Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Формирование основ характера младших школьников


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Правильное воспитание детей в начальных классах очень важно, так как именно здесь закладываются те психические качества, на основе которых и формируется характер в подростковом и юношеском возрасте.
Многое из того, что было сказано в предыдущих главах о воспитании психических процессов и свойств личности, может быть отнесено и к формированию характера школьника.
Главная воспитательная задача учителя заключается в том, чтобы привить учащимся нормы поведения, принятые в нашем обществе, воспитать у них трудолюбие, честность, правдивость, коллективизм и другие качества, которые составляют моральный кодекс строителя коммунизма. Работая с детьми, учитель должен избегать нотаций, но не упускать удобного случая и указывать ребенку на то, что хорошо и что плохо, мотивируя каждый раз свои оценки, разъясняя и приводя конкретные примеры, близкие и понятные детям. Иногда учитель прямо формулирует моральное правило и свое требование, иногда дает это в несколько завуалированном виде, в форме рассказа о каком-нибудь случае из жизни или из художественной литературы. Ребенок должен сам догадаться, что описываемый факт имеет к нему прямое отношение. Тогда психологическое воздействие на ребенка бывает глубже. Наша советская действительность дает много такого материала: найти героические примеры из прошлого и настоящего советских людей нетрудно. Однако нельзя всю работу с учеником сводить к словесному воспитанию. Без него обойтись нельзя, но злоупотреблять им не следует. Надо помнить, что не только подростки, но и дети младшего возраста не любят поучений именно потому, что в них не содержится ничего для них нового, интересного.
Для воспитания характера важно ставить детей в такие условия, в которых они неоднократно совершали бы нужные действия. Эти упражнения приучат детей к соответствующим поступкам и поведению.
Еще больший эффект дает правильно поставленная учебная работа и труд школьника, а также участие его в общественной жизни. Выполняя свои обязанности, ученик должен проявлять много волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Это служит хорошей школой воспитания характера. Отдельные черты характера, требующиеся для выполнения определенной деятельности (учебной работы, физического труда и т. п.), формируются прежде всего и лучше всего именно в процессе самой деятельности. Большую роль при этом играют необходимая требовательность к учащимся и контроль со стороны учителя. Доброе отношение к детям, проявление педагогического такта, учет индивидуальных особенностей каждого школьника, чуткость, понимание мыслей и переживаний ребенка особенно необходимы при работе с младшими школьниками. При оценке их успехов надо учитывать не только качество ответов, но и то старание, которое дети прилагают, чтобы выполнить задания.
Хороший личный пример — могучее средство воспитательной работы именно в начальной школе. Поэтому, отличаясь трудолюбием, дисциплиной, четкостью в работе, требовательностью и жизнерадостностью, справедливостью и теплым отношением к детям, умением владеть собой, безукоризненным поведением в быту и другими положительными качествами, учитель тем самым воспитывает эти свойства и у своих учащихся.
Советским детям чужды религиозные взгляды. Однако наличие верующих среди близких людей может оказывать на младших школьников вредное влияние. Особенно быстро распространяются в детской среде всякие суеверия. Ограждение ребенка от религии, преодоление возникших у него предрассудков, умелая атеистическая пропаганда — важные условия формирования у детей основ материалистического мировоззрения. На характер влияет и эмоциональное воспитание школьника. Умение сочувствовать: радоваться чужим удачам и искренне переживать горе других — важная черта характера. У детей младшего школьного возраста она еще недостаточно развита. Они часто с детской непосредственностью завидуют товарищам, могут совершенно не понимать страданий, которых сами не испытали. Поэтому в детях надо воспитывать способность ставить себя на место другого. Это научит их сопереживанию.
Учительница начальных классов рассказала, как ей пришлось вызвать сострадание у своего ученика: «Иду я как-то домой и слышу необычный шум, затем вижу: целая ватага ребятишек с гиканьем мчится по пустырю. Я сначала не поняла, в чем дело, но затем увидела, как на дерево взметнулась кошка. К хвосту у нее была привязана жестяная банка. Я быстро направилась к этому дереву. Увидя меня, ребята разбежались. Среди них я заметила своего второклассника Вадима.
Он оказался самым младшим среди «мучителей». Из разговора с ним я поняла, что мальчик просто мало понимает, что заставил страдать животное. Пришлось напомнить ему о чувстве боли, которое он переживал (в жизни у Вадима сильно болели зубы, и он очень боялся бормашины). После этого Вадим искренне пожалел о том, что принимал участие в жестоком поступке, и заявил, что больше никогда не будет никого мучить».
Здесь учительнице пришлось прибегнуть к эмоциональной памяти ребенка, чтобы заставить его понять страдания животного. До этого поступок казался мальчику невинной, пустяковой игрой.
Очень важно, чтобы дети заботились о других: помогали учиться слабым товарищам, старались облегчать труд родителей и других близких, проявляли заботу о малышах, развлекали их играми, ухаживали за ними. Благотворное влияние на ребенка оказывает и уход за животными. На воспитание характера, как и других качеств личности, влияет коллектив. Очень важно, чтобы дети с первых лет обучения находили радости и интересы в своей школьной дружной, товарищеской среде. Тогда и в подростковом возрасте отпадет опасность нежелательных знакомств и связей вне семьи и школы.
В младших классах руководителем детского коллектива является учитель, вокруг которого группируются ребята. Он не только учит их на уроке, но и организует игры на перемене, проводит интересную беседу и т. д. В каждом коллективе есть ребята, которые задают тон. Учитель выявляет их и проводит с ними дополнительную воспитательную работу. Важно, чтобы их влияние на остальных детей было положительным, а не отрицательным. В то же время учитель обращает внимание и на застенчивых и робких детей, стараясь вовлечь их в учебную и игровую деятельность, чтобы привить им больше самостоятельности и уверенности в своих силах.
Значительную роль в воспитании характеров играет пионерская организация. Пионерская организация развивает у пионеров общественную активность и коллективизм, растит их сознательными, честными, смелыми. В результате у детей возникают чувства товарищества и дружбы, на основе которых формируются очень ценные свойства характера.
Учителю невозможно воспитывать детей без тесной связи с семьей ребенка. Именно дома школьник проводит большую часть дня, под влиянием близких формируется его характер. И учитель, регулярно общаясь с родителями ученика, через них оказывает необходимое влияние на него, закрепляя и развивая его положительные качества и борясь с недостатками. При этом очень важно, чтобы не было расхождений между требованиями родителей и учителя. Если между школой и семьей есть противоречия и конфликты, то создается благоприятная почва для появления у ребенка нечестности, лицемерия, лживости и других отрицательных черт характера.
Трудность работы начинающего учителя заключается не только в сложности руководства детьми, но и в том, что двадцатилетней девушке иногда приходится учить родителей своих учеников, которые намного старше ее. Надо проявить много такта, чтобы, не обижая родителей, добиться своего и оказать на них необходимое влияние.
У Вани С, ученика III класса, отец — крупный специалист, самоуверенный и очень самолюбивый человек. На родительском собрании молодая учительница в резком и нравоучительном тоне качала указывать отцу на недостатки семейного воспитания Вани, которые действительно были. Отец Вани очень рассердился на поучительный тон девушки, на собрании ничего ей не ответил, но с тех пор в семье началась весьма пристрастная критика всего, что делала учительница. Ваня полюбил было ее, так как она действительно хорошо вела свой класс, но дома часто слышал критику в ее адрес: якобы она чрезмерно требовательна к детям, несправедлива к мальчику и т. п. Разобраться в том, кто прав, кто виноват, ребенок не мог и стал вести себя неискренне. Получив плохую отметку, он жаловался на учительницу, что та не любит его и поэтому снижает оценки. А перед учительницей оправдывался тем, что родители заставили его заниматься музыкой или рисованием, хотя он еще не успел выучить уроки. Словом, в ребенке стали развиваться отрицательные качества.
Хорошие результаты воспитательной работы получаются тогда, когда учитель, зная индивидуальные особенности каждого ребенка, использует весь арсенал средств, какие ему доступны: и систематические учебные занятия детей в школе, и их труд на пришкольном участке, и общественную работу в пионерской организации, и влияние коллектива, и огромное воспитательное воздействие семьи.

Вопросы для повторения

1. Какими особенностями отличаются познавательные интересы младших школьников?
2. Как вести работу по развитию потребностей у детей?
3. Что помогает вызвать и развить интерес к учению у учащихся начальных классов?
4. Что должен знать учитель о способностях школьника?
5. Какие условия и методы работы содействуют развитию способностей детей?
6. Как надо относиться к особо развитым учащимся?
7. Определите по характеристикам, данным учительницей, к какому типу темперамента относятся Игорь, Петя, Лена и Вася.
8. Какую работу надо проводить учителю с детьми разных темпераментов?
9. Для чего и как надо изучать учащихся?

Задания

1. Понаблюдайте за несколькими младшими школьниками и определите, к какому типу темперамента можно отнести каждого из них.
2. Составьте подробную характеристику одного-двух младших школьников.
3. Попытайтесь установить причины возникновения у них тех или других особенностей личности.
4. Постарайтесь наметить те воспитательные меры, которые помогли бы устранить отрицательные черты этих учащихся.
5. Опишите типичные характерологические особенности младших школьников.
6. Расскажите о некоторых приемах воспитательной работы с детьми в целях формирования у них положительных черт характера.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.