Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Проблема развития личности ребенка


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Психика, сознание детей в огромной степени зависят от воспитания и влияния окружающей среды. Но нельзя отрицать и роль природных задатков, т. е. тех анатомо-физиологичёеких особенностей мозга и нервной системы, которые отличают одного человека от других людей с первых же лет его жизни. Иной ребенок уже в два-три года проявляет склонность к упрямству, настойчивости, стремление к самостоятельности, у другого в том же возрасте заметно предрасположение к послушанию, к уступчивости, к готовности делать что-либо только по указанию других и т. п.
Но то, что заложено в человеке от природы, в огромной степени поддается развитию и изменению в процессе жизни и деятельности личности, под влиянием всевозможных внешних воздействий и воспитания. Особенности мозга и нервной системы человека отличаются величайшей пластичностью, т. е. способностью изменяться в результате внешних воздействий. И действительно, мы постоянно убеждаемся в том, что психические качества людей могут меняться под влиянием условий окружающей жизни и деятельности, направляемой умелым воспитателем.
Проблему развития личности по-разному решают советские и буржуазные психологи. Советские психологи отрицают те теории развития,существующие за рубежом, согласно которым ребенок от рождения наделен природными особенностями, якобы неизбежно определяющими все его физические и психические качества. Сторонники этих взглядов считают, что никакие глубокие изменения во врожденную основу личности внести невозможно. Согласно другим теориям, природные анатомо-физиологические задатки не имеют значения, а все зависит от воздействий окружающего мира.
В противоположность буржуазным психологам и философам, марксистско-ленинское учение о развитии личности признает значение природных задатков, но ведущую роль в развитии человека отводит воспитанию и обучению. Доказательством могут служить, в частности, наблюдения над однояйцевыми близнецами. Несмотря на одинаковые природные данные и физическое сходство, из этих детей вырастают люди, в психическом отношении отличающиеся друг от друга. Причина этого — в различных условиях их воспитания и обучения, жизни и деятельности.
Наследственность имеет значение, но не она определяет будущее ребенка, которое в огромной степени зависит от воздействия окружающей социальной среды.
С точки зрения советских ученых, в процессе жизни индивида происходит взаимодействие его с окружающей средой, которая влияет на него. Но внешние обстоятельства воздействуют на ребенка через внутренние условия (через те качества, которые у него сформировались ранее). При этом в развивающемся организме возникают противоречия между требованиями, которые предъявляют жизнь и общество к личности, и тем, чем она уже владеет (имеющиеся взгляды, ошибочные сведения, навыки, привычки). Отсюда — стремление ребенка к дальнейшему познанию мира, к расширению своего опыта.
Развитие личности ребенка происходит не как простое увеличение, накопление качеств. Так, у ученика 3 класса не только расширился объем знаний о мире по сравнению с тем, что он знал семилетним ребенком, но эти знания стали у него иными и в качественном отношении, школьник по-новому осмыслил их. Поступающий в школу ребенок знает, что надо учиться, так как все учатся. Проходит несколько лет, и мотивом к учению у него становится понимание роли знаний и чувство долга не только перед семьей и школой, но и перед обществом. С каждым годом у школьника возрастает сознательность, повышается произвольность внимания, памяти, совершенствуется умение управлять своими чувствами, желаниями, развиваются интересы, мышление и речь, возрастает активность и самостоятельность в деятельности, укрепляется воля, становится более устойчивым моральный облик личности. При этом переход от одного возрастного периода к другому не всегда происходит постепенно, иногда новое психическое качество возникает неожиданно для окружающих, в том числе для воспитателей и родителей.
Поскольку в процессе развития психика ребенка изменяется не только в количественном, но и в качественном отношении, нельзя сказать, что «ребенок — это маленький взрослый», как считают некоторые буржуазные психологи. Все психические процессы у дошкольника имеют свои особенности по сравнению со старшими школьниками и взрослыми людьми.
В своем развитии ребенок проходит ряд этапов, или возрастных периодов, а именно: младенчество (от рождения до одного года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 10—11 лет), подростковый, или средний школьный, возрает (от 10—11 до 14—15 лет) и раннюю юность, или старший школьный возраст (от 14—15 до 17—18 лет). Каждый из этих этапов имеет свои особенности, но любая возрастная ступень содержит в себе элементы предыдущей и зачатки последующей ступени.
Организуя учебно-воспитательную работу, необходимо,опираться на то, что освоено на предыдущей ступени, при этом обязательно учитывать те возможности, которые открывает последующая ступень, т. е. ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка.
Из сказанного следует: чтобы руководить формированием личности ребенка, надо знать условия его развития, те влияния, которым он подвергается. Необходимо также учитывать и уже сложившиеся особенности его личности, т. е. внутренние условия, через которые и осуществляется влияние внешней среды.
Надо помнить, что воспитание детей именно в младшем школьном возрасте имеет огромное значение. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский считал, что все начинается с детства, что моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.