Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Речь младших школьников


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

К концу дошкольного возраста в основном уже закончено развитие звуковой (фонетической) стороны речи. Ребенок практически владеет всеми фонемами. Запас слов у него довольно большой. Дошкольник умеет пользоваться грамматическими формами родного языка, связывает слова в предложения (простые и сложные).
Обучаясь чтению, первоклассник испытывает большую трудность в слиянии звуков в слоги. Смысловая (семантическая) сторона речи у ребенка при поступлении в школу тоже бывает еще недостаточно развита. Значение слов нередко понимается неточно: иногда происходит сужение этого значения, иногда неправомерное расширение.
Ученик III класса впервые услышал слово «рычаг», примененное по отношению к деревянной слеге (длинной толстой жерди). Новое слово стало для мальчика обозначением не физического тела с точками приложения сил, а толстой и длинной палки. Здесь наглядное представление помешало отвлеченному пониманию значения слова. Другой мальчик, неоднократно видевший весы с чашкой и пружинный безмен, сначала отказался признать весами металлический стержень с делениями, но потом ребенок понял устройство этого приспособления и значение слова «весы» у него стало более широким, обобщенным.
Речевое общение со взрослыми и особенно учение в школе не только количественно увеличивают у детей их словарный запас, но и обогащают его качественно, уточняют значение слов.
Неумение схватывать главные мысли в речи, находить нужные слова и строить фразу часто ведет к тому, что ученик (особенно в I и II классах) не всегда может изложить содержание прочитанного своими словами, а предпочитает пересказывать его буквально. Хотя словарь ребенка в это время уже довольно обширный, он является скорее пассивным, чем активным, т. е. ребенок, зная и понимая многие слова, не всегда может употреблять и находить их в нужный момент.
Речевое общение людей состоит не только в том, что человек говорит, но и в том, что он сам слушает другого. Восприятие младшим школьником речи учителя тоже имеет свои особенности. Так, первоклассник вначале не всегда понимает, что учитель, говоря классу, говорит и для него. Педагогу приходится иногда лично обращаться к ребенку, чтобы тот понял, что данное указание касается и его.
Следует отметить еще одну особенность восприятия речи младшими школьниками, особенно первоклассниками. Часто дети, не дослушав объяснения учителя, что и как надо делать, готовы немедленно действовать. Многие ребята, уже настроившиеся действовать, перестают слушать или понимать слова учителя.
Не сразу овладевают дети и восприятием текста при чтении про себя. Здесь, в отличие от устной речи, отсутствуют интонация, пояснительные жесты. Это затрудняет понимание. С такими же трудностями встречаются дети при передаче своих мыслей в процессе письма.
Речь детей, поступающих в школу, имеет не только некоторые недостатки, связанные с возрастными особенностями, но и отрицательные качества, заимствованные от окружающих людей, которые иногда по неграмотности, иногда умышленно коверкают слова, неправильно их произносят.
Дети, очень склонные к подражанию, вместо «да» говорят «ага», вместо «уши» — «ухи», вместо «не трогай — «не трожь» и т. п.
Учителю еще в начальных классах надо прививать детям любовь к правильному, точному употреблению слов и фраз и отвращение ко всяким искажениям речи.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.