Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Задатки и способности


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Многие буржуазные ученые считают, что способности врожденны и передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что среди массы посредственностей выделяются немногие семьи одаренных людей, где способности передаются из поколения в поколение. По данным некоторых буржуазных «исследователей», эти «гнезда талантов» всегда принадлежат к привилегированным классам, в то время как в массе трудового народа способных людей якобы почти нет. Нетрудно видеть, что такая концепция обусловлена желанием буржуазных ученых научно доказать врожденную неполноценность простых людей и природную одаренность богатых и знатных, чтобы тем самым оправдать их право руководить народными массами и эксплуатировать их. Ясно, что ничего научного в выводах этих «ученых» нет и быть не может.
Но существует и резко противоположная точка зрения на способности, которая полностью отрицает врожденные данные и считает, что все зависит только от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает. Эту крайнюю точку зрения тоже нельзя признать правильной. Если быть последовательным, то, согласно такой теории, у каждого человека можно развить поэтический талант, как у Пушкина, или способности к живописи, как у Репина.
Советские ученые полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У каждого человека есть природные задатки, т. е. особенности мозга, высшей нервной деятельности, анализаторов, и от этого зависит известная предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей.
Природные анатомо-физиологические задатки и составляют физиологическую основу способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, называется одаренностью человека.
Но эти природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это может произойти только в процессе деятельности.
Кроме того, задатки многозначны, т. е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человек может стать композитором, другой — хорошим исполнителем, третий — дирижером, четвертый — музыкальным критиком и т. д.
Задатки — только как бы «дремлющие» силы, потенциальные возможности человека, которые так и не удастся «пробудить», выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких занятий необходимы социальные условия: материальное положение, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т. п. В. Г. Белинский писал, что создает человека природа, но развивает и образует его общество.
В дореволюционной России в народе было немало людей, имевших хорошие природные задатки, на основе которых у них могли бы развиться большие способности. Однако, как пишет В. И. Ленин, «таланты эти гибли под гнетом нужды, нищеты, надругательства над человеческой личностью». Только после Великой Октябрьской социалистической революции широкие народные массы получили возможность учиться и развивать природные задатки, формировать на их основе способности.
У некоторых людей при благоприятных условиях очень рано развиваются способности. Обычно ранее всего проявляется одаренность к музыке и живописи. Так, М. И. Глинка еще в возрасте 3—4 лет очень любил такую игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии этот мальчик стал великим русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике.
Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области. Но бывает и так, что в детстве люди проявляли исключительные способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такие случаи сравнительно редки.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.