Латинской Америки, но некоторые из них уже вступили на некапиталистический путь развития. Один из наиболее рьяных фальсификаторов историй советского общества Вальтер Коларц, утверждал, что угольные шахты, нефтяные скважины, а также предприятия на нерусской территории, создавались не в интересах народов окраин. Ему вторит другой «исследователь» Б. Хаит, заявляя, что, например, в средней Азии создавалась якобы не тяжелая, а только легкая промышленность. буржуазные фальсификаторы делают попытки извратить практику социалистического строительства в национальных автономиях, входивших в годы первых пятилеток в Горьковский край. Тот же Коларц в книге «Национальная политика в Советском Союзе» писал, будто Чувашская АССР в период социалистического строительства не претерпела существенных изменений, оставшись как и до революции отсталым аграрным краем. Фальсифицируя историю Удмуртской АССР, он пытается «доказать», что в ней не было классовой борьбы, т. к. наличие племенных союзов связывало крестьян «примитивной системой обоюдной помощи», и коммунистам трудно было «натравить» так называемых «бедняков» против «кулаков». Английский историк Чарлз Хостер, представляя национальную политику партии не иначе, как «советской колониальной политикой», заявляет, что у башкир, татар, чувашей и других народов нет государственности, общие условия жизни при советском режиме несомненно имеют тенденцию «подорвать религиозные, культурные, лингвистические и этнические звенья, которые существовали между различными народами тюркского происхождения». Один из «знатоков» Чувашии, американец Джон Крюгер написал «Пособие» по чувашской литературе и языку. Из тенденциозно подобранных примеров автор стремится показать, что Октябрьская революция ничего не принесла Чувашскому народу, и он по-прежнему остался отсталым и некультурным. А. Зенковский (США) клевещет, будто после Октябрьской революции чуваши и мари были насильно включены в состав Татаро-Башкирской республики. Подобные измышления имеют одну цель — очернить социалистический строй, извратить национальную политику КПСС, поколебать дружбу народов СССР. Но тщетны потуги авторов антисоветизма поколебать эту дружбу, которая складывалась и закалялась в огне гражданской войны, в классовых боях в годы социалистического строительства. На IV Рорьковском краевом съезде Советов представители чувашского и марийского народов горячо благодарили рабочих и партийно-советские организации за бескорыстную помощь национальным автономиям. Председатель Совнаркома Чувашской АССР В. И. Токсин говорил, что в борьбе за победу социализма «Чувашия при постоянной помощи крайкома партии и крайисполкома орденоносного Горьковского края стала орденоносной республикой. Особенно я хочу отметить помощь парторганизации и Советов в деле интернационального воспитания народов, входящих в Горьковский край, в борьбе с классовым врагом, со всякими проявлениями великодержавного шовинизма и местного национализма». Председатель Марийского облисполкома И. А. Петров также заявил, что своими успехами Марийская область обязана постоянной помощи со стороны крайкома ВКП(б) и крайисполкома. До сих пор с благодарностью отзываются о помощи русских представители национальных автономий, входивших в Горьковский край. При вручении ордена Ленина Горьковской области С. М. Ислюков (ныне Председатель Президиума Верховного Совета Чувашской АССР) говорил: «Мы считаем необходимым сказать, что нижегородцы-горьковчане оказывали и оказывают многогранное влияние на развитие соседних областей и республик, по-братски помогают другим народам в строительстве новей жизни». Об этом же говорил и первый секретарь Марийского обкома КПСС П. В. Ураев. Дружба и братское сотрудничество, сложившиеся в годы первых пятилеток, развивались и в дальнейшем, они растут и укрепляются в современных условиях. В 1960 году был создан Волго-Вятский экономический район, в который вошли Горьковская и Кировская области, Марийская, Мордовская и Чувашская автономные республики. Каждая из этих областей и республик достигла больших успехов, особенно в развитии промышленности. Производство валовой продукции промышленности в 1960 году по сравнению с 1913 годом увеличилось: по Горьковской области в 129 раз, по Кировской — в 129, по Марийской АССР — в 85, Мордовской — 43, Чувашской — в 93 раза. В Марийской АССР крупные предприятия торгового машиностроения, электроавтоматики, Волжский деревообрабатывающий и Красногорский домостроительный комбинаты, Марбумкомбинат, и другие предприятия. В Мордовской АССР достаточно высоко развита электротехническая и приборостроительная промышленность. Здесь крупные заводы электровыпрямительной аппаратуры электроламповый, светотехнической арматуры, кабельный, приборостроения, по производству автосамоевалов, экскаваторный, инструментальный, медпрепаратов, цементный и другие. Из 185 предприятий, построенных в Чувашской АССР за годы Советской власти, крупными заводами являются вагоноремонтный, электроаппаратуры, электроизмерительных приборов, запасных тракторных частей, Алатырский электромеханический, Шумерлинский машиностроительный, Вурнарский химический, Ишлейский машиностроительный, Шумерлинский мебельный комбинат и экстрактовый завод, Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат, Козловский домостроительный комбинат и другие. Вся крупная промышленность в автономных республиках создана после Октябрьской революции. Выросли высококвалифицированные кадры рабочих, специалистов, работников науки и культуры. Резко возросло городское население. Если в 1920 году в Чебоксарах проживало лишь 5 тыс. человек, теперь более 200 тыс. жителей. Чебоксары — университетский город, здесь в 1967 году основан университет имени И. Н. Ульянова. В Саранске университет имени Н. П. Огарева. Принято решение об организации Марийского государственного университета. В столицах республик ив ряде крупных городов имеются драматические и дерятки кинотеатров. Развивается национальная по форме и социалистическая по содержанию культура.
XXIV съезд КПСС сделал важный научно-теоретический вывод, что «за годы строительства социализма и коммунизма в СССР возникла новая историческая общность — советский народ». Эта общность сформировалась на базе общественной собственности на средства производства, единстве экономической, социально-политической и культурной жизни, марксистско-ленинской идеологии, интересов и коммунистических идеалов рабочего класса, как ведущей силы нашего общества. Сложились общие черты, присущие советским людям: преданность делу коммунизма, социалистический патриотизм и интернационализм, высокая трудовая и общественно-политическая активность; непримиримость к эксплуатации и угнетению, национальным и расовым предрассудкам, клавсовая солидарность с трудящимися всех стран. Таким образом, говорится в постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования СССР», марксистско-ленинское учение по национальному вопросу выдержало испытание на практике, ленинская национальная политика одержала полную победу. Победа эта одержана не самотеком, а в ожесточенной борьбу благодаря неутомимой идейно-теоретической и организаторской работы Коммунистической«партии Советского Союза.