Г. И. Долбилкин, С. А. Елизаров и др. "Приокские зарницы"
Очерки истории завода 1866-1966 гг.
Волго-Вятское книжное изд-во, Горький, 1972 г. OCR Biografia.Ru
Еще лет пятнадцать назад в сортопрокатном цехе можно было наблюдать такую картину: к высадочному окну нагревательной печи каталь подвозит вручную двухколесную тележку и держит ее, пока другие поднимают на нее раскаленный добела слиток. Заготовка пышет нестерпимым жаром, беспрерывно хочется пить, но каталь торопится к стану. Привычным движением он сбрасывает слиток на пол и возвращается с тележкой к печи. И так всю смену. Если учесть, что расстояние от печи до стана составляет 50 метров, то станет понятным, насколько изнурительным был труд каталей. Не менее тяжелой и опасной была работа и у самого стана. Крючочник должен был поднять горячий слиток на коротком конце крючка и «задать» его в прокатные валки. С другой стороны стана эту же операцию повторяет еще один крючочник. То же самое — у средней и чистовой клети стана. И была постоянная опасность, что раскаленная заготовка, подаваемая валками, цепляясь концом за плиту пола, изогнется и опрокинется на крючочников. Механизировать трудоемкие процессы стало первоочередной задачей коллектива. Администрация, партийный и профсоюзный комитеты прекрасно понимали, что медлить с этими работами нельзя. Но опыта подобной механизации на заводе не было, и его решили изучать на других предприятиях страны. В 1954 году изготовили и установили цепной транспортер для подачи слитков от нагревательной печи к стану. Рабочие облегченно вздохнули, но... уже через полчаса транспортер встал. На ремонт ушло полдня, и — новая неудача: не проработав часа, транспортер снова вышел из строя. Через несколько дней стало ясно, что транспортер нужно снимать. Снова все пошло по-старому. Еще одна неудача постигла прокатчиков в 1956 году. По примеру горьковского завода «Красное Сормово» было решено установить поворотный кран на колонне для механизации подачи слитков от нагревательной печи к стану «750». Но как показал опыт работы, решение проблемы было не из лучших.
В январе 1957 года проходил заводской партийно-хозяйственный актив. Его решения стали поворотным пунктом в механизации трудоемких процессов. Была организована творческая бригада для разработки проекта коренной перестройки прокатного дела на заводе. В нее вошли начальник проектного отдела П. К. Суслов, его заместитель Н. И. Зудов, конструкторы Е. П. Шурыгина, С. Г. Рыбкин и другие. Главный инженер завода А. И. Шевцов, повседневно контролируя работу бригады, внес немало оригинальных, смелых предложений. Наконец проект, предусматривавший новейшие достижения науки и техники, был готов. Но ведь проект, пусть самый хороший, — это еще половина дела. Нужно было претворить его в металл. И тут на передовые позиции вышли ремонтно-механический, котельно-кузнечный и сталелитейный цехи. Работу этих коллективов характеризовали самоотверженность, непрерывные творческие поиски, сметка и выдумка. Тон задавал «мастер — золотые руки» слесарь Федор Терентьевич Дудин. Он проработал на заводе более 40 лет и накопил не только огромный опыт, но и воспитал целую когорту учеников, которые потом не отставали в мастерстве от своего учителя. На самых ответственных сварочных работах трудилась сварщица Лиза Щербакова, множество оригинальных и по-настоящему ценных предложений внесли бригадир слесарей И. И. Ерофеев, слесарь Н. И. Титов, начальник цеха Н. С. Егоров. Трудно перечислить всех отличившихся, ибо работа эта была делом всех. Однако нельзя не рассказать об одном из энтузиастов технического прогресса — инженере Олеге Лаврентьевиче Козырском. О. Л. Козырский разработал и внедрил в производство технические усовершенствования, которые дали заводу немалый экономический эффект.
При реконструкции станов О. Л. Козырский усовершенствовал калибровку. Несовершенная калибровка приводила к тому, что выдерживать стандартные размеры некоторых профилей проката было практически невозможно. Нередко получалось так, что один из концов швеллера получался уже другого. Рабочие чертежи для новой калибровки Олег Лаврентьевич составил сам. В результате — сотни тысяч рублей экономии. При прокате швеллера № 16 на стане «750» он предложил уменьшить число пропусков с 17 до 13. Экономический эффект — 153 тысячи рублей. Большую экономию дало предложение об установке скребкового транспорта для механической уборки окалины. С 1958 года станы «750» и «500» начали обретать «второе дыхание». Сначала на стане «500» были установлены с обеих сторон рольганги, затем на задней его стороне — рольганги с приводными роликами и подъемно-качающиеся столы. Механизировали и подачу слитков к стану. Значительно изменилась технология прокатного производства. Была внедрена автоматическая наплавка прокатных валов стана «750» под керамическим слоем флюсов, накатка калибров, заменившая насечку и наварку. Это удлинило время работы от перевалки до перевалки. Механизировали уборку шлака от нагревательных печей № 1 и 3. У обжимной клети стана «750» установили и, освоили в работе кантовальные доски.
В 1962 году на стане «750» из-за недостаточной мощности нагревательных печей было прокатано несколько недогретых слитков. Защита электродвигателя от перегрузки почему-то не сработала, и он вышел из строя. Пришлось менять секции обмотки статора.
Несмотря на круглосуточную работу, ремонт продолжался более 20 суток. Смена мастера Бориса Васильевича Локоткова со стана «500» бросила клич: «Выручим из беды коллектив стана «750»! Незадолго до этого смене было присвоено звание коллектива коммунистического труда, и теперь ей представилось еще раз на деле доказать, что и бригадир стана Константин Самойлов, и вальцовщики Николай Дубровский и Николай Смолин, и старший сварщик Никита Попков, и все другие достойны этой высокой чести.
За два месяца, оставшихся до конца года, коллектив стана «500» выдавал прокат сверх плана, не только перекрыв таким образом потери от простоя, но и позволив цеху значительно перевыполнить план. К 1963 году работы на обоих станах были полностью механизированы. И если до этого на стане «750» работало 16 крючочников, а на стане «500» — четырнадцать, то теперь их не было ни одного. За 5 лет, с 1958 по 1963 год, выпуск проката вырос на 35 процентов.