И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах
.
Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей
Развитие восприятий
Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г. OCR Biografia.Ru Приведено с небольшими сокращениями
Одна из важных задач учителя начальных классов — научить детей видеть, слышать, словом, воспринимать предметы и явления. Ведь смотреть и видеть, слушать и слышать — не одно и то же. Сколько раз городские первоклассники смотрели на сосновые и еловые деревья, однако, как показали опыты, некоторые дети не умеют отличить ветку сосны от ветки ели.
Что же нужно для того, чтобы дети умели воспринимать, наблюдать окружающую действительность? Их надо учить этому. Если учитель показал детям картину, нельзя думать, что они сами увидят на ней главное и существенное. Поэтому необходимо не только показать детям картину, но и поставить перед ними определенную задачу — найти такие-то предметы на картине, дать им объяснение, ответить на поставленные учителем вопросы и т. п. Необходимо приучать детей самих ставить перед собой задачи осмысленного восприятия действительности, наблюдения окружающей жизни.
Опытная учительница начальных классов рассказывает: «Когда мои дети идут в школу, они смотрят по сторонам, но не умеют смотреть с целью, их надо к этому приучать. Я их к этому и стараюсь приучить, пользуясь их дорогой в школу. Однажды я задала им такое задание: «Вот вы идете в школу и встречаете постоянно одних и тех же людей. Повнимательнее всмотритесь, понаблюдайте, разберитесь в том, кто он — один из этих людей, чем он может заниматься?»
Так как для правильного и точного восприятия предмета и явления большое значение имеет прошлый опыт человека, его знания, то, обучая детей восприятию, надо поинтересоваться, имеется ли у них необходимый для этого запас прежних представлений. Если его нет или он недостаточен, надо предварительно поработать с детьми. Так, вывешивать картину по истории следует только после того, как проведена беседа о том, что на ней увидят дети, иначе они заметят не то, что надо, а основной темы, которой посвящена картина, не поймут. При этом неточное восприятие может оказаться стойким (поскольку картина красочная и производит на ребенка сильное впечатление), и последующей беседой его будет нелегко исправить. Отправляясь на экскурсию, чтобы познакомиться с разными видами почвы, учитель проводит беседу с детьми, выясняя их знания о почве и давая им некоторые предварительные сведения о ней. Еще более серьезная подготовительная работа должна быть проведена перед посещением какого-либо производства. Такая предварительная беседа поможет ученику, во-первых, сравнить то, что он представлял, с тем, что он увидел, во-вторых, при восприятии новых для него предметов и процессов обращать внимание не на мелочи и второстепенные, но яркие детали, а на главное, существенное.
Для того чтобы ученик при восприятии заметил существенное, иногда полезно дополнительно выделить главные части предмета, указав их или нарисовав на доске. Так, при знакомстве с рычаго-выми весами дети быстро привыкают практически ими пользоваться, но принцип устройства весов остается для них неясным. В этом случае полезно указать на весах коромысло, может быть, даже начертить на доске, объяснив его назначение. После такого выделения основной части весов восприятие их будет правильным и осмысленным.
Для развития наблюдательности очень важно приучать детей к сравнению вещей и явлений. Показывая детям какие-нибудь предметы для наблюдения, учитель спрашивает, на что они похожи. Установив сходство, необходимо добиваться, чтобы ученики сумели указать и на различия между предметами. Важно также как можно больше органов чувств включать в наблюдение, чтобы ученик и посмотрел, и послушал, и, если надо, пощупал предмет. Постепенно от описания воспринимаемого надо переходить к его объяснению.
Очень развивается наблюдательность и во время экскурсии в природу, на производство, в музей, картинную галерею и т. п. Все это воспитывает способность не только смотреть, но и всматриваться, не только слушать, но и вслушиваться. Правильно поставленное обучение позволяет уже в начальной школе резко повысить способность детей к наблюдению. В III классе оно становится менее хаотичным, случайным, более систематическим и плановым, связывается с активной работой мышления. Здесь же развивается и способность к словесному оформлению результатов наблюдения. Ребенок приучается уже в процессе восприятия предметов и явлений готовить свой устный или письменный отчет о том, что он наблюдал. Необходимость давать такой отчет повышает сосредоточенность ребенка, закрепляет в памяти воспринимаемое и обогащает речь и мышление школьника.
В заключение необходимо отметить исключительно большое значение развития ощущений и восприятий для общей культуры школьника. «Эмоциональное и эстетическое воспитание, — утверждает В. А. Сухомлинский, — начинается с развития культуры ощущений и восприятий. Как для воспитания трудового мастерства необходимы длительные упражнения руки, которые развивают ум, интеллектуальные способности, так и воспитание духовной, моральной, эмоциональной, эстетической культуры потребует длительных упражнений органов чувств, прежде всего зрения и слуха... Чем тоньше ощущения и восприятия, тем шире эмоциональный диапазон, который характеризует духовную культуру человека».