Общественно-политические взгляды К. А. Тимирязева (продолжение главы)


Г. В. Платонов. "Мировоззрение К. А. Тимирязева"
Изд-во Академии Наук СССР, М., 1952 г.
Библиотека естествознания
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Biografia.Ru


Чрезвычайно большой интерес для характеристики политической зрелости Тимирязева представляет его возражение на меньшевистское, антиленинское заявление Богданова, будто империалистическая война доказала, что «социализм не может осуществиться в какой-нибудь отдельной стране». Тимирязев, глубоко усвоив ленинско-сталинское учение о возможности победы социализма в одной стране, очень метко и лаконично возражает автору: «И наоборот».
Несмотря на преклонный возраст и затяжную болезнь, Тимирязев, как уже говорилось, в предыдущей главе, принял участие и в повседневной организационной работе партии по осуществлению культурной революции в стране.
За выдающиеся заслуги перед революцией рабочие Московско-Курской железной дороги избрали Тимирязева своим депутатом в Московский Совет. Будучи в это время прикован болезнью к постели, Тимирязев не мог присутствовать на пленуме Моссовета. Однако высокое чувство ответственности перед народом, доверившим ему представлять в Совете свои интересы, не позволило ему оставаться в стороне от происходящего заседания. И он пишет свое знаменитое письмо членам Моссовета, опубликованное в «Правде» и «Известиях ЦИК». Письмо это навсегда войдет в историю и как замечательный пример той высокой ответственности, которую испытывает советский депутат перед своими избирателями, и как документ, раскрывающий всю глубину большевистского понимания Тимирязевым исторической обстановки, которую переживала страна. Письмо звучит как страстный апофеоз труда. Тимирязев понимает, что в период окончания гражданской войны главная задача, которая встает перед трудящимися, — это организация труда, привлечение к нему всего трудоспособного населения. Вот это письмо:
«Товарищи!
Избранный товарищами, работающими в вагонных мастерских Московско-Курской железной дороги, я прежде всего спешу выразить свою глубокую признательность и в то же время высказать сожаление, что мои годы и болезнь не дозволяют мне присутствовать на сегодняшнем заседании.
А вслед за тем передо мной встает вопрос: а чем же я могу оправдать оказанное мне лестное доверие, что могу я принести на служение нашему общему делу?
После изумительных, самоотверженных успехов наших товарищей в рядах Красной армии, спасших стоявшую на краю гибели нашу Советскую республику и вынудивших тем удивление и уважение наших врагов, — очередь за Красной армией труда. Все мы — стар и млад, труженики мышц и труженики мысли — должны сомкнуться в эту общую армию труда, чтобы добиться дальнейших плодов этих побед. Война с внешним врагом, война с саботажем внутренним, самая свобода — все это только средства; цель — процветание и счастье народа, а они созидаются только производительным трудом. Работать, работать, работать! Вот призывный клич, который должен раздаваться с утра и до вечера и с края до края многострадальной страны, имеющей законное право гордиться тем, что она уже совершила, но еще не получившей заслуженной награды за все свои жертвы, за все свои подвиги. Нет в эту минуту труда мелкого, неважного, а и подавно нет труда постыдного. Есть один труд необходимый и осмысленный. Но труд старика может иметь и особьы смысл. Вольный, необязательный, не входящий в общенародную смету, — этот труд старика может подогревать энтузиазм молодого, может пристыдить ленивого. У меня всего одна рука здоровая, но и она могла бы вертеть рукоятку привода, у меня всего одна нога здоровая, но и это не помешало бы мне ходить на топчаке.
Есть страны, считающие себя свободными, где такой труд вменяется в позорное наказание преступникам, но, повторяю, в нашей свободной стране в переживаемый момент не может быть труда постыдного, позорного.
Моя голова стара, но она не отказывается от работы. Может быть, моя долголетняя научная опытность могла бы найти применение в школьных делах или в области земледелия. Наконец, еще одно соображение: когда-то мое убежденное слово находило отклик в ряде поколений учащихся - быть может, и теперь оно при случае поддержит колеблющихся, заставит призадуматься убегающих от общего дела.
Итак, товарищи, все за общую работу, не покладая рук, и да процветет наша Советская республика, созванная самоотверженным подвигом рабочих и крестьян и только что у нас на глазах спасенная нашей славной Красной армией!
Клементий Аркадьевич Тимирязев, член Московского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов.
6 марта 1920 г.».
Это письмо, а также предсмертные слова Тимирязева лечившему его врачу-коммунисту Б. С. Вейсброду завершают характеристику политических взглядов, к которым он пришел в последние годы своей жизни.
«Я всегда старался служить человечеству и рад, что в эти серьезные для меня минуты вижу вас, представителя той партии, которая действительно служит человечеству. Большевики, проводящие ленинизм, — я верю и убежден — работают дли счастья народа и приведут его к счастью. Я всегда был ваш и с вами. Передайте Владимиру Ильичу мое восхищение его гениальным разрешением мировых вопросов в теории и на деле. Я считаю за счастье быть его современником и свидетелем его славной деятельности. Я преклоняюсь перед ним и хочу, чтобы об этом все знали. Передайте всем товарищам мой искренний привет и пожелания дальнейшей успешной работы для счастья человечества».
Незадолго перед этим Тимирязев послал Владимиру Ильичу экземпляр только что изданного им сборника «Наука и демократия». Ознакомившись с книгой, Ленин 27 апреля 1920 г. направил ему следующее письмо:
«Дорогой Клементий Аркадьевич!
Большое спасибо Вам за Вашу книгу и добрые слова. Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть. Крепко, крепко жму Вашу руку и от всей души желаю Вам здоровья, здоровья и здоровья!
Ваш В. Ульянов (Ленин)»
Выраженные Тимирязевым в период с апреля 1917 г. и до последних дней его жизни политические взгляды, вполне соответствующие политике коммунистической партии, активное участие его в подготовке трудящихся к Великой Октябрьской социалистической революции, защита социалистического отечества от внешней и внутренней контрреволюции, активное участие в проводимой партией культурной революции, выражение чувств глубокой любви и преданности делу рабочего класса, коммунистической партии и ее вождю — В. И. Ленину, а также личная благодарность В. И. Ленина Тимирязеву за его борьбу «против буржуазии и за Советскую власть» — все это дает полное основание называть Тимирязева ученым-революционером. Не случайно на венке от редакции газеты «Правда», возложенном на могилу Тимирязева, стояла такая надпись: «Великому борцу за точную науку и пролетарскую революцию — дорогому сотруднику „Правды" тов. К. А. Тимирязеву». Московский Городской Совет профессиональных союзов на своем венке Тимирязеву сделал надпись: «Гениальному провозвестнику союза науки и физического труда». Рабочие вагонных мастерских Курской железной дороги писали: «Нашему избраннику — великому ученому, силой мысли своей ведущему к коммунизму». Районный комитет Коммунистической партии Краснопресненского района на могилу Тимирязева возложил венок, где стояли слова: «Титану науки и поборнику коммунизма».
Такова эволюция общественно-политических взглядов Тимирязева от революционного демократизма к научному коммунизму. Вместе с этим, как мы уже видели, шло и развитие его философских взглядов от материализма классиков русской философии к диалектическому материализму.
Таким образом, характерное для материалистической линии русского естествознания движение к диалектическому материализму находит в лице Тимирязева свое логическое завершение. Тимирязев был тем соединительным звеном, которое бесповоротно связало русскую науку с научным социализмом. Тимирязев был первым из величайших мужей русского естествознания, кто протянул руку борющемуся пролетариату, идя вместе с ним на завоевание власти и последовательно защищая его позиции в борьбе против внешнего и внутреннего врага.
Горячая любовь к своей Родине, своему народу, воспитанная в нем славной плеядой революционеров-демократов, еще в юношеские годы привела Тимирязева к занятию наукой. Тогда он еще не был революционером, а тем более коммунистом. Но борьба за науку, как средство освобождения человечества от темных, непознанных сил природы, показала ему, что она может принести победу только после освобождения трудящихся от гнета социального и политического. И он, не колеблясь, становится на сторону самых последовательных борцов за освобождение народа от ига царизма и эксплуатации — на сторону большевиков. Решающую роль в этом переходе сыграла деятельность большевистской партии, внимательно следившей за работой выдающихся русских ученых, за ростом их политического и философского развития.
Материалистическое истолкование явлений природы и исторический подход к ним помогли Тимирязеву в восприятии не только политической программы, но и диалектико-матернали-стической философии марксистско-ленинской партии. Таков замечательный путь великого русского ученого, мыслителя и борца, путь к коммунизму «через данные своей науки», через идею беззаветного служения своему народу. Таков неизбежный путь и всякого другого честного ученого, не боящегося трудностей в борьбе за истину, не идущего на искажение науки в угоду «сильным мира сего», не на словах, а на деле любящего свой народ и стремящегося к осуществлению егс свободы, к его процветанию.

Продолжение книги ...