Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Рациональные приемы запоминания


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Часть учеников плохо запоминает материал только потому, что не знакомы с рациональными приемами запоминания. Учитель должен знать эти приемы и научить детей пользоваться ими.
1. Один из приемов — приведение материала в систему, удобную для запоминания и сохранения в памяти. На необходимость этого указывали многие выдающиеся люди. Знаменитый русский полководец А. В. Суворов, поражавший всех исключительной способностью к запоминанию, дал такое образное сравнение: «Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда следует».
2. Чтобы запоминаемый материал хранился памятью в определенной системе, надо провести некоторую работу над его содержанием. Начать следует с общего ознакомления. Главная цель при этом — постараться все понять (хотя с первого раза это, может быть, и не удастся) и по возможности уловить основные мысли автора. После этого следует прочитанный материал, в особенности если он большой, разбить на части (в соответствии с основными мыслями), для чего перечитать все один-два раза, подумать над содержанием и мысленно или на бумаге постараться озаглавить каждую из частей.
Таким образом, к изучаемому тексту будет составлен план или конспект, который образует как бы «скелет» изложения. Заголовки станут опорными пунктами, вехами, помогающими запомнить материал в целом.
3. Затем можно заняться усвоением каждой отдельной части текста, перечитывая ее и стараясь тут же воспроизводить (повторять про себя или вслух) прочитанное. Иногда ученик, прочитав раз-другой материал, думает, что все знает. Если же его вызовут к доске, может оказаться, что он почти ничего не может рассказать. Объясняется это тем, что ученик принял узнавание материала при перечитывании за его усвоение. В процессе воспроизведения становится ясно, что запомнилось, а что еще нет.
Когда какую-то часть материала трудно воспроизвести (она еще не запомнилась), не следует сразу же заглядывать в учебник. Усилия, употребляемые при припоминании, способствуют прочности усвоения.
Запоминать по частям надо только большой и трудный текст. Усвоив каждую часть в отдельности, необходимо повторить уже весь материал в целом, обратив внимание на связь между отдельными смысловыми частями текста. Воспроизведение полезно чередовать с повторными чтениями до тех пор, пока весь материал не будет усвоен. Воспроизведение делает более активным процесс усвоения, последнее происходит быстрее и бывает прочнее. Кроме того, когда человек сам себе пересказывает прочитанное, его внимание лучше сосредоточивается на материале.
4. Огромное значение для запоминания имеет повторение материала. Об этом говорит и народная пословица: «Повторение - мать учения». Но и повторять надо разумно, правильно. В одном из исследований учащимся давали заучивать отрывки художественных произведений, а затем проверяли, что помнят дети через некоторые промежутки времени. Результаты исследований приведены в таблице, из которой видно, что наибольшее количество материала забывается сразу после заучивания.
Следовательно, начинать повторение надо не тогда, когда уже все или многое забыто, а вскоре после того, как материал усвоен. Говоря об этом, К. Д. Ушинский приводит следующее образное сравнение: «Никто не чинит здание, когда оно уже развалилось» поправлять же его надо, пока оно еще цело».
Надо сказать, что дети очень не любят повторять забытое. Но они охотно занимаются повторением того, что еще свежо у них в памяти.
Иногда частое повторение может мешать закреплению материала. Это происходит тогда, когда оно превращается в бессмысленную зубрежку, при которой ученик не вникает в содержание материала, не понимает его, не проявляет к нему никакого интереса. С физиологической точки зрения здесь возникают однообразные раздражители, происходит «долбление в одну точку». Это вызывает в коре полушарий не процессы возбуждения (необходимые для усвоения), а процессы торможения, человека начинает клонить ко сну.
Повторение дает хороший результат, когда оно проводится не только своевременно, но и осмысленно и вызывает интерес у учащихся. Для этого повторение надо разнообразить, предлагая детям взглянуть на материал с другой стороны, увидеть в нем что-то новое, сравнивая факты и события, подмечая то, что ранее не могло быть замечено.
Словом, работу по повторению надо всемерно оживлять, привлекая иллюстрации или примеры, которых раньше не было или они уже оказались забытыми.
Сам процесс школьного учения способствует развитию и укреплению памяти ребенка. Однако и семья может помогать в этом отношении школе и учителю. А. С. Макаренко в своей «Книге для родителей» описывает семью Назаровых, где отец и мать намеренно давали ребенку поручения, с каждым годом все новые и более сложные, которые он должен был запоминать и выполнять. Это воспитывало мальчика и, в частности, укрепляло его память.
Приемами запоминания люди интересовались с древних времен. Еще до начала нашей эры в древней Греции существовала особая наука — мнемоника. Она представляла собой собрание различных приемов запоминания посредством таблиц, ранее усвоенных слов и фраз, условных знаков, стихов, с которыми связывался запоминаемый материал. Мнемические приемы применяются и в наше время. Так, для запоминания числа пи, выражающего отношение длины окружности к ее диаметру, рекомендуют запомнить фразу: «Это я знаю и помню прекрасно», в которой число букв в каждом слове соответствует цифрам числа 3,14159.
Существует немало искусственных мнемических приемов. На основе сказанного можно кратко сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала:
1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.
2. Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить.
3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже известно.
4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части.
5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать все в целом.
6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.
7. Повторять материал, пока он еще не забыт.
8. Распределять повторения на более продолжительное время (не повторять «залпом», например, только перед самым экзаменом) .
9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).
10. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, «на свежую память».
11. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти (недаром говорят: «Настоящая мать учения не повторение, а применение»).
12. Надо больше приобретать знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.