Бизнес-семинар – групповые обучающие занятия, предназначенные для лиц, заинтересованных в усвоении информации, которая позволит им оставаться конкурентоспособными в условии рыночных отношений.
Цель мероприятия – обмен знаниями, опытом, бизнес-информацией. Мероприятие предполагает выступления руководителя (тренера), докладчиков на определенные актуальные темы, а затем обсуждение этих тем слушателями семинара.
Бизнес-семинар также может привлечь внимание к компании, познакомить с ее деятельностью, стать для компании прекрасной рекламой.
В бизнес-семинарах обычно участвуют группы численностью до 25-30 человек; продолжительность семинара может быть от 2-4 часов до нескольких дней. Семинары могут различаться в зависимости от аудитории, для которой они предназначены. Так, для сотрудников одной компании может проводиться закрытый корпоративный семинар, целью которого является повышение профессионального уровня и компетентности работников.
В открытых семинарах могут участвовать все желающие – как правило, это люди, связанные с каким-то конкретным бизнесом. Задачей подобных мероприятий является получение новых знаний и систематизация старых, обмен мнениями и опытом между слушателями семинара.
Многие бизнесмены, уже добившиеся определенного успеха, не доверяют бизнес-семинарам, полагая, что нет ничего такого, что бы они не знали о бизнесе. На самом деле, занятия будут полезны не только начинающим, но и бывалым предпринимателям. В США, например, подобные семинары посещают даже знаменитые миллионеры и миллиардеры.
Важная функция бизнес-семинаров – то, что они являются генератором новых идей. Обучающие занятия активизируют мыслительный процесс и способствуют рождению новых бизнес-идей, а также вариантов для их воплощения. Новые идеи могут рождаться прямо во время занятий, особенно часто это происходит в процессе обсуждения темы участниками. Нередко посещение одного бизнес-семинара стимулирует человека на посещение семинаров по смежным темам, что также содействует возникновению важных решений, стимулирующих развитие бизнес-проектов.
Иногда на занятиях человек не слышит ничего принципиально нового для себя, но новый взгляд или неожиданность трактовки известного может стать для него настоящим откровением. В результате человек неожиданно для себя обнаруживает, что получил инструменты для решения каких-то стоящих перед ним задач.
Кроме того, что бизнес-семинары генерируют новые идеи, у них есть и масса других преимуществ. Например, они способствуют формированию деловых связей с потенциальными бизнес-партнерами. Посещение только одного семинара значительно расширяет список деловых контактов. В перерывах между лекциями внимательный участник сможет узнать много интересного о современных веяниях и инновациях в какой-то области, о своих конкурентах на рынке и об их самых важных наработках.
Выбирая бизнес-семинар, следует обращать внимание на уровень класса, престижность компании-организатора (здесь важно оценить время ее деятельности на рынке образовательных услуг, степень известности, наличие позитивных и негативных отзывов). Запросив у организатора предварительный список возможных участников семинара, можно с большой долей успеха оценить тематику, вокруг которой будет построено общение на данном мероприятии.
Несомненно, очень полезным шагом будет наведение справок о тренере семинара. Опытный тренер должен легко ориентироваться в теме семинара, структурировать информацию и хорошо выдерживать логику изложения, сопровождать свое выступление образным (визуальным) рядом, грамотно поддерживать обратную связь с аудиторией. Важным критерием профессионализма тренера является его умение держать баланс между выдачей информации и коммуникациями (обсуждениями, дискуссиями, ответами на вопросы и т.д.).
Но, пожалуй, главным свидетельством мастерства ведущего семинара является его способность продемонстрировать свой опыт прямо в аудитории, например, в процессе совместного обсуждения и решения конкретной проблемы одного из участников.
Важной частью семинара, влияющей на качество обучения, является раздаточный материал – справочники, брошюры, диски и т.д. В некоторых случаях (например, в бизнес-семинарах программистов, аудиторов и пр.) раздаточный материал является основным инструментом обучения (без него мероприятия просто не может состояться). В других случаях раздаточный материал имеет вспомогательное назначение – он способствует лучшему усвоению и сохранению информации, предоставляемой ведущим семинара.