Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Методы психологии


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Материалистическая психология изучает психику объктивными методами. Это значит, что исследователь подвергает психическую жизнь человека такому же беспристрастному анализу, как и другие объекты природы. Идеалистическая психология изучает психику по субъективным (личным) впечатлениям.
Объективные методы, применяемые психологией, бывают различными. Наиболее распространенными являются наблюдение, эксперимент, метод беседы, изучение продуктов деятельности человека.
Наблюдение. Этот метод, широко распространенный в психологии, заключается в том, что исследователь систематически и планомерно наблюдает за действиями другого человека, его поведением, внешними проявлениями психики (движениями, речью, мимикой), его поступками и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и психических свойствах данного человека.
Научное наблюдение отличается от обычных житейских наблюдений, которые часто носят случайный, неорганизованный, неплановый характер. В процессе научного наблюдения надо быть особо внимательным и точным, не допускать никаких искажений наблюдаемого объекта. Очень важно также умегь правильно объяснять поведение человека. Не всегда можно полагаться на внешние показатели психического состояния (например, выражение лица). Иногда ученик, имея вид внимательно слушающего человека, на самом деле думает совсем не о том, что объясняет учитель. Поэтому, интересуясь состоянием детей, надо не только смотреть на них, но и другими приемами (например, вопросами) выявлять, насколько они сосредоточенно работают.
Систематически наблюдая за ребенком на уроке, во время внеклассных занятий, в домашней обстановке, учитель узнает отношение его к учению, к товарищам, к самому себе, к окружающим взрослым. Длительные наблюдения за ребенком в различных жизненных условиях дают возможность судить об особенностях его личности (интересах, способностях, темпераменте, характере и т. д.).
Эксперимент. В научных исследованиях по психологии широко применяется экспериментальный метод. Этот метод состоит в том, что у испытуемого (так называют человека, над которым проводится эксперимент, опыт, испытание) преднамеренно вызывают тот психический процесс, который необходимо изучить. Например, чтобы выяснить, какова оптимальная скорость чтения для понимания и усвоения текста, определенный рассказ прочитывали одной группе детей в течение 3 минут, другой группе тот же отрывок читали 5 минут и третьей — 7 минут. На основе ряда опытов пришли к выводу, что наилучшее понимание и запоминание учебного материала происходит при среднем темпе (скорости) чтения.
Экспериментальный метод по сравнению с наблюдением имеет то преимущество, что при нем не надо дожидаться, когда возникнет интересующий нас процесс или явление. Кроме того, в эксперименте можно менять условия протекания психического процесса и таким образом получать больше нужных сведений об этом процессе (в описанном опыте варьировался темп чтения).
При эксперименте нередко применяются специальные приборы и аппараты, которые более точно фиксируют психические процессы, измеряют время, скорость их протекания и т. п. Так, если хотят узнать, с какой скоростью может реагировать испытуемый на внешнее воздействие, с ним проводят следующий опыт: перед испытуемым вспыхивает электрическая лампочка. Как только произойдет вспышка, он должен нажать на кнопку. При этом фиксируется промежуток времени (в сотых и даже в тысячных долях секунды) между моментом вспышки и реакцией испытуемого на этот раздражитель. Опыты показывают, что люди отличаются друг от друга по скорости реакции на внешние раздражители. Даже у одного и того же человека она может быть различна в зависимости от его психического состояния.
Эксперименты, проводимые с применением специальной аппаратуры (обычно в лабораториях), принято называть лабораторными экспериментами. Их недостаток заключается в том, что испытуемые находятся в искусственных условиях; в обычной, жизненной обстановке результаты могут получиться несколько иные.
Этот недостаток устраняется в так называемом естecтвенном эксперименте, когда испытуемый находится в привычных, естественных условиях, например ученики в классе, на уроке. Но занятия с детьми ведут по особому, экспериментальному методу. Испытуемый чувствует себя свободно и часто не знает, что изучаются его психические процессы, тщательно фиксируются его поведение и ответы (скрытой камерой, магнитофоном, стенографированием и т. п.).
В исследованиях советских ученых, работающих в области детской и педагогической психологии, естественный эксперимент получил дальнейшее развитие в виде психолого-педагогического эксперимента (иногда его называют формирующим или обучающим экспериментом). Он тоже проводится в естественных условиях учебно-воспитательной работы, однако школьника здесь не только изучают, но на него в процессе эксперимента оказывают определенное активное воздействие (особым образом обучают его или воспитывают у него какие-либо психические качества). В процессе длительных психолого-педагогических экспериментов ученые выявили многие наиболее рациональные приемы обучения, установили значительно большие интеллектуальные возможности детей младшего возраста, чем это считалось прежде, наметили пути воспитания сознательного отношения детей к учению.
Другие методы исследования психики. Изучение психики человека может проводиться методом беседы, который обычно применяется для определения интересов, наклонностей, уровня знаний.
Во многих странах широко пользуются методом тестов. Испытуемому дают стандартное кратковременное задание (вопрос или задачу), выполнение которого должно выявить наличие у него способностей или других качеств личности. Но нередко тесты составляются так, что ответы испытуемых говорят не о способностях человека, а о его знаниях. Кроме того, тесты показывают лишь конечный результат испытания, не раскрывая процесса выполнения задания или развития изучаемого психологического явления. В капиталистических государствах дети из привилегированных сословий имеют более высокие знания, полученные в специальных закрытых учебных заведениях, от воспитателей и учителей, чем дети трудящихся. Буржуазные психологи делают на основе тестовых испытаний неправильные выводы о том, что дети обеспеченных слоев населения обладают более высокими способностями к умственной работе.
Однако правильно составленные тесты, достаточно обоснованные и проверенные, в сочетании с другими методами исследования могут применяться при изучении психики.
В психологии используются также наблюдения человека над собственной психической жизнью. Этот прием получил название метода самонаблюдения. Самонаблюдение может быть использовано в психологии не как самостоятельный метод, а лишь как вспомогательный прием, дающий дополнительный материал, который почти всегда должен проверяться наблюдением или экспериментом. При этом важно, чтобы самонаблюдение не превращалось в бесплодное, ненужное «копание в своей душе», а побуждало бы человека к работе над собой, к развитию положительных качеств и к борьбе со своими недостатками.

Вопросы для повторения

1. В чем заключаются основные задачи психологической науки?
2. Каково ее значение?
3. Что изучает детская и педагогическая психология?
4. Почему учителю необходимо знать детскую и педагогическую психологию?
5. Дайте краткую характеристику метода наблюдения.
6. Чем отличается лабораторный эксперимент от естественного?
7. Какие известны другие методы изучения психической жизни? Дайте их краткую характеристику.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.