Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Качества ума как свойства личности


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Деятельность мышления характеризует умственные свойства личности. Отметим наиболее важные качества ума.
а) Глубина мысли, т. е. умение проникнуть в сущность труднейших вопросов теории и практики, разобраться в них, понять причины явлений, предвидеть дальнейший ход событий.
Качеством, противоположным глубине ума, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
б) Широта мысли, заключающаяся в способности охватить вопрос в целом, когда не только вникают в существо данного дела, но и думают о том, что с ним связано, и в то же время не упускают из виду детали процесса или явления.
в) Гибкость ума, т. е. умение пересматривать свои выводы и решения в зависимости от изменившихся условий, отсутствие трафаретов в решении задачи, предвзятых мнений. Люди, не отличающиеся этим качеством, умеют думать и действовать только по шаблону, проявляют инертность мысли, боятся нового.
г) Критичность ума, т. е. умение не приишать на веру любое положение (как свое, так и чужое), а подвергать его критическому рассмотрению, взвешивать все доводы за него и против и лишь после этого соглашаться с определенным положением или отвергать его. Человек с критическим, строгим умом скорее примет правильное решение ио любому вопросу, чем тот, кто склонен считать верной первую пришедшую в голову мысль. Можно указать еще на такие качества ума, как быстрота и самостоятельность мышления. Все эти особенности имеют большое значение в мыслительной деятельности.
Развитие умствеяшх качеств человека зависит от приобретенных знаний. Но нельзя отождествлять ум и знания. Можно иметь много знаний, но не уметь применять их. Большое значение имеет соединение ума с активностью личности, с готовностью применять свои умственные силы в полезной деятельности. Бывают умные, но очень пассивные люди, у которых ум, как мертвый капитал, остается без должного применения.
Для умного человека характерно умение привести знания в систему, чтобы ими можно было пользоваться. Недаром К. Д. Ушинский назвал ум хорошо организованной системой знаний.
Ум проявляется не только в больших делах, в решении сложных теоретических и практических проблем, но и в самых заурядных, обычных делах человека, например в простой физической работе, которая, как может показаться, не требует особого ума.
В этом отношении интересен случай из жизни греческого философа Демокрита. Однажды он встретил юношу, который легко нес огромную вязанку дров, очень искусно связав их. Демокрит попросил молодого человека рассыпать дрова и снова сложить их таким же образом. Когда тот исполнил его просьбу, Демокрит сказал: «Юноша, у тебя такой тонкий ум, что тебе следует заниматься высокими делами». И Демокрит пригласил его к себе в ученики. Юношей был Протагор, который стал впоследствии знаменитым философом.
Умный человек, как правило, допускает меньшее количестве ошибок в своей деятельности. Но дело не только в этом. Важно, чтобы было разумное отношение к этим ошибкам, чтобы человек, сделав ошибку, умел ее исправить.
Все указанные выше качества ума как свойства личности формируются в процессе деятельности.

Вопросы для повторения

1. Что называется мышлением?
2. В чем заключаются физиологические основы мышления?
3. Что такое понятие? Приведите примеры понятий.
4. Что называется суждением? Дайте пример суждений.
5. Что такое умозаключение? Приведите нример.
6. Какие бывают умозаключения? Дайте определение индукции, дедукции. Приведите примеры
7. Какими особенностями отличается логическое мышление? 8. В чем заключается прием умственного анализа? синтеза?
9. Что такое сравнение? Приведите пример.
10. Что называется абстракцией и конкретизацией?
11. Как происходит процесс обобщения? Приведите пример.
12 Что называется пониманием?
13. Дайте краткую характеристику мыслительных процессов при решении задач.
14. Назовите наиболее важные качества ума человека.

Задания

1. Приведите примеры непосредственного и опосредствованного познания действительности.
2. Приведите примеры анализа и синтеза.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.