И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах
.
Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей
Понятие о чувствах
Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г. OCR Biografia.Ru Приведено с небольшими сокращениями
Люди не бывают безразличны к тому, что воспринимают (видят, слышат), делают, о чем думают, мечтают. Одни предметы, лица, действия, события нас радуют, другие вызывают печаль, третьи приводят в состояние негодования, гнева. Находясь в опасности, мы испытываем страх, победа над врагом или преодоление трудностей вызывает восторг, торжество. Эти и многие другие переживания испытывает каждый, живя, трудясь, ведя борьбу, стремясь к достижению поставленных целей.
Переживания человеком своего отношения к тому, что он познает и делает, называются чувствами (или эмоциями).
Источником чувств являются потребности, стремления, желания, вызываемые теми свойствами предметов и явлений, которые мы воспринимаем, с которыми имеем дело. Чувства вызывает и наша деятельность (труд, учение, игра), ее успехи и неудачи.
В обыденной речи понятия «ощущать», «чувствовать» смешиваются. Мы говорим: «я ощущаю страх», «чувствую боль», хотя правильнее было бы сказать: «чувствую страх», «ощущаю боль». Ощущения дают нам знать о свойствах предметов и явлений, чувства же говорят о внутреннем состоянии человека, о его отношении к этим предметам и явлениям.
Чувства тесно связаны со всеми психическими процессами, нередко вызываются ими и в свою очередь влияют на них. Ощущения являются одним из источников чувств, и сами ощущения нередко меняются под воздействием наших переживаний. В зависимости от настроения человек иногда по-разному воспринимает один и тот же предмет. Напуганный рассказами о хищных животных, мальчик может в темноте принять кустик за волка, хотя обычно проходя тем же местом, не испытывает никакого етраха. Эмоции тесно связаны и с памятью. Все, что мы пережили, т. е. восприняли с определенным чувством, хорошо нами помнится, и воспоминания о прошлом часто вызывают у нас те или иные чувства.
Человек — существо общественное. Поэтому и чувства его имеют социальный характер. Они меняются с развитием общества. Похожие события и факты вызывают различное отношение у людей, живших в разное время.
Чувства побуждают людей к деятельности. Успех любой работы в большой степени зависит от отношения к ней. Тот, кто равнодушно, безразлично относится к результатам работы, и качество труда имеет низкое. Особенное значение имеют чувства в творческой работе. То состояние подъема, вдохновения, которое испытывает поэт, художник, ученый, изобретатель в процессе своей работы, тесно связано с чувствами. Они играют большую роль во всех познавательных процессах человека. В. И. Ленин писал, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».
Педагог должен помнить о значении чувств в учебной и воспитательной работе. Знания, которые вызывают у школьника сильные положительные эмоции, усваиваются быстрее и прочнее, чем тот материал, к которому ребенок остался равнодушным. Похвала за успехи и поведение, как правило, вызывает у ученика приятное чувство, которое служит хорошим стимулом для дальнейших усилий в учебе; неодобрение, порицание, наказание обычно создают у школьника неприятное эмоциональное состояние и побуждают к тому, чтобы подобные переживания не повторялись. Опытный учитель с необходимым тактом использует и отрицательные эмоции ребенка.