Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Особенности отдельных свойств внимания


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

1. Сосредоточенность, концентрация внимания у ученика может быть достаточно интенсивной, особенно при выполнении интересной работы. В эти моменты он не будет замечать того, что делается вокруг. Однако устойчивость внимания недостаточно развита. Иногда незначительный факт или малозаметный для других предмет вызывает у детей отвлечение внимания.
Однажды учительница была удивлена резким падением внимания у детей, которые обычно мало отвлекались во время занятий. Лишь потом удалось выяснить, что причиной рассеянной работы послужил арифметический ящик, стоявший на столе и не использованный на уроке.
Оказалось, дети не столько слушали учительницу, сколько думали о том, что в этом ящике находится и когда им будут показывать его содержимое.
Бывает, что сам учебный материал вызывает у детей ненужные ассоциации, из-за чего происходит отвлечение внимания.
В одной школе учительница дала детям задачу, в которой говорилось о бабочках. Одна ученица вдруг сказала с места: «А я летом ловила бабочек...» Тотчас откликнулось несколько голосов: «И я... и я...» Учительница установила тишину, но некоторые ученики продолжали поднимать руки. На вопрос педагога, что они хотят сказать, дети заявляли о желании рассказать про бабочек. Решение задачи перестало привлекать их внимание.
Учителю, занимающемуся с первоклассниками, особенно важно следить за тем, чтобы какой-нибудь предмет или факт не дал неверное направление мысли учащихся, не отвлек их от работы.
2. Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника его очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения несколько объектов. Так, первоклассник знает, что переходить улицу можно только при зеленом свете светофора и обязательно надо смотреть, не идет ли машина. Однако ребенок не всегда выполняет это, так как объем его внимания мал. Даже позже, когда он переходит в следующий класс, ребенок может увлечься игрой в мяч и побежать за ним на середину улицы, не обращая внимания на движущийся транспорт.
В учебной работе младшему школьнику трудно, складывая несколько чисел, проверять полученный общий результат, например 4+3 + 2. Прибавив 2 к 7, он уже не помнит, из каких чисел получилось 7, так как не в состоянии фиксировать внимание на всех трех числах. То же бывает и при решении задач в два действия. Повторить условие задачи он может, но держать в поле внимания оба действия для него вначале оказывается затруднительно.
Узость внимания, особенно заметная у семилетних детей, начинает быстро исчезать в школе, когда ориентировка расширяется.
3. Распределение внимания у школьников I класса развито еще недостаточно. Если ученик находит ответ на вопрос задачи, то он уже не в состоянии следить за своим поведением, вскакивает с места, поднимает высоко руку, забывая, что этого не следует делать. Точно так же ему трудно правильно сидеть при письме: ведь при этом надо быть внимательным и к процессу написания слов, и к содержанию своей работы, и к тому, как лежит тетрадь, как он держит ручку, какая у него поза, не налегает ли он грудью на парту и т. д. Поэтому учителю приходится тратить немало сил и времени, чтобы приучить школьника правильно сидеть при письме.
Иногда неумение ученика распределять свое внимание педагог ошибочно принимает за рассеянность и недисциплинированность школьника. Так, если ученик, вызванный продолжать чтение рассказа, не находит то место, на котором остановился читающий перед ним товарищ, учитель думает, что ребенок занимался чем-то посторонним. На самом же деле школьнику трудно читать про себя и следить за чтением товарища. Это требует некоторого распределения внимания.
Из сказанного не следует, что распределение внимания вообще недоступно младшим школьникам. Учебная работа в классе и дома быстро развивает это свойство, и дети привыкают работать, следить за собой, слушать учителя и видеть, что пишет товарищ на доске.
4. О переключении внимания с одного предмета на другой можно сказать то же самое. В начале года первоклассники после звонка на урок не сразу могут сосредоточиться на занятиях, и учителю приходится их успокаивать, настраивать на работу. Смена занятий тоже бывает связана с некоторой потерей времени. Но затем (уже в I классе) дети привыкают быстрее переключать свое внимание с отдыха во время перемены на работу или с одного вида занятий на другой.
5. Для младшего школьника характерна рассеянность. Она связана с общей неустойчивостью внимания.
Недостатки восприятия ребенка нередко объясняются рассеянностью, но и она сама часто зависит от особенностей детского восприятия. К недостаткам восприятия относится неточность в различении сходных предметов, вследствие чего дети могут допускать ошибки при чтении, смешивая буквы или слоги. Так, вместо слова «перестал» они читают «пристал», вместо Маша прочитывают «мама» и т. п. Кроме того, дети часто «угадывают», что написано, вместо того чтобы внимательно всматриваться в буквы и слова. Часто это приводит к ошибке.
Нередко рассеянность ученика бывает вызвана утомлением. В этом случае ребенку необходимо отдохнуть, отвлечься.
Одной из причин рассеянности младшего школьника является такое его состояние, когда он как бы находится «в плену» у какой-то предвзятой мысли. Это происходит из-за недостатка жизненного опыта и отсутствия необходимых знаний. Так, один школьник, списывая текст, написал фразу: «Волга течет в степь», между тем в книге было напечатано: «Волга течет вспять». Мальчика заставили несколько раз проверить, сличить написанное им с книгой, но он никак не находил ошибки, так как слово «вспять» ему было незнакомо и поэтому он не мог прочитать его правильно.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.