И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах
.
Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей
Понятие о внимании
Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г. OCR Biografia.Ru Приведено с небольшими сокращениями
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходяг до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направлено на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы усиливаем свою чувствительность.
Что же такое внимание? Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.
Под направленностью сознания подразумевается выбор объекта, а сосредоточенность на чем-то означает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике человека. Велико значение внимания в учебной работе. Ее успех в огромной степени зависит от того, насколько учителю удается овладеть вниманием учащихся. Если внимание направлено на учебный материал, то последний более успешно понимается, усваивается; кроме того, внимательная работа детей на уроке обеспечивает и дисциплину в классе.
При внимательном отношении к какому-либо предмету он оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, неотчетливо (оказывается, говоря образно, «на периферии» воспринимаемого). При этом направленность нашего внимания может меняться. Представим такое положение. Ученик читает книгу, его внимание сосредоточено на ее содержании. Но он слышит и раздающиеся в комнате звуки радио. Отдельные фразы доходят до его сознания. Вот по радио стали передавать репортаж о футбольном матче, и внимание мальчика полностью переключилось на передачу, а глаза механически продолжают скользить по строчкам книги. Так ученик «прочел» несколько страниц, но до его сознания не дошел смысл напечатанного там.
Внимание обычно выражено в мимике, а также в позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда ученик делает вид, что слушает учителя, на самом деле его мысли далеки от того, что происходит в классе.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно смотрим, слушаем (т. е. воспринимаем), думаем (т. е. мыслим) или что-то делаем. Таким образом, внимание представляет собой только сторону, или свойство, различных психических процессов.
В связи с тем что человек во время бодрствования занят какой-либо деятельностью (что-то делает или о чем-то думает), то и внимание его всегда бывает на чем-то сосредоточено. Если ученик невнимателен к содержанию урока, это значит, что его внимание направлено на что-то другое.