.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Пути создания нового в процессах воображения


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Двигателем большинства творческих процессов являются потребности. Еще на заре развития человечества люди придумывали, изобретали новое в целях удовлетворения своих нужд. Работая руками, люди начали изобретать простейшие орудия труда, которые могли лучше и быстрее выполнять функции рук. Так, две сложенные вместе ладони, которыми человек черпал воду для питья, он заменил чашкой; сжатая в кулак рука послужила прообразом молотка; зажимающие предмет пальцы навели на мысль о создании клещей и т. п.
В течение тысячелетий творческое воображение помогало человеку все больше и больше совершенствовать орудия труда.
Некоторые произведения искусства создавались путем вычленения из предметов одних черт и свойств и нового их объединения, в других сочетаниях. Этот прием называют агглютинацией. Греческий сфинкс — это соединение головы и груди человека с туловищем собаки и лапами льва, кентавр составлен из головы, груди и рук мужчины, соединенных с туловищем и ногами лошади.
Многие изобретения в области науки и техники возникли в результате сочетаний отдельных частей разных предметов. Так, соединив некоторые особенности трамвая и автобуса, люди создали троллейбус. Объединение деталей аэроплана с санями привело к изобретению аэросаней и т. п.
Одним из приемов образования новых фантастических образов является увеличение или уменьшение предметов. В народных сказках придуман мальчик с пальчик, известный писатель Свифт создал образ Гулливера, великана среди лилипутов и маленького человека среди огромных людей.
Для работы воображения очень важны знания. Их много у людей, воображение которых направлено на создание того, что полезно для общества. Воображение побуждает таких людей творить, строить гипотезы, проверять их, а знания, опыт, расширяя кругозор человека, дают богатый материал для фантазии. Недаром замечательный ученый и изобретатель К. Э. Циолковский говорил о себе: «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне чтением фантастических произведений... За желанием возникла деятельность ума. Конечно, она бы ни к чему не привела, если бы не встретила помощь со стороны науки».
Насколько для работы актера важяо глубоко знать того, чей образ создается, видно из слов артиста А. Ф. Борисова, игравшего в кинофильме «Академик Иван Павлов» самого ученого. Актеру предстояло воплотить в кино образ великого Павлова. Для того чтобы больше узнать об ученом, о его гениальном учении, Борисов засел за книги и прочел все, что было написано о Павлове,— от ученых записок до хроникерских заметок в газете, а потом принялся читать основные труды самого Ивана Петровича. Постепенно из отдельных деталей в представлении актера складывался образ титана науки, общепризнанного главы физиологов мира.

к следующему параграфу ...