Наш паровоз, вперед лети!


Г. И. Долбилкин, С. А. Елизаров и др. "Приокские зарницы"
Очерки истории завода 1866-1966 гг.
Волго-Вятское книжное изд-во, Горький, 1972 г.
OCR Biografia.Ru

Тридцатые годы... Годы рекордов, годы стахановского движения. Время, наполненное поисками, время, когда страна была в сплошных лесах строек. Позади остались трудности первых лет индустриализации, когда нехватки к недостатки тормозили производство. Люди приобрели опыт, многому научились, построили много производственных объектов, жилья.
И вот завод, который частенько лихорадило, стал проявлять признаки выздоровления.
В годы первой пятилетки был построен фундамент социалистической экономики — тяжелая социалистическая индустрия. Успехи первой пятилетки подготовили предпосылку и мощную базу для решения еще более грандиозных задач во второй пятилетке.
Вторую пятилетку металлурги начали резким увеличением выпуска продукции. Программу 1934 года они выполнили успешно. Стали было выдано на 30 процентов, листового проката — в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году.
Первая мартеновская печь выдала не 250 плавок, как было запланировано, а 320. Передовиками производства являлись сталевары и подручные М. В. Свистунов, И. М. Сизов, И. Я. Колодкин, В. И. Галкин и многие другие.
И во всех цехах было немало бригад, перевыполняющих установленные нормы. Такими бригадами руководили В. Н. Лысяков, А. И. Старое в бандажном цехе, Ф, В. Соколов, И. А. Астров в механическом, И. М. Юдин, В. Г. Слюняев в паросиловом хозяйстве.
Бригада А. И. Старова установила своеобразный рекорд: за одну из смен прокатала 280 бандажей. В цехе состоялся митинг, на котором отмечалось, что бригада прокатала бандажей в девять раз больше, чем в лучшие дореволюционные годы.
В годы первых пятилеток были построены Днепрогэс, Горьковский автомобильный завод, Гидроторф, Беломорско-Балтийский канал, для которых кулебакчане выполняли большие заказы. Московское метро. И здесь понадобился металл, выплавленный кулебакскими мастерами. Для этого потребовалось освоить выпуск металла специального профиля. За успешное выполнение заказа группа металлургов была награждена значком «Отличник Метростроя». Среди награжденных были Н. И. Шлепкин, В, Н. Генералов, Г. И. Кузнецов, Ф. Д. Семеркин, В. Д. Иконников.
Осенью 1934 года мастеру Федору Михайловичу Шаблыгину, проработавшему на заводе 50 лет, за самоотверженный труд присвоили звание Героя Труда.
В декабре 1934 года заводу было присвоено имя пламенного трибуна революции Сергея Мироновича Кирова.
Завод набирал темпы. Программа выполнялась по всей номенклатуре, себестоимость снижалась. В 1936 году кулебакчане торжественно отметили выпуск двухмиллионного бандажа. Любопытно отметить: первый миллион был прокатан за 46 лет работы завода, на второй миллион понадобилось всего одиннадцать лет. Таковы были темпы советских пятилеток.
В 1936 году звание Героя Труда было присвоено Николаю Михайловичу Киселеву, в 1937-м — Сергею Васильевичу Пивоварову и Ивану Осиповичу Долбилкину — родоначальнику целой династии металлургов. Сорок пять лет отдал Иван Осипович родному предприятию. Сын кузнеца Баташевских железоделательных заводов, он оказался «счастливчиком» по тем временам — ему удалось учиться в Ковровском техническом училище. «Образование» его довершили два года тюрьмы за крамольный образ мыслей, за революционные взгляды. Зато сыновьям Ивана Осиповича — Евгению, Геннадию, Вениамину Советская власть дала высшее инженерное образование.
8 марта 1938 года состоялось чествование заводских работниц. С уважением называли имена передовиков. Среди них была и Анна Дмитриевна Белова. Ее трудовая биография началась рано — в 15 лет она уже работала. Только в 1926 году А. Д. Белова начала учиться. Позже стала бригадиром огнеупорного цеха, стахановкой.
В этот праздничный весенний день на заводе родился интересный почин в бандажном цехе. Бригадир А. И. Старов, перешел в отстающую смену. И вскоре отстающая смена стала одной из лучших на заводе.
Примеру А. И. Старова последовали Иван Алексеевич Жариков и Павел Иванович Соловьев, замечательные знатоки прокатного дела.
По-прежнему существенную лепту вносили рационализаторы. Так, в 1939 году только запять месяцев экономия от внедренных рацпредложений составила внушительную цифру — 538 523 рубля.
Опыт передовиков и рационализаторов изучался в стахановских школах (их посещали около пятисот рабочих). Отряд инженерно-технических работников пополнился свежими силами. Во многих цехах начальниками стали молодые специалисты: в листопрокатном — А. Н. Кудинов, в мартеновском — А. В. Лесков, в бандажном — В. Д. Бычков.
Во всех цехах ширилось стахановское движение. Особенных успехов добились передовики вспомогательных цехов. Коллектив механического цеха 22 декабря 1939 года выполнил годовой план и стал инициатором соревнования в честь XVIII Всесоюзной партконференции. Эту инициативу поддержал весь коллектив завода, развернувший борьбу за повышение производительности труда, сокращение простоев оборудования, снижение себестоимости изделий, улучшение их качества.
Каждый цех, каждый участок, каждая бригада работали под девизом «Родине — ударный труд». Соревнование рвждало имена новых передовиков производства, которые увлекали за собой остальных.
Люди самоотверженно трудились. А на западе над нашей страной сгущались черные тучи. И словно предчувствуя испытания войной, кулебакские металлурги, как и весь советский народ, наращивали темпы производства, вносили свой вклад в укрепление обороны страны...

продолжение книги ...