Бизнес-тренер — это специалист, занимающийся обучением новым приемам и алгоритмам работы в бизнесе.
Основная задача бизнес-тренера – развенчать ошибки, мешающие общему развитию компании и получению прибыли, сориентировать руководителей компаний на построение более эффективной модели бизнеса. Для этого он должен сломать старые психологические установки, мешающие двигаться вперед, и дать новые знания, выработать новые деловые умения и навыки.
Бизнес-тренер создает и проводит различные виды семинаров и тренингов на базе запросов компаний-заказчиков. Такие корпоративные мероприятия имеют задачу повышения профессионального уровня участников – руководителей и персонала.
Кроме корпоративных, бизнес-тренер может проводить открытые семинары и тренинги, в которых могут принимать участие работники разных компаний.
Бизнес-тренер должен:
- иметь соответствующее образование (в идеале – высшее образование и профильные курсы),
- обладать глубокими теоретическими знаниями по теме и в смежных областях (обязательно), а также определенным опытом работы в бизнесе (желательно),
- знать технологии проведения тренингов и уметь ими пользоваться,
- планировать программу обучения таким образом, чтобы занятия были информативными и интересными,
- составлять обучающие программы таким образом, чтобы они отвечали запросам разной аудитории,
- обладать навыками общения с аудиторией в течение длительного времени,
- уметь говорить логически ясно, грамотно и красиво,
- быть уверенным пользователем компьютера и владеть иностранным языком, чтобы уметь работать с зарубежными материалами,
- иметь постоянное стремление к совершенствованию своих знаний, навыков тренерской работы, своих лидерских качеств, много читать, интересоваться опытом коллег.
Рынок бизнес-тренеров в России сегодня высококонкурентен, однако найти настоящего профессионала своего дела бывает непросто. Это связано с тем, что профессия является достаточно новой, и в нее часто приходят люди без большой теоретической подготовки и опыта, но с амбициями.
При выборе хорошего бизнес-тренера следует обратить внимание на такие факторы, как наличие образования, опыта работы по данной специальности, проанализировать уровень компаний, с которыми он работал. Безусловно, не будет лишним обратиться к его бывшим клиентам за подтверждением уровня профессионализма и за рекомендациями.
Обычно в начале тренинга опытный тренер знакомится с аудиторией, тестирует ее, задает уточняющие вопросы, чтобы понять запросы слушателей и максимально полно суметь передать свои знания, навыки, накопленный опыт. В процессе занятий он использует обучающие методики и упражнения, предлагает конкретные, проверенные на практике, инструменты для решения задач, подкрепляет информацию примерами, образным рядом, схемами и т.д.
На семинарах и тренингах слушателям также предлагается раздаточный материал (брошюры, диски и пр.). На занятиях профессиональных бизнес-тренеров раздаточный материал выполняет не имиджевую или коммерческую функцию, а помогает слушателям ориентироваться в большом объеме информации, благодаря чему информация лучше усваивается.
Хороший бизнес тренер строит свои занятия таким образом, что слушатели занятий не просто узнают что-то новое, а тренируются, оттачивают свои практические навыки. С этой целью используются различные практические упражнения (групповые игры, моделирование реальных ситуаций, в т.ч. форс-мажорных и т.д.). Прямым доказательством мастерства руководителя тренинга является его умение продемонстрировать свой личный опыт, например, при организации непосредственно на занятиях решения конкретной проблемы одного из участников. После таких акций доверие к мастерству руководителя сразу в разы возрастает.
Важной характеристикой опытного тренера является умение наладить хороший контакт со слушателями, т.н. обратную связь. Он должен четко осознавать уровень понимания слушателей и обладать не только навыком «разговорить» аудиторию, но и при необходимости уметь блокировать неконструктивные разговоры, вопросы, полемику не по теме.
Структура занятий у грамотного тренера всегда четко продумана, сложные блоки бизнес-тренингов чередуются с простыми, не требующими большого сосредоточения. Руководитель тренинга грамотно «режиссирует» процесс, внося по ходу мероприятия поправки и коррективы.
Конечно, важной составляющей хорошего бизнес-тренера является его уважение к участникам занятий, умение создать у них чувство комфорта и психологической безопасности, в результате чего информация усваивается значительно лучше.