.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Чувства и деятельность


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Основным источником чувств является деятельность человека. Большое место в ней занимают познавательные процессы. Мы воспринимаем окружающую нас жизнь (видим, слышим приятное для нас, красивое или безобразное, неприятное, замечаем полезное или вредное, опасное и т. п.), и у нас возникают соответствующие чувства: положительные или отрицательные. Действие предметов или явлений на наши чувства во многом зависит от нас самих, от наших идеалов, потребностей, вкусов и интересов, от наших стремлений, желаний, от нашей мечты.
Так, восприятие одного и того же художественного произведения у одного человека вызовет радостное переживание, у другого — неприятные чувства.
Ученика-отличника огорчит полученная тройка, а неуспевающему школьнику она доставит большую радость.
Существенное значение для возникновения эмоций имеет и прошлый опыт человека, его воспоминания. Так, скромный домик в деревне не вызывает у того, кто впервые его видит, никаких чувств, но если человек вспоминает, как провел детские годы в этом домике, то вид его вызовет много радостных или грустных переживаний.
Трудовая, учебная и игровая деятельность человека также служит источником его эмоций. Занятие любимым делом вызывает чувство радости; труд, который не нравится, может тяготить человека, будет связан с неприятными переживаниями. Трудности, возникающие в процессе работы, вызывают у людей различные эмоции. В одних случаях у человека появляется чувство досады, беспомощности, неуверенности в своих силах; в других случаях затруднения делают человека более энергичным, вызывают особые переживания приятного возбуждения, повышенной бодрости, радости борьбы и преодоления препятствий.
По-разному относятся люди и к неудачам в труде. Одни падают духом, испытывают чувство угнетения, разочарования и страха, другие сохраняют бодрое настроение, мобилизуют силы, испытывают радостный подъем в работе. Все эти переживания в значительной степени зависят от отношения человека к стоящей перед ним задаче, от чувства долга, от того, насколько человек понимает необходимость достижения поставленной цели.
Если деятельность является источником чувств, то и чувства оказывают большое влияние на различные виды деятельности. Так, если учитель сам переживает чувство удивления или восторга (например, перед научным открытием), чувство восхищение (перед художественным произведением), то он глубже продумает соответствующий учебный материал и убедительнее, эмоциональнее изложит его ученикам.
Необходимо помнить, что речь производит особенно сильное впечатление, когда она проникнута чувством, эмоционально окрашена. Сильные чувства говорящего (артиста, оратора, учителя) обычно передаются и слушателям.

к следующему параграфу ...