Биография успеха: Генри Форд


Генри Форд Генри Форд – один из самых известных промышленников в истории Америки, пионер автомобилестроения, основатель Ford Motor Company. Форд стоял у истоков науки об организации промышленного производства.

Он внедрил принцип работы конвейерной сборки автомобилей и тем самым внес коренные изменения в работу всей автомобильной промышленности. Несмотря на то, что сегодня Ford Motor Company утратила позиции лидера автопрома, трудно переоценить вклад Генри Форда в технический прогресс США и всего мира.

Генри Форд родился 30 июля 1863 года на ферме под Дирборном (штат Мичиган). Семья Форда зарабатывала на жизнь фермерским трудом, и Генри, будучи мальчишкой, помогал отцу по хозяйству.

Мальчик с ранних лет имел склонность к работе с техникой – с 13 лет он увлеченно разбирал и собирал карманные часы, которые подарил ему отец, и с удовольствием откликался на просьбы соседей отремонтировать их часы. Склонности к сельскохозяйственной работе Генри не испытывал, работа на ферме его не привлекала, и в возрасте 16 лет юноша покинул отчий дом для обучения работе машиниста в Детройте. За несколько следующих лет он освоил управление паровыми двигателями и изучил бухгалтерское дело.

В 1888 году молодой человек женился на Кларе Брайант и на несколько лет временно вернулся к работе на ферме, чтобы прокормить жену и маленького сына. Спустя 3 года Генри устроился на работу в Edison Illuminating Company к известному изобретателю и миллионеру Томасу Эдисону. Сначала Генри работал в компании в качестве инженера-механика, а спустя короткое время уже имел должность старшего инженера.

В свободное от работы время прямо у себя в гараже за домом молодой человек трудился над изобретением своего первого экспериментального автомобиля. Уже в эти годы у него возникла идея создать автомобиль для широких масс, автомобиль, который был бы не предметом роскоши, а средством передвижения. Сам Томас Эдисон, которому Генри представил свои автомобильные наработки, поощрил изобретателя на дальнейшую работу, предсказав его делу большое будущее.

В 1899 году Генри Форд вместе с дюжиной акционеров организовал «Детройтскую Автомобильную компанию». Вскоре, однако, он был вынужден покинуть ее из-за разногласий с другими учредителями: они не верили в успех идеи Форда и ориентировались в своей работе на выпуск роскошных автомобилей для состоятельных людей.

Наконец, в 1903 году Генри Форд сумел привлечь на свою сторону инвесторов и создал свою собственную компанию - Ford Motor Company. Под завод была переоборудована фургонная фабрика в Детройте. Бригады из 2-3 человек под руководством Форда занимались сборкой автомобилей из запчастей, изготавливавшихся на других предприятиях на заказ.

1908 год стал для компании знаменательным – был выпущен автомобиль Ford Model T, разработанный Фордом самостоятельно. Автомобили Ford Model T славились качеством, были надежны, просты в управлении, не требовали сложного технического обслуживания, были дешевы в ремонте. Автомобиль Ford легко передвигался даже по сельским дорогам, и действительно обещал стать полезным средством передвижения для всех и каждого, а не игрушкой в руках богача. Не удивительно, что практичный и недорогой автомобиль становился все более и более популярным среди населения.

В связи с растущей популярностью автомобилей на производстве появилась потребность в конвейерной сборке (представляющей собой разделение операций между несколькими рабочими), которая смогла бы значительно повысить производительность работы. Идея конвейерной работы в то время уже существовала, но именно Генри Форд впервые применил конвейерный режим на автомобильном предприятии.

Внедрение сборочного конвейера позволило поддерживать высокий объем выпускаемых автомобилей при сохранении их низкой себестоимости. Для сравнения: стоимость автомобиля Ford Model составляла около 800 $ против стоимости автомобиля (1200 $) ближайших конкурентов. Значительная разница в цене и высокое качество продукции сыграли свою роль – в 1918 году примерно половина всех автомобилей в Америке была именно марки Ford.

Генри Форд не остановился на внедрении обычной конвейерной сборки, а пошел дальше – поднял конвейер до уровня пояса для облегчения труда работающего персонала. В целях улучшения условий труда рабочих на Ford Motor Company стали применяться различные подъемники, крюки на цепях над конвейерной линией.

Чтобы прекратить текучку кадров и привлечь на свое производство наиболее квалифицированные кадры, впервые в истории промышленного предприятия Генри Форд установил на Ford Motor Company минимальную зарплату в 5$ в день – эта сумма почти вдвое превышала среднюю зарплату в производственном секторе Америки на тот период времени. Важным условием для работы на предприятии и получении стабильно высокой зарплаты было соблюдение определенных правил жизни, разработанных «общественным департаментом» компании. Так, под неподобающее поведение попадали азартные игры, невыплата алиментов, злоупотребление спиртными напитками и пр.

Среди нововведений Форда было также сокращение рабочей недели до 40 часов и организация работы на предприятии круглосуточно - в 3 смены по 8 часов (вместо 2-х смен по 9 часов). На предприятиях Форда рабочие имели 6-часовую рабочую неделю и оплачиваемый отпуск. Форд был категорически против бюрократизации, поэтому на предприятии были упразднены производственные совещания, сведена к минимуму документация.

К началу 20-х гг. Ford Motor Company уже была лидером мирового автомобилестроения, а Форд заслуженно получил титул «автомобильного короля». Умер Форд в возрасте 83 лет на своей родине в городке Дирборне. Когда в конце жизни у него спрашивали, что может хотеть такой богатый человек, он говорил: «Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу». Всю свою жизнь он стремился показать своим примером, что основа любого бизнеса – это служение людям. С юных лет и до старости Форд стремился улучшать жизнь людей вокруг себя, и несмотря на препятствия и ограничения, неизменно стремился к исполнению своей мечты.