.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Творческий труд учителя


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Объектом деятельности учителя является ребенок, отличающийся большой динамичностью (подвижностью) действий и чувств, сложностью и многообразием внутреннего мира. Поэтому учитель по роду своей профессии должен быть творческим работником. Ему приходится искать наиболее рациональные пути к достижению целей, проявлять изобретательность, находчивость, уметь индивидуально подойти к каждому ребенку, организовать детский коллектив, руководить им. Понятно, что учитель не может пользоваться всегда одними и теми же методами и трафаретными приемами. Тот педагог, который повторяет изо дня в день, из года в год одно и то же, не считаясь с индивидуальными особенностями учеников, является не творческим работником, вызывающим живой интерес у детей, а ремесленником, который быстро наскучит школьникам и потеряет авторитет. Труд учителя требует инициативы и самостоятельности при решении многих проблем обучения и воспитания. Чтобы решать эти проблемы, учителю надо много знать, изучать ценный опыт других, но ни в коем случае не копировать его слепо. Нельзя механически переносить образцы работы мастеров в свой класс, следует предварительно продумывать и перерабатывать чужой опыт, учитывая особенности своих учеников и конкретные условия, в которых протекает работа. Творчески работающий педагог думает над тем, чтобы учебный материал увлек учащихся.
На одном из уроков природоведения учительница знакомила детей с известняками. Она начала беседу так: «Взгляните в окно: там бушует вьюга, все покрыто снегом, люди кутаются от мороза, в домах топят печи. А всегда ли здесь жили люди? Всегда ли росли леса, колосились летом поля и цвели луга?»
Ученики уже заинтересованы. Сделав маленькую паузу, учительница сообщает удивленным ребятам о том, что много-много миллионов лет назад на этом месте было теплое море. На лицах детей не только удивление, но и сомнение. Однако учительница убеждает в правоте своих слов.
Доказательством этого, как говорит она, является то, что недалеко отсюда — огромные пласты известняков, которые могли отложиться только на дне моря. Это и подсказало ученым, что здесь, поблизости от городка, когда-то плескалось и шумело теплое море. Затем учительница предлагает ребятам прочесть статью об известняках в учебнике, после чего проводит с ними интересный опыт, который учит узнавать известняки среди других пород. Так материал, довольно сухо изложенный в учебнике, был эмоционально оживлен и очень заинтересовал ребят, которые задали учительнице много вопросов.
Готовясь к урокам, творчески работающий учитель глубоко продумывает учебный материал, он будит мысль учащихся, ставя им вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как вы думаете?» Проводя опыты, учитель заставляет ребят строить гипотезы: «Что произойдет?», «Чем это объясняется?» и т. п. Он широко использует иллюстративный материал: картины, наглядные пособия, художественную литературу, приучает детей самостоятельно работать с книгой.
Учитель творческого склада ума часто испытывает на уроке подлинное вдохновение, т. е. тот особый внутренний подъем, который связан у него с радостью передачи знаний, общения с детьми и с удовлетворением, какое дает работа по призванию. Это состояние вдохновения делает речь учителя особенно яркой, увлекательной в убедительной. Рассказывая о научных открытиях или исторических событиях, он излагает материал так, будто сам был их свидетелем, и горячо переживает то, о чем говорит. Таким образом, материал, хорошо и давно знакомый, учитель излагает с живой заинтересованностью, и детям передается его воодушевление, радостные интеллектуальные чувства и ненасытная жажда знаний.
Но такое живое и продуманное изложение учебного материала возможно только тогда, когда учитель постоянно работает над собой, над расширением своих познавательных интересов н умственного кругозора, пополняет запас знаний, следит за научной и методической литературой, систематически читает художественные произведения. Это все обогащает человека, учит лучше понимать людей. А для учителя так важно хорошо знать психику ребенка! Внимательное изучение детей поможет успешно вести учебную и воспитательную работу, создать условия для формирования положительных качеств личности.

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой труд? Каково его значение в жизни человека?
2. Какими особенностями отличается труд при капитализме и в социалистическом обществе?
3. Что называется творчеством?
4. Укажите некоторые условия творческого труда.
5. Что такое вдохновение? Что способствует его возникновению?
6. Приведите примеры особенностей творческой работы писателей.
7. В чем заключается творческий труд учителя? Приведите примеры.

к следующему параграфу ...