Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Народ - творец искусства


М. Д. Каммари, Г. Е. Глезерман и др.
Роль народных масс и личности в истории
Государственное издательство политической литературы.
Москва, 1957 г.
OCR Biografia.Ru


Искусство, как и наука, возникло из трудовой деятельности людей и первоначально было непосредственно связано с этой деятельностью, вырастало из неё и обслуживало её. Песни, их ритм и мелодия издавна помогают людям в тяжёлом труде, дают новую зарядку во время отдыха. Песни вдохновляют людей на трудовые и героические ратные подвиги, с песней люди идут в бой.
Народный эпос, песни, танцы, пословицы, загадки, народная архитектура, прикладное искусство, украшающее быт людей, — всё это создано коллективным творчеством народа.
Знакомимся ли мы с прикладным искусством, украшающим быт народов (одежда, домашняя утварь, посуда, орудия труда, музыкальные инструменты, игрушки, архитектура крестьянских домов), изучаем ли культурные ценности, сосредоточенные в общественных зданиях — храмах, крепостях, музеях — или в дворцах рабовладельцев, феодалов, капиталистов, мы имеем дело с творчеством народных масс. Ведь не праздные, паразитические, эксплуататорские классы, а трудолюбивые, золотые руки умельцев из народа создавали все эти художественные ценности!
Произведения народного творчества — песни, танцы, сказки, былины, пословицы, художественная резьба, вышивки, живопись, архитектурные стили, театральное искусство и т. д. — передаются от поколения к поколению и усовершенствуются; при этом отбрасывается неудачное и сохраняется всё наиболее ценное, высокое по идейному содержанию и мастерству.
Все выдающиеся деятели литературы и искусства постоянно обращались к изучению художественного народного творчества и в этом творчестве видели неиссякаемый источник для своего вдохновения и художественной деятельности. Гениальный русский поэт А. С. Пушкин постоянно изучал народные сказки, песни, народную речь и советовал это делать всем молодым писателям. Вслед за Ломоносовым Пушкин, Гоголь и Тургенев ценили богатство, силу и меткость русского языка, русские народные сказки, песни и танцы и черпали художественные образы из богатой сокровищницы русской народной поэзии, обогащая её своими произведениями. Гениальный русский композитор Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем». А композитор Серов писал: «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа».
Известно, как любил и какое огромное значение придав вал народному художественному творчеству основоположник советской литературы А. М. Горький. Он писал: «Народ — не только сила, создающая все материальные ценности, он — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них — историю всемирной культуры»
В основе многих, и притом самых выдающихся, произведений мировой литературы и искусства, созданных гениальными художниками, лежат художественные образы и обобщения, созданные коллективным народным творчеством, народной поэзией. Горький указывал в подтверждение этого на образы народной мифологии, народного эпоса, сказок, песен и т. п. Он отмечал глубокий реализм произведений художественной самодеятельности народа, верное отражение в «их процессов труда и жизни общества. В мифах, сказках, легендах, былинах ясно видно отражение работы человека над изобретением орудий труда, над приручением животных, над открытием целебных трав, лекарств, стремление людей облегчить свой труд. «Историками первобытной культуры, — пишет Горький, совершенно замалчивались вполне ясные признаки материалистического мышления, которое неизбежно возбуждалось процессами труда и всею суммой явлений социальной жизни древних людей».
И какое богатое, глубокое и яркое эстетическое чувство, какой тонкий вкус и какие высокие принципы обнаруживаются во всех художественных произведениях, созданных творчеством народа! По поводу яркого художественного творчества великого индийского народа Джава-харлал Неру пишет: «В Бенгалии, Гуджарате и на юге подчас обнаруживаешь с приятным удивлением, каким глубоким и в то же время бессознательным художественным чувством обладают крестьяне. Другое дело — средние классы; они, видимо, утратили свои исторические корни, и у них нет художественных традиций, которых они могли бы придерживаться».
Изучение коллективного художественного творчества народа имеет большое значение для изучения психологии народных масс, их стремлений и чаяний, вытекающих из условий их жизни.
История художественного творчества народных масс подтверждает, что трудящееся человечество в своих воззрениях стихийно становится на точку зрения материал лизма. И действительно, в народной мифологии и выросшем на её основе народном эпосе стихийно пробивается наивно-материалистический взгляд на мир.
Возьмём, к примеру, «Калевалу». «Первые начала мира» изображаются в ней следующими художественно-мифологическими образами. Богиня воздуха Илматар спускается на море, где её качает ветром, бьёт волнами; здесь она рождает старого мудрого певца народа — Вяйнямейнена, а затем начинает творить мир «на хребте прозрачном моря, на равнинах вод открытых». Но это творение хотя и сказочное, чудесное, поэтическое, но не «из ничего», как учит религия, а из реальной материи. Воздух и водные стихии рассматриваются в «Калевале» как самые первые начала мироздания.
Воздух — мать всему на свете, Старший брат — водой зовётся, Младший брат воды — железо, Средний брат — огонь горячий. А в руне 17 рассказывается:
Сам собой распался воздух,
Из него вода явилась,
Из воды земля возникла,
Из земли пошли растенья.
Это своеобразное художественно-философское обобщение о началах и причинах вещей напоминает воззрения древних греческих и индийских материалистов (элеатов и чарваков).
Объяснение происхождения различных видов человеческого труда — рубки леса, обработки полей, постройки лодки, приготовления пива, лечения ран, создание кузнецом Илмариненом чудесной мельницы сампо и, наконец, создание Вяйнямейненом музыкального инструмента кантеле — всё это поэтически отражает жизнь народа, создавшего эпос.
«Калевала» отражает отношение народа к труду, его. любовь к музыке, его мысли о происхождении вещей, его любовь к родине. Сочувствие народа и любимых героев его эпоса всегда, как правило, на стороне угнетённых, терпящих несправедливость. В этом выражаются морально-правовые взгляды народа.
Рассматривая коллективное творчество народа в его историческом развитии от низших ступеней к высшим через борьбу между старым и новым, марксизм-ленинизм выступает против какой-либо идеализации творчества народа в ту или иную эпоху. Роль народных масс в духовной жизни антагонистического общества ограничена тем, что массы находятся под гнётом эксплуатации, порабощены экономически, политически и духовно всем строем этого общества. Массы трудящихся находятся под гнётом эксплуататорских классов, их государства, их идеологии, церкви, религии, господствующих в обществе; половина человечества — женщины — находится, кроме того, под гнётом домашнего рабства, неравенства и бесправного положения в семье и в обществе. Большая часть народов, особенно малых и отставших в своём развитии, терпит национальный гнёт, особенно усиливающийся в эпоху империализма. Всё это не может не накладывать отпечатка на духовный облик, психический склад народов. Всё это подавляет историческую инициативу, активность и творческую энергию масс.
Коллективное художественное творчество народных масс в каждую историческую эпоху отражает жизнь, чаяния и стремления народа именно в данную эпоху, и поэтому оно по-новому развивается в новых условиях, по-новому подходит к прежним формам искусства, наполняет их новым идейным, социальным и эстетическим содержанием. Народ не может создавать новых художественных образов по типу героев «Илиады», «Одиссеи», «Калевалы» в эпоху печатного станка и типографской машины, пара и железных дорог, электричества, реактивных самолётов и атомной энергии.
Народное искусство является отражением народной жизни и борьбы, и освободительная борьба народа особенно вызывает и питает это искусство. «Только там являлась богатая народная поэзия, где масса народа... волновалась сильными и благородными чувствами, где совершались силою народа великие события», — писал Чернышевский.
Добролюбов вслед за Чернышевским связывал происхождение русского эпоса с эпохой напряжённой общенародной борьбы за свободу, против чужеземных захватчиков, против татарского вторжения.
Марксизм не ограничился констатацией этих фактов, он впервые дал научное, материалистическое объяснение всей противоречивости материальной и духовной жизни народов в антагонистических формациях и тем самым указал трудящимся выход из экономического, политического и духовного рабства, в котором их держит строй частной собственности и эксплуатации. Марксизм раскрыл значение условий материальной жизни, способа производства материальных благ, экономического строя в развитии общественного бытия, а следовательно, и общественного сознания людей, роль классовой борьбы, государства, идеологической надстройки общества в развитии общественного сознания различных классов общества.
Марксизм показал, что в условиях антагонистического общества существуют две культуры: культура господствующих, эксплуататорских классов и элементы культуры угнетённых и эксплуатируемых классов. В условиях антагонистических формаций весь человеческий ум и гений творят блага культуры лишь для незначительного меньшинства общества, а трудящиеся, творцы всех материальных благ и культурных ценностей, лишены самых элементарных благ культуры, обречены на нищету, на неграмотность, на темноту. И всё же условия жизни трудящихся порождают у них демократическую психологию и идеологию, проявляющиеся в той культуре, которую создаёт народ под гнётом рабовладельческого, феодального и буржуазного общества.
Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали прогрессивное значение художественной самодеятельности народа, его революционной поэзии и музыки, горячо поддерживали зарождение нового, революционного пролетарского искусства. Маркс и Энгельс оценили «Песню ткачей» как смелый боевой клич, в котором «пролетариат сразу же с разительной определенностью, резко, без церемоний и властно заявляет во всеуслышание, что он противостоит обществу частной собственности».
В своей работе «Положение рабочего класса в Англии» Энгельс перевёл «а немецкий язык стихотворение чартистского поэта Мида «Король-пар», в котором ярко выражен протест рабочих против капиталистической эксплуатации. Энгельс отметил, что оно верно передало господствовавшее тогда среди английских рабочих настроение.
Маркс и Энгельс высоко ценили поэзию Гейне, Фрей-лиграта и Георга Веерта, которые умели верно выражать чувства « настроения пролетариата или близких к нему слоев трудящихся. Маркс и Энгельс восхищались стихотворением Гейне «Ткачи». Автора «Песни подмастерьев» Георга Веерта Энгельс назвал первым и самым значительным поэтом немецкого пролетариата.
В 1839 г. в своих «Письмах из Вупперталя» Энгельс с похвалой отозвался об использовании Фрейлигратом в своём творчестве немецких народных сказок, в чём он видел сильную сторону поэта, помогавшую ему «выпрямить» свой путь, освободиться от абстрактного романтизма.
Марксизм-ленинизм учит брать все прогрессивные, революционно-демократические элементы культуры, созданной народными массами под гнётом рабовладельческого, феодального и капиталистического общества, и использовать их в строительстве социалистической культуры международного пролетариата. При этом марксизм-ленинизм учит критически усваивать культуру прошлого, в том числе и революционную литературу и искусство прошлых эпох. Революционная поэзия прошлого отражала не только прогрессивные устремления, но и предрассудки масс того времени. Например, песни эпохи крестьянских восстаний средних веков и даже революционные песни чартистов, как отмечал Энгельс, содержат религиозные пережитки. Перед рабочим классом стоят более грандиозные задачи, чем перед всеми предшествующими ему революционными движениями. Он может решить эти задачи, лишь отказавшись от всякого суеверного почитания старины. Пролетариат решительно освобождается от иллюзий и предрассудков прошлого и создаёт своё, новое, пролетарское, социалистическое искусство, новую литературу, культуру, помогающие ему решать новые, великие исторические задачи.

продолжение книги ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.