И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах
.
Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей
Развитие положительных потребностей и интересов
Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г. OCR Biografia.Ru Приведено с небольшими сокращениями
Еще до поступления в школу у ребенка сформировались многие потребности и интересы, и задача учителя заключается в том, чтобы развивать полезные, ограничивать ненужные, которые могут перерасти во вредные привычки, и, наконец, с некоторыми вести борьбу, так как они наносят несомненный ущерб здоровью или моральным качествам ребенка. Кроме того, школа должна воспитать у детей и такие положительные потребности и интересы, которых у них еще не было раньше, но которые необходимы советскому человеку. Работу по развитию этих интересов и потребностей надо вести в тесном контакте с семьей. Если выяснится, что дома у ребенка воспитывают чрезмерные потребности в развлечениях и удовольствиях и не принимают никаких мер, чтобы формировать у него привычки к культурному поведению, к выполнению норм коммунистической морали, то учителю надо вести соответствующую работу и с родителями. Им следует внушать, что всякое чрезмерное удовлетворение потребностей, особенно материальных, воспитывает эгоистов, а пренебрежение к духовным запросам делает человека умственно ограниченным и мало способным к полезной деятельности.
Одна из важнейших задач учителя — развитие у детей потребности в чтении серьезной художественной литературы, в общественной работе, в стремлении быть полезным другим людям. Дети должны заинтересоваться пионерской работой и активно участвовать в жизни пионерской организации.
Потребность в знаниях мало осознается детьми 7—8-летнего возраста (по сравнению с более старшими школьниками). И учителю необходимо развивать интерес к научным сведениям с первого года школьного обучения. Еще К. Д. Ушинский писал, что «в средних и низших учебных заведениях нельзя ожидать, чтобы ученик сам увлекался предметом, но должно иметь методу, которая помогает учителю держать внимание всех своих слушателей постоянно в возбужденном состоянии». Обучение в значительной степени должно опираться на интересы детей, но вместе с тем оно же и развивает их запросы.
Что же помогает развитию интересов младших школьников?
Большое значение имеет наглядность в обучении (иллюстрации, дидактический материал, проведение опытов, экскурсий и т. п.), живой, яркий рассказ учителя. Немалый интерес вызывают наблюдения, которые должны делать сами ученики, а также другие виды их самостоятельной работы. Учительница в I классе перед чтением рассказа «Кот Васька» предложила детям понаблюдать за своей кошкой и ответить на некоторые вопросы. Дети с большим интересом выполнили задание, хорошо ответили на вопросы и с увлечением прочли и обсудили на уроке намеченный рассказ.
Важное условие для появления интереса детей к чему-либо — правильное соотношение нового учебного материала с уже известными сведениями.
Обычно у человека вызывает интерес то повое, в котором есть элементы знакомого и которое расширяет круг уже имеющихся у нас знаний, дополняет (а иногда и изменяет, опровергает) эти знания.
Поэтому ученики интересуются и охотно занимаются учебными предметами, по которым они все хорошо усвоили, и очень не любят заниматься теми предметами, где у них по каким-либо причинам имеются большие пробелы в знаниях.
Для появления интереса к учению надо связывать не только новое со старым, но и неинтересное с интересным.
Учительница заметила, что один из школьников III класса, недавно приехавший из села, совершенно не интересуется чтением и возвращает выданные ему из библиотеки книги непрочитанными. Она стала внимательно к нему присматриваться, чтобы выяснить, чем он интересуется. Оказалось, что он больше всего любит ходить с отцом на охоту.
— Хочешь, я тебе про охоту книжку дам? — сказала учительница.
— А есть такая?
— Конечно.
Дня через три ученик вернул книжку.
— Прочитал?
— Да. Еще про охоту дайте.
— Ишь ты, какой охотник! Думаешь, у меня много таких книжек, — сказала учительница, роясь в шкафу.— Вот, возьми эту, здесь написано про лес, про животных, но есть немного и об охоте.
И эта книга была прочитана. Тогда учительница дала мальчику книгу другого содержания.
— Ну как, понравилась? — спросила она, когда мальчик возвращал книгу.
— Ага.
— А ведь здесь про охоту ничего нет.
— Зато про деревенских ребят интересно написано.
— А про городских не хочешь?
— Давайте и про городских.
Так постепенно мальчик, совсем не интересовавшийся чтением, полюбил книги и стал одним из усердных читателей в классе. Новый его интерес (к чтению) возник на основе прежнего устойчивого интереса к охоте. Но это могло произойти только благодаря умелому подходу к ребенку.
Большую роль в развитии интереса к учению играют эмоции. При этом учебный материал тесно связывается у детей с личностью учителя. У любимого педагога все предметы кажутся интересными. Учителю, не сумевшему приобрести расположение учащихся, очень трудно заинтересовать детей и учебной работой.
Развитию культурных потребностей помогает правильно поставленное эстетическое воспитание учащихся. Интерес к литературе и искусству надо прививать детям уже в начальных классах. Поэтому систематическое и умелое побуждение детей к чтению книг, активное участие младших школьников в художественной самодеятельности, посещение ими музеев, театров, выставок, слушание доступной им музыки — все это способствует развитию духовных интересов младших школьников, готовит их к культурной, содержательной и счастливой жизни.