И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах
.
Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей
Воспитание чувств у младших школьников
Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г. OCR Biografia.Ru Приведено с небольшими сокращениями
Одна из важнейших задач школы и учителя — воспитание положительных эмоций у детей и воспитание у них умения управлять своими чувствами, подчинять их разуму и воле. Сам процесс обучения, если он проводится умело, содержательно, с привлечением ярких иллюстраций (словесных и наглядных), вызывает нужные чувства у детей. Это делает учение интересным, радостным, продуктивным. Кроме учебных занятий в школе, большое влияние на воспитание чувств оказывает внеклассная работа, занятия художественной самодеятельностью и т. п.
Воспитывая чувства школьника, педагог должен учитывать своеобразие динамики эмоциональных состояний, о чем К. Д. Ушинский писал: «...от повторения чувство слабеет, и от повторения чувство усиливается... чувство, долго не вызываемое, замирает; чувство, часто вызываемое, притупляется». Поэтому, вызывая у учащихся полезные эмоции, не следует злоупотреблять этим. Если каждое слово учителя рассчитано на сильную эмоциональную реакцию учащихся, если стараются то и дело воздействовать на чувства, то они притупляются, перестают возникать. Отрицательно действует на эмоции как однообразная учебная работа, так и слишком разнообразная, при которой ученик, не успев сосредоточиться, вынужден получать новые, пусть даже сильные, яркие впечатления.
Воспитывать чувство — значит вырабатывать у детей и привычки управлять эмоциями, подавлять ненужные, отрицательные переживания. Здесь большое значение имеет убеждение, словесное воздействие на ученика. Если ребенок слишком сильно переживает малейшую неудачу и при этом не может удержаться от слез, то следует внушать ему веру в свои силы, в дальнейший успех. Надо также по возможности исключать случаи, вызывающие подобные переживания. Иногда можно устранить отрицательные чувства путем упражнения. Так, робость, растерянность ученика при вызове к доске могут исчезнуть, если этого ребенка чаще спрашивать в классе. Его страх, вызванный мыслями о том, сумеет ли он правильно ответить и какое впечатление произведет этот ответ на учителя и товарищей, постепенно исчезнет.
Иногда отрицательные чувства подавляются противоположными. Робость ученика может быть снята одобрением, похвалой учителя, которые вызовут у ребенка более интенсивное, радостное чувство от успеха в работе.
Учитель должен постоянно заботиться о воспитании у детей высших чувств (интеллектуальных, моральных, эстетических). Положительные эмоции развиваются в тесной связи с познавательными процессами. Такое важное чувство, как любовь к Родине, воспитывается не только в беседах по истории родной страны. Не меньшее значение имеют экскурсии в природу, в совхоз, на производство, в музей. Они вызывают живые, яркие впечатления, благодаря которым возникают прочные знания и крепкие связи ребенка с окружающей действительностью.
Само по себе возбуждение чувств не принесет пользы, если эти чувства не станут побудителями к действиям. Поэтому учитель, воспитывая патриотическое чувство, должен подумать о том, как дать выход этому чувству в практической деятельности детей. Это может быть сбор металлолома, озеленение улиц, работа на пришкольном участке и т. д. Только те положительные чувства, которые закреплены в вызванных ими полезных действиях, будут прочными и помогут формированию ценных качеств личности.
Другие чувства: коллективизм, дружба, любовь к людям — также зарождаются и углубляются в процессе деятельности. Учительница III класса заметила, как девочка Таня очень неприязненно относится к своей соседке по парте Оле, слабой, малоспособной ученице. «Оля, — сказала учительница Тане,—не виновата в том, что она хуже понимает и усваивает, чем другие дети. А ты бы помогла подруге учить уроки». Таня согласилась с большой неохотой, но через некоторое время ей понравилось помогать Оле, и Оля стала лучше учиться. Самое главное заключалось в том, что между девочками завязалась крепкая дружба, Таня полюбила свою подопечную, и ее успехи и неудачи волновали ее так же, как и собственные.
Воспитанию моральных чувств у детей помогают хорошие традиции, установившиеся в данном коллективе. Таковы, например, школьные праздники. Задолго до их наступления дети переживают чувство радости и приятного ожидания, усиленно готовятся к праздникам, стараются встретить их с хорошими оценками. Во многих школах отмечают «День окончания букваря», «Праздник стихов и песен». В некоторых классах радостно и торжественно поздравляют товарищей с днем рождения. Немало полезных традиций было в колонии им. Горького, которой руководил А. С. Макаренко. Вот что он писал по этому поводу: «Таких традиций в моем коллективе было очень много, просто сотни... И ребята знали их незаписанными... Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного Коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать. Без таких традиций я считаю невозможным правильное советское воспитание».
Весь комплекс условий нормальной школьной жизни: требования учителя, воспитательные беседы, положительное влияние детского коллектива, пионерской организации, умелое руководство со стороны школы воспитанием детей в семье — приводят к тому, что у школьников уже в начальных классах воспитывается важнейшее качество — чувство долга. Это является главным условием выработки у них умения управлять своими эмоциями.