Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

У нас вы приобретете колеса для садовых тележек.

Материалистическое понимание психики


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Что же такое психика? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, что представляет собой мир, в котором мы живем. Тогда будет ясно, какое место занимает в нем психика человека.
Еще в глубокой древности люди по-разному объясняли мир. Одни философы считали, что мир по природе своей материален, т. е. существует независимо от сознания и состоит из вещественных, материальных элементов. Так, греческий философ Демокрит утверждал, что тела, существующие в мире, образованы из соединения мельчайших неделимых частиц этой материи (атомов).
Такая точка зрения стала называться материалистической, а философы, разделяющие ее,— материалистами. По мере развития научных знаний о мире эта философия получала дальнейшее развитие.
В XIX веке у нас в России на материалистических позициях стояли А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Глубоко научное развитие материалистическая философия получила в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Они создали философское учение, которое стало называться диалектическим материализмом.
Согласно этому учению, все многообразие предметов и явлений в природе представляет собой различные формы материи, которая находится в постоянном движении и развитии и обладает самыми различными свойствами. Материя существует вечно, т. e. не имеет ни начала, ни конца своего существования; она может лишь превращаться из одних форм в другие. На особо высоком уровне своего развития материя (в виде живых организмов с нервной системой и мозгом) приобрела психические качества.
Таким образом, «ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи». Она — свойство мозга, которое заключается в отражении им окружающего мира. В. И. Ленин, который наиболее полно разработал материалистическую теорию отражения, писал: «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего». Этот образ субъективный, т. е. личный, но он отражает объективно существующие предметы и явления.
Человек отражает окружающий мир не пассивно (как это происходит, например, в зеркале), а активно, т. е. он познает окружающую действительность в процессе деятельности, воздействуя на природу и на других людей. При этом у него возникают ощущения и восприятия — образы тех предметов и явлений (или отдельных их свойств), которые, действуя на мозг человека через органы чувств, отражаются в его сознании.
Наши далекие предки, еще не умея объяснить многие явления природы, считали, что их вызывают особые сверхъестественные, нематериальные, невидимые силы (духи), которые якобы населяют мир. Ощущения, чувства, мысли человека, поскольку их нельзя увидеть, люди приписывали особому нематериальному существу — душе, временно живущей в теле человека и оставляющей его после смерти. Позднее эти взгляды отразились в философии. Некоторые ученые древности (греческий философ Платон и др.) считали, что предметы, заполняющие мир, есть только порождение бестелесных форм вещей, которые были названы «идеями». Такое учение получило название идеализма, а его последователи стали называться идеалистами.
Философы-идеалисты, полагая, что у человека есть душа, т. е. бессмертное, нематериальное существо, считали, что ей принадлежат ощущения, восприятия, память и другие психические процессы. Ученые того времени пытались изучать душу независимо от тела.
Название «психология», т. е. наука о душе (от греческих слов: «psyche» — душа, «logos» — понятие, учение), сохранилось до наших дней. И мы сейчас употребляем слово душа («Это — человек большой души»), но под душой мы подразумеваем не бесплотное и бессмертное существо, а психику, т. е. психические процессы, состояния и свойства личности.
Еще в далекие времена у людей появились эти два различных взгляда на мир и психику человека. И до настоящего времени идет борьба между материализмом и идеализмом.
Суть разногласий между ними состоит в том, что материалисты считают основой мира материю, и с этой точки зрения психика, как свойство мозга, появилась лишь тогда, когда материя достигла очень высокого уровня развития. Материя в своих менее сложных формах не имеет психики (например, земля, камень, дерево, вода не обладают психикой); психика же не может существовать без материи, сама по себе, так как психика — всего лишь свойство материи. «Материализм, — пишет В. И. Ленин,— берет природу за первичное, дух — за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе — мышление. Идеализм поступает обратно».
Философы-идеалисты утверждают, что вечно существует только дух (бог, идея), а материя появилась позднее, ее якобы и создал дух. В этих философских взглядах отразились антинаучные, глубоко ошибочные воззрения людей, не понимавших процессов, совершающихся в природе и обществе, и потому выдумавших существование бога, которому они приписывали и сотворение мира.
Почему же и в наше время, когда наука получила большое развитие, существуют эти ложные представления об устройстве мира и о психике как бессмертной душе? Такие взгляды защищают буржуазные философы в капиталистических странах, где общество делится на богатых и бедных, угнетателей и угнетенных. Господствующим классам всегда было выгодно, чтобы трудящиеся, которые на них работают, верили в бога и в загробную жизнь. Служители религиозных культов учили и учат трудящихся быть терпеливыми, покоряться господам, так как за тяжелую жизнь на земле их якобы бессмертная душа будет пользоваться вечным блаженством на небе. Таким образом идеализм в философии (как и религия) служит интересам господствующих классов.
Советская психологическая наука строится на единственно правильной основе марксистско-ленинского диалектического материализма, и число сторонников такого строго научного понимания психики с каждым годом растет во всех странах мира.

Вопросы для повторения

1. Назовите психические процессы и психические свойства человека. Чем они отличаются от психических состояний?
2. Что изучает психология? Дайте ее определение.
3. В чем заключается материалистическое понимание мира?
4. Что такое психика с точки зрения диалектического материализма?
5. В чем заключается основное разногласие между материалистами и идеалистами?

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.