.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Борьба КПСС против культа личности и его последствий


М. Д. Каммари, Г. Е. Глезерман и др.
Роль народных масс и личности в истории
Государственное издательство политической литературы.
Москва, 1957 г.
OCR Biografia.Ru


На протяжении последних лет Коммунистическая партия Советского Союза во всей своей деятельности уделяла значительное место борьбе против культа личности И. В. Сталина и его последствий. XX съезд Коммунистической партии уделил особое внимание вопросу борьбы за полное преодоление пережитков культа личности, чуждого марксизму-ленинизму и социалистическому строю.
Съезд подвёл итоги большой работы, проделанной ЦК КПСС по восстановлению ленинских принципов и норм партийной жизни и обязал партийные организации не ослаблять борьбу против культа личности, исходя во всей деятельности из того, что подлинными творцами новой жизни являются народные массы, руководимые Коммунистической партией. Эта борьба имеет огромное значение для воспитания наших кадров.
Культ личности — это преклонение перед историческими, политическими деятелями, наделение их сверхъестественными свойствами творить историю, произвольно вершить исторические, общественные события. Такой взгляд на историю и исторических деятелей, как мы видели, в течение веков распространялся и насаждался идеалистической историографией и социологией.
Марксизм как общественная теория, как наука о законах развития общества, как наука о законах строительства социализма и коммунизма, как было показано выше, возник в борьбе с идеалистическим взглядом на историю общества как на историю великих людей, героев, полководцев. Научный коммунизм возник в борьбе с утопическим социализмом, который мечтал о том, что социализм возникнет не в результате борьбы и творчества масс, а как следствие чудодейственных деяний героев, великих людей, апостолов нового мира, «чудотворцев».
Маркс и Энгельс в полном соответствии со всем духом, с принципами своего учения вели непримиримую борьбу против всякого культа личности, против суеверного отношения к личности. Маркс, выражая свою неприязнь «ко всякому культу личности», заявлял, что он и Энгельс, вступая в «Союз коммунистов», поставили условие, что «из Устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами».
Маркс и Энгельс решительно не одобряли Лассаля, который любил всюду выставлять напоказ свою персону. Энгельс отмечал, что должна быть разоблачена «легенда, прикрывающая истинный образ Лассаля и превозносящая его до небес».
Ленин, критикуя Троцкого, уже в советский период отмечал, что в Троцком есть нечто от Лассаля. Известно и то, что Троцкий считал необязательной для себя партайную дисциплину.
Ленин требовал от всех членов партии, в частности от руководителей, уважения к партийной дисциплине, соблюдения партийного Устава, соблюдения принципов коллективного руководства. Олицетворение этого коллективного руководства Ленин видел в Центральном Комитете Коммунистической партии.
Опыт Великой Октябрьской социалистической революции, строительство социализма и коммунизма в СССР, социалистические революции в странах народной демократии подтвердили марксистское учение о роли народных масс в истории, в борьбе за коммунизм, о роли марксистской партии как коллективного вождя трудящихся. Богатейший исторический опыт КПСС свидетельствует о великом значении коллективного руководства в партии и Советском государстве.
Принцип коллективного руководства в партии как самодеятельной организации единомышленников выработан Лениным. В чём существо этого принципа? «Это значит, что все дела партии ведут, прямо или через представителей, все члены партии, на равных правах и без всякого исключения; причем все должностные лица, все руководящие коллегии, все учреждения партии — выборные, подотчетные, сменяемые».
В. И. Ленин придавал коллективному руководству огромное значение. В неукоснительно строгом соблюдении принципа коллективного руководства он видел важнейший источник единства партии, одно из условий своевременного учёта новых вопросов, выдвигаемых жизнью, одну из важнейших гарантий от серьёзных политических ошибок.
Советский народ, Коммунистическая партия свято хранили и хранят заветы своего великого учителя В. И. Ленина и не щадят сил, чтобы претворить в жизнь идеи коммунизма. На основе советского политического и общественного строя развернулась великая творческая инициатива масс. Исполинским трудом советского народа, его творческой энергией и волей создано первое в мире социалистическое общество, стало могущественным Советское государство.
Самое великое и значительное, что принесла с собой эра социализма, — это небывалый расцвет самодеятельности, творческого почина масс во всех областях экономической, социальной, политической и духовной жизни. «Социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс», — говорил Ленин. Коммунистическая партия развязывает, вдохновляет и направляет творческую энергию миллионов создателей новой жизни. Народные массы поддерживали и поддерживают Коммунистическую партию потому, что её политика правильна, отвечает их коренным интересам. Политика партии проверена всем опытом исторического развития. Пусть буржуазные критики клевещут на советский строй, пусть говорят и пишут что угодно о социализме и восторгаются своей хвалёной буржуазной демократией. Непреложным фактом является то, что история человечества до социализма не знала такого размаха, такого бурного весеннего половодья в народном творчестве, такого расцвета созидательных сил, талантов, дарований не одиночек, не сотен и тысяч, а миллионов простых людей. Всем этим мы обязаны новой эре в истории человечества — эре социализма, социалистической демократии.
Тов. Кардель абсолютно неправ, когда в своей речи на заседании Народной скупщины Югославии 7 декабря 1956 г. утверждал, что в Советском Союзе социализм будто бы строился сверху, а в Югославии — снизу. Нельзя нигде, ни в одной стране свергнуть старый, капиталистический строй и создать новый, социалистический строй без самой широкой, массовой инициативы и исторического творчества рабочего класса и всего народа. Историческое творчество народных масс в создании нового строя — это одна из решающих черт, характеризующих строительство социализма в СССР. Даже враги Советского Союза были изумлены исторической инициативой народных масс, их героизмом, самопожертвованием, чудесами массового народного творчества в годы социалистической индустриализации, в годы строительства Волховстроя, Днелростроя, Магнитогорска, сотен и тысяч других предприятий. Советский строй дал возможность за три десятилетия превратить некогда экономически отсталую Россию в передовую индустриальную державу, страну поголовной грамотности, вводящую всеобщее обязательное десятилетнее образование, имеющую массовую народную интеллигенцию. Разве можно без поддержки и инициативы народа освоить в течение трёх лет 35,5 млн. га целинных земель?
Да, в нашей стране Коммунистическая партия, партия Ленина, выступает вожаком, вдохновителем и организатором всех великих начинаний в строительстве социализма и коммунизма. Это верно. Но эта инициатива и это руководство опираются на растущую силу народного творчества. Тот, кто иначе рассуждает, тот или не знает истины, или, того хуже, не хочет её знать, тот не марксист, не коммунист.
Успехи советского народа в развитии социалистической советской демократии, в развитии социалистической культуры, науки, искусства, в размахе народной инициативы, в развитии общества в целом могли быть значительно большими, если бы не отрицательные последствия установившегося с середины 30-х годов культа личности И. В. Сталина.
Культ личности ведёт к искажению функций партии как творческой, самодеятельной организации. Он приглушал, ограничивал критику и самокритику снизу доверху. Культ личности ограничивал активность, инициативу партии, в ряде случаев порождал пассивное ожидание того, что будет сказано и сделано сверху. Всё это в корне противоречит природе советского, народного, социалистического строя.
Культ личности находился в противоречии с потребностями дальнейшего развития общественно-политической и трудовой активности народных масс, мешал активизации партийной работы, тому, чтобы каждый коммунист чувствовал себя не пассивным исполнителем, а инициативным революционным общественным деятелем. Вот почему приобрёл такое значение вопрос о методах работы, о преодолении администрирования и канцелярско-бюрократических методов руководства.
Культ личности И. В. Сталина и его последствия полностью и до конца преодолеваются партией и советским народом во всех областях жизни. Однако культ личности нельзя смешивать с признанием значения и роли личности в истории, в общественной жизни.
Марксизм-ленинизм в вопросе о роли личности вёл и ведёт борьбу на два фронта: против идеалистического взгляда о «сверхчеловеках» как творцах истории и против вульгарного материализма, отрицающего роль личности и в духе анархизма не признающего никакого авторитета руководителей.
Ленин, как мы отмечали выше, борясь против субъективистов и всякого рода волюнтаристов, вместе с тем учил, что рабочий класс не может победить, если он не выдвинет из своей среды лидеров, руководителей, обладающих большим жизненным опытом, опытом борьбы за коммунизм, лидеров смелых, мудрых и дальновидных, творчески владеющих марксистской революционной теорией. После первой мировой войны в результате предательства вождей II Интернационала, перехода их на сторону своих империалистических правительств, в Германии возникло «левое» сектантское течение среди коммунистов, отвергавшее вообще всяких вождей, лидеров рабочего класса. Ленин выступил против этого уродливого, вульгарного течения, назвав его «детской болезнью «левизны»».
Коммунистическая партия Советского Союза гордится своими лидерами, руководителями, учениками Ленина, осуществляющими коллективное руководство, руководителями, вышедшими из народа и тесно с ним связанными, преданными народу, делу коммунизма. Крупные недостатки в жизни партии, связанные с влиянием культа личности, были подвергнуты суровой и принципиальной критике на XX съезде КПСС. На съезде указывалось, как важно улучшать и оживлять работу Советов, профсоюзов, комсомола. Здесь много серьёзных недостатков, немало бюрократизма, формалистской рутины. Необходимо во всех звеньях партийных, советских, научных и других общественных организаций развёртывать обмен мнениями, критику снизу, смело выдвигать новые предложения об улучшении работы. Свежее слово рядовых тружеников, их мнение, их опыт руководители обязаны использовать на благо нашего великого дела. Боязнь нового, боязнь критики, стремление всё до мелочей заранее определить, расписать, регламентировать сверху нередко подсекает живую творческую инициативу трудящихся.
На работе наших организаций отрицательно сказались и еще нередко сказываются навыки и вредные традиции, созданные годами влияния культа личности, ограничивавшего, стеснявшего инициативу масс, приучавшего рассчитывать на подсказку «сверху». Разумеется, нельзя даже самым правильным решением сразу преодолеть все эти недостатки. Здесь требуется время и настойчивость. Но работа по преодолению культа личности, продолжать которую обязал XX съезд партии, сторицей окупится растущей активностью масс, трудящихся. Народ, творческая инициатива которого развязана, способен творить чудеса. Ничто так не чуждо живому духу ленинизма, как шаблон, мёртвая схема. Ленин гневно выступал против шаблона, убивающего творческую инициативу трудящихся.
«Надо бороться против, всякого шаблонизирования и попыток установления единообразия сверху... — писал он. — Единство в основном, в коренном, в существенном не нарушается, а обеспечивается многообразием в подробностях, в местных особенностях, в приемах подхода к делу...».
В борьбе против культа личности имеет особое значение постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (30 июня 1956 г.). Это — документ большого политического значения. В нём дан глубокий марксистский анализ причин возникновения культа личности Сталина и ответ на вопросы, которые встали при обсуждении решений XX съезда в КПСС и в братских коммунистических партиях зарубежных стран. В этом историческом документе даётся отпор попыткам врагов коммунизма критику Коммунистической партией Советского Союза культа личности Сталина использовать в целях дискредитации марксизма-ленинизма, советского строя и строя стран народной демократии, а также всего международного коммунистического движения. Как могло случиться, что в условиях советского социалистического строя, где народ стоит у власти, где государство впервые в истории стало народным, подлинно демократическим, где во всех областях жизни народ и только народ является единственным хозяином, где впервые в соответствии с природой и характером общественного строя господствует марксистское учение о народе как главном творце истории, — как мог в этих условиях возникнуть и получить распространение культ личности со всеми его отрицательными последствиями?
В постановлении ЦК КПСС указываются и объективные исторические условия возникновения культа личности, и субъективные причины, вытекающие из личных качеств Сталина, из черт его характера, на что в своё время указывал В. И. Ленин. Каковы же исторические причины, способствовавшие возникновению культа личности И. В. Сталина?
Культ личности Сталина возник в обстановке капиталистического окружения, когда первая и единственная в мире страна социализма находилась в положении осаждённой крепости. Советский народ и партия знали, что враги социализма на Западе и Востоке после провалившейся интервенции 14 государств в 1918—1920 гг. не переставали лелеять надежду на новый «крестовый поход» против СССР. Особенно опасность нового военного нападения усилилась после 1933 г., когда в Германии фашизм пришёл к власти, когда возникла пресловутая ось Берлин — Рим — Токио. В этой сложной обстановке должна была получить развитие функция Советского государства по обороне страны, а в народе воспитываться суровая, железная дисциплина, стойкость перед лицом внешнего врага.
Засылка вражескими государствами в СССР шпионов, диверсантов, их подрывная деятельность требовали поднять бдительность внутри страны.
Внутри партии после смерти Ленина усилились враждебные ленинизму течения. Троцкисты, правые оппортунисты, буржуазные националисты стояли на позициях реставрации старых порядков, на позиции отказа от ленинской теории о возможности победы социализма в одной стране. Партия вела решительную борьбу против реставраторов капитализма всех мастей. Она взяла твёрдый курс на социалистическую индустриализацию страны, а затем на коллективизацию сельского хозяйства путём претворения в жизнь ленинского кооперативного плана. В целом это была генеральная линия, рассчитанная на победу социализма. Центральный Комитет и лично Сталин возглавили эту необходимую борьбу с врагами ленинизма. В этой принципиальной идейно-политической борьбе в защиту ленинизма, в борьбе за победу социализма колоссально вырос авторитет Сталина в партии и в народе. И надо объективно сказать, в то время это был заслуженный авторитет идейного политического руководителя, выдающегося марксиста.
В результате развернувшейся творческой энергии народа, вдохновляемого Коммунистической партией, в течение двух пятилеток экономически отсталая страна осуществила исторический скачок в экономическом прогрессе. Старая Россия, страна сохи, серпа и деревянной бороны, превратилась в страну первоклассной индустрии, механизированного крупного сельского хозяйства.
В стране произошла глубочайшая культурная революция. Советский Союз превратился в гигантский народный университет. Вся страна от Ленинграда до Владивостока, от Архангельска до городов Армении, Узбекистана и Туркменской ССР покрылась сетью школ. Учились все поголовно: мужчины и женщины, дети и старики. И были достигнуты поразительные результаты во всех областях общественной жизни. Вдохновителем и организатором всех этих грандиозных побед была великая партия коммунистов. В результате побед социализма авторитет партии в народе, любовь народа к своей Коммунистической партии выросли колоссально.
В этой обстановке великих побед народа и партии складывался постепенно культ личности Сталина. С его именем стали неправильно в печати, в литературе, в докладах и лекциях связывать все поистине величайшие победы партии и народа. А сам Сталин поощрял эту линию на возвеличение его личности. В условиях одержанных народом и партией побед социализма у Сталина вскружилась голова. Он вообразил себя непогрешимым, стал ставить себя над партией и над народом. Имея огромный авторитет и располагая властью, он фактически оказался вне критики. Критика развёртывалась в стране как необходимый элемент советской демократической жизни. Но эта критика не распространялась на Сталина даже тогда, когда он ошибался. Некоторые ограничения внутрипартийной демократии, возникшие неизбежно в условиях ожесточённой борьбы с троцкистами и правыми оппортунистами, Сталин стал возводить в постоянную шрму. Демократические принципы и нормы партийной жизни, выработанные партией под руководством Ленина, были нарушены.
В самые тяжёлые периоды гражданской войны, в условиях, когда судьба Родины висела на волоске, партия регулярно собирала партийные съезды и конференции, пленумы ЦК. Ленинское руководство партии постоянно советовалось с представителями партийных организаций. И. В. Сталин нарушил эти принципы коллективного руководства. В последние полтора десятилетия при жизни Сталина съезды партии созывались нерегулярно. Даже после такого события, как Великая Отечественная война 1941—1945 гг., XIX съезд партии был созван лишь через 7 лет. Пленумы Центрального Комитета — этого органа коллективного руководства партией между съездами — также годами не созывались при жизни Сталина. Нерегулярно собиралось и Политбюро ЦК. Важнейшие вопросы нередко решались И. В. Сталиным без тщательного и всестороннего обсуждения в Центральном Комитете. А единоличное решение чаще всего бывает односторонним.
Так коллективность руководства в партии была нарушена Сталиным. А наша партия является правящей партией. Поэтому неизбежным следствием нарушения демократических норм и законов внутрипартийной жизни явилось нарушение советской государственной законности.
Здесь трагическую роль сыграло то обстоятельство, что во главе органа государственной безопасности — НКВД — оказалась преступная банда агента иностранного буржуазного государства Берия.
Органы НКВД оказались вне контроля партии и высших органов государственной власти. Злодеяния банды Берия в этих условиях привели к тому, что острейшее оружие государства — органы госбезопасности, призванные служить защите интересов Советского государства, советского народа, были направлены своим остриём против кадров партии, против многих честных советских людей. Личные качества, черты характера общественного деятеля играют тем большую роль, чем большую власть он сосредоточивает в своих руках, чем большее воздействие он может оказывать на ход событий.
История выглядела бы мистически, если бы в ней не было случайностей, а среди этих случайностей имеются и такие обстоятельства, как характер, личные свойства, особенности деятелей, стоящих во главе событий.
В. И. Ленин в своих письмах на имя съезда партии в конце 1922 г. и в начале 1923 г. обращал особое внимание партии на личные качества И. В. Сталина и рекомендовал заменить его на посту генерального секретаря другим деятелем. Ленин писал в декабре 1922 г.:
«Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью».
В январе 1923 г., снова возвращаясь к этому вопросу, Ленин пишет о нетерпимых личных качествах Сталина как руководителя: «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лойялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д.».
Эти письма В. И. Ленина были доведены до сведения делегатов XIII съезда партии. Делегации съезда в обстановке борьбы с враждебными ленинизму троцкистами сочли возможным оставить Сталина на посту генсека. Съезд, или делегации съезда, а затем избранный XIII съездом пленум ЦК партии, видимо, исходили из того, что Сталин учтёт критику Ленина и исправится. И Сталин в первые годы, последовавшие за XIII съездом, считался с указаниями Ленина. Но в дальнейшем, особенно после 1934 г., Сталин забыл о ленинской критике. Он всерьёз уверовал в свою непогрешимость.
Нарушение Сталиным принципов большевистской критики и самокритики, ленинских норм партийной жизни, внутрипартийной и советской демократии привело к грубым нарушениям советской законности, к неоправданным массовым репрессиям. Эти репрессии, осуществлявшиеся органами госбезопасности, Сталин пытался теоретически обосновать, выдвинув известную формулу о неизбежности обострения классовой борьбы с приближением к социализму. Формула о неизбежном обострении классовой борьбы была верна в переходный период, когда существовали враждебные социализму классы, оказывавшие ожесточённое сопротивление силам социализма. Но после 1934 г., когда были ликвидированы эксплуататорские классы, эта формула была неправильной, дезориентирующей партию и народ. Она стала служить лишь оправданием нарушения советской законности, нарушения внутрипартийной и советской демократии.
Идеологи буржуазии, буржуазные политические деятели типа Даллеса, Никсона и их подпевалы в Европе пытаются представить дело так, будто сама природа социализма, система советского строя неизбежно породила культ Сталина и нарушение законности. Но это клевета на советский строй и на социализм. Социализм и марксистская социалистическая идеология народны по своей сущности и враждебны единовластию и культу личности. Социализм утверждает и развивает всевластие народа.
В противоположность капитализму социализм в корне враждебен индивидуализму, одним из проявлений которого является культ личности. Социализм воспитывает у всех граждан веру в силу коллектива и утверждает принцип: каждый за всех, все за одного. В этом духе коллективизма Коммунистическая партия воспитывала и воспитывает народ. Советские экономические отношения: общественная социалистическая собственность и вырастающие на её основе отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи определяют весь строй общественной жизни как социалистический. Они порождают и питают социалистическую психологию и идеологию как господствующую психологию и идеологию советского общества.
Поэтому культ личности есть явление чуждое для социалистического строя, для советской демократии. Культ личности возник и мог возникнуть только при указанных выше особых исторических условиях.
Но, говорят некоторые, не привёл ли культ личности Сталина к перерождению советского социалистического строя? Эта постановка вопроса исходит из идеалистического, немарксистского взгляда, будто отдельная личность может по своему произволу изменять природу общественного строя, определять направление и характер общественного развития.
На деле общественный строй всегда определяется способом производства, господствующей формой собственности на средства производства и складывающимися на её основе производственными отношениями между людьми. В СССР утвердился, победил и безраздельно господствует социалистический способ производства, социалистические производственные отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Этот социалистический способ производства определяет существование социалистического рабочего класса, базирующего свой труд на общенародной собственности, и колхозного социалистического крестьянства, базирующего свой труд на колхозной социалистической собственности на средства производства. В Советском Союзе есть народная социалистическая интеллигенция, работающая на социалистических предприятиях и в государственных и общественных учреждениях. Эта интеллигенция рекрутируется из народа и служит народу, что делает её труд благородным и высоким по своему назначению.
Таковы классы и социальные группы советского общества.
Природа советского политического строя определяется социалистическим экономическим строем. Каков экономический базис общества, такова и политическая, а также юридическая и идеологическая надстройка. Не может быть так, чтобы базис был социалистический, а надстройка — противоположной ему.
Социалистическим государством в СССР руководит марксистско-ленинская партия, партия рабочего класса, социалистическая по своему происхождению, по своей классовой сущности, по своей программе, идеологии, целям, по своей политике. Поскольку интересы рабочего класса совпадают с коренными интересами колхозного крестьянства и интеллигенции, то Коммунистическая партия выступает как подлинно народная партия, представляющая и защищающая интересы всего советского народа. Других интересов у коммунистов не было, нет и не может быть. Об этом свидетельствует вся международная и внутренняя политика КПСС, все её дела. Поэтому КПСС и пользуется таким огромным влиянием и любовью в народе, её политика поддерживается и осуществляется, претворяется в жизнь всем народом.
Есть ещё один критерий проверки экономического и политического строя Советской страны и политики Советского государства — это бешеная ненависть к нему империалистической реакции во всех капиталистических государствах. Известно, что империалистическая буржуазия, её политики и идеологи привлекают к сотрудничеству, ставят себе на службу и республиканцев, и монархистов, и буржуазных демократов, и фашистов. Всем известны факты поддержки финансовыми тузами, монополистами США, Англии, Франции, Гитлера и гитлеризма, Муссолини и его фашистского режима, Франко и фалангистов, Чан Кай-ши и Ли Сын Мана. Один строй, одну партию ненавидят всей силой ненависти господа империалисты — это социалистический строй в СССР и в странах народной демократии, коммунистическую партию, защитницу интересов трудящихся.
По ненависти врагов марксисты всегда проверяли себя, свою политику. Когда вождь германских социал-демократов Август Бебель допустил однажды серьёзную ошибку и буржуазия Германии стала хвалить его, старый революционер — «красный токарь», как его звали, — заявил по этому поводу о себе:
«Старый Бебель, какую глупость ты сделал, если заслужил похвалу классовых врагов!».
Этот замечательный критерий, к сожалению, ныне забыли некоторые социал-демократические и не только социал-демократические партии и деятели. А не мешало бы об этом почаще вспоминать, чтобы проверять правильность своей политики, своей программы и тактики.
Коммунистические партии, Советское государство и государства стран народной демократии гордились и гордятся ненавистью империалистической буржуазии и тех, кто ей служит. Нет, не было бы к нам, к нашему советскому строю лютой ненависти империалистов, господ даллесов и им подобных, если бы наш социалистический строй не то что переродился, а если бы он хотя бы чуть-чуть качнулся в сторону капитализма. Но этого не случилось и никогда не случится. Пусть не тешат себя враги социализма надеждой на буржуазную эволюцию советского строя или строя стран народной демократии. Мы, народы Советского Союза, идём и будем уверенно идти и впредь своей избранной в октябре 1917 г. дорогой. Она привела нас к победе социализма. Мы идём дальше, к полному коммунизму.
Итак, культ личности в корне противоречит марксистскому мировоззрению, нашей социалистической идеологии, природе социалистического общественно-политического строя. Наше Советское государство есть народное государство, высший тип демократизма, подлинного народовластия. В этом — источник гигантской силы и непобедимости Советского государства. Несмотря на культ личности и вопреки ему, могучая инициатива народных масс, руководимых Коммунистической партией и рождённая советским строем, творила своё великое историческое дело, преодолевая все препятствия на пути строительства социализма. «Ум десятков миллионов творцов создает нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение», — указывал Ленин.
Великие решения XX съезда Коммунистической партии Советского Союза о строительстве коммунизма, о путях предотвращения войн, о возможности мирного перехода отдельных капиталистических стран к социализму; о мирном сосуществовании различных общественных систем, политика Советского правительства, направленная ко всеобщему миру и разоружению — все эти решения вызвали к социалистическому Советскому Союзу огромные симпатии трудящихся всех стран и нескрываемую тревогу в лагере буржуазии.
Враги коммунизма предприняли жульнический ход: они пытаются отвлечь внимание народных масс от решений и мероприятий XX съезда КПСС, от успехов страны социализма. Массы требуют от буржуазных правительств ответа на почин Советского правительства в области разоружения. У буржуазии в каждой капиталистической стране хлопот полой рот, много назревших проклятых вопросов, на которые надо давать ответ. И вот, чтобы отвлечь народные массы от жгучих и насущных вопросов, она использует критику коммунистами культа личности Сталина. Буржуазные журналисты и политические деятели сенсационным шумом и разговорами о культе личности Сталина и нарушении им советской законности хотят подорвать влияние Советского Союза. Буржуазные политики и продажные журналисты руку набили на сочинениях сенсаций. Реакция хочет отыграться хоть на этом. Но великие дела страны социализма, великая правда коммунизма сильнее буржуазной лжи.
«Пусть буржуазные идеологи сочиняют басни о «кризисе» коммунизма, о «замешательстве» в рядах коммунистических партий. Нам не привыкать слышать подобные заклинания врагов. Их предсказания всегда лопались, как мыльные пузыри. Эти незадачливые прорицатели появлялись и исчезали, а коммунистическое движение, бессмертные и животворные идеи марксизма-ленинизма побеждали и побеждают. Так будет и впредь. Никакие злобные, клеветнические выпады наших врагов не смогут остановить неодолимый ход исторического развития человечества к коммунизму».
Некоторые товарищи в Югословии и Польше под флагом критики так называемого сталинизма по существу атакуют марксизм-ленинизм. Как мы видели, наряду с большими и несомненными заслугами перед Коммунистической партией Советского Союза и международным рабочим движением Сталин в последние годы своей жизни допустил большие ошибки в практической деятельности и тем самым нанёс ущерб СССР, партии и международному рабочему движению. В период господства культа личности Сталин, будучи всё больше и больше вне критики, вне свободного обсуждения его трудов внутри партии, допустил и ряд теоретических ошибок. Это относится к приведённому выше положению об обострении классовой борьбы, когда уже буржуазия как класс была ликвидирована; неверно и его положение об агрессивных и неагрессивных нациях. Можно говорить об агрессивных государствах, об агрессивности буржуазии, но не нации в целом, ибо в нацию входят и пролетариат и крестьянство. Как уже отмечалось в печати, в работе И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» ряд положений о надстройке противоречит историческим фактам. Последняя крупная работа Сталина — «Экономические проблемы социализма в СССР» — также содержит неверные теоретические положения, например, что от торговли надо уже будто бы сейчас переходить к прямому продуктообмену.
Эта и другие ошибки связаны с тем, что в последние годы Сталин уже плохо знал о действительном положении в сельском хозяйстве и в области торговли.
Но, как ни серьёзны указанные выше ошибки, они не затрагивают главного, основного — безусловной преданности И. В. Сталина коммунизму, марксизму-ленинизму, рабочему классу. Теоретические труды И. В. Сталина проникнуты духом революционной борьбы против империализма, за социализм и коммунизм, за свободу и счастье рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, за уничтожение социального и национального неравенства, за принципы пролетарского интернационализма, за мир между народами. Это особенно относится к его работам, написанным в период борьбы с троцкистами, зиновьевцами, правыми оппортунистами и националистами, в период, когда ещё не сложился культ его личности, когда существовало коллективное руководство в партии. Что касается последнего периода жизни и деятельности Сталина, то здесь его серьёзной ошибкой, недопустимой для марксиста, было то, что он иногда писал и говорил одно, и притом хорошо, правильно, а поступал нередко наоборот. Так, например, он прекрасно, по-марксистски говорил о роли народных масс и роли личности в истории, о том, что руководители приходят и уходят, а народ остаётся. В работе «О диалектическом и историческом материализме» он дал глубокое обоснование роли народных масс как творца истории. Известны сталинские положения о коллективности руководства, о роли Центрального Комитета партии как своеобразного ареопага, где знатоки разных областей общественной жизни коллективно всесторонне обсуждают политические и экономические проблемы и намечают общую линию, политику. Всё это было правильно, вполне отвечало принципам, духу марксистско-ленинской теории. Но в последние годы своей жизни Сталин нередко нарушал принципы коллективности руководства, и тем самым допускал разрыв теории и практики. Поэтому Коммунистическая партия Советского Союза подвергла самой суровой и всесторонней критике культ личности Сталина, его ошибки. Партия решительно ликвидирует последствия культа личности. Вместе с тем Коммунистическая партия сохраняет всё ценное в теоретических работах Сталина и ставит это ценное на службу коммунизму, рабочему движению.
Коммунистическая партия и её Центральный Комитет, верные принципам великого учения марксизма-ленинизма, воспитывают народ в духе уверенности в своих неисчислимых творческих силах. Если в годы культа Сталина, сковывавшего инициативу, советский народ и возглавляющая его партия проявили чудеса исторического творчества во всех областях деятельности, то в настоящее время, когда оковы культа личности отброшены, народная инициатива и инициатива партийных организаций проявится и уже проявляется с ещё большей силой.
Этому способствует весь строй социалистической жизни, дальнейшее развитие советской и внутрипартийной демократии, рост культуры, всестороннее развитие личности граждан социалистического общества.

продолжение книги ...