Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Обучение — двигатель развития


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

В настоящее время человечество располагает таким огромным объемом научных сведений, что школа и учитель не могут передать детям основ всех знаний. Человеку теперь необходимо самому всю жизнь учиться. Поэтому задача современной школы— не только познакомить учащихся с основами наук, но и дать детям общее умственное развитие, выработать у них навыки самостоятельной работы, чтобы они могли в дальнейшем сами приобретать необходимые знания и применять их на практике.
В связи с этим следует уяснить, какая зависимость существует между обучением и развитием. Как уже говорилось, некоторые буржуазные психологи ошибочно считают, что обучение всецело зависит от развития, подчиняется его законам. Они предлагают ждать, пока развитие ребенка само собой (в процессе созревания мозга), спонтанно1 достигнет необходимого уровня. Тогда, говорят они, этому ребенку можно сообщить соответствующие знания.
Другие буржуазные психологи считают, что развитие целиком и полностью зависит только от обучения. Если обучение будет совершенным, то ребенок может достичь очень высокого умственного развития. Единственным условием этого развития служат содержание и методы обучения. В отличие от этих ошибочных концепций советские психологи считают, что развитию ребенка способствует много факторов (школа, семья, окружающие люди, культура), но главным из них является обучение. Обучение, в свою очередь, само зависит от развития, так как опирается на него. Нельзя сказать, что сначала у ребенка созревают память, мышление, способности, а затем их (в готовом виде) использует обучение. На самом деле процесс учения является в то же время и процессом развития. Если ребенка не учить, он будет мало развит, а если окружающие условия будут способствовать его развитию, то и обучение у него пойдет успешно.
Взаимоотношение между обучением и воспитанием ребенка, с одной стороны, и его развитием, с другой, имеет довольно сложный характер. Советский психолог Г. С. Костюк отмечает, что психическое развитие ребенка обусловливается его обучением и воспитанием. Вместе с тем обучение и воспитание сами изменяются с развитием ребенка, зависят от его возрастных и индивидуальных особенностей. Развитие ребенка совершается под влиянием усложняющихся требований, предъявляемых к нему обществом через школу, учителя, родителей. Но и рост требований становится реально возможным благодаря тому, что в ходе развития создаются новые возможности для выполнения их ребенком. Вместе с тем обучение, согласно взглядам советских психологов, не может ориентироваться только на уже имеющийся уровень развития. Оно должно направлять, двигать его, быть впереди развития или, как говорил Л. С. Выготский, не «плестись у него в хвосте». Обучение как раз и есть важнейший двигатель развития. Поэтому в оценках возможностей ребенка надо исходить не только из того, что уже есть у него, но и из того, что только еще может быть развито путем обучения.
Как известно, дети дошкольного возраста очень любят задавать старшим всевозможные вопросы обо всем, что они видят и слышат, с чем сталкиваются в жизни. Бесконечные «почему?», «отчего?», «зачем?» иногда даже утомляют взрослых, едва успевающих удовлетворять эту детскую любознательность. Объясняется такой живой интерес ребенка к окружающей действительности тем, что у него еще мало сведений о мире, почти любое явление представляет для него проблему, т. е. вопрос, требующий разрешения.
Когда же ребенок начинает учиться в школе, бурный поток вопросов нередко уменьшается. По-видимому, объяснить это можно тем, что знаний у детей становится больше, а отчасти и тем, что некоторые учителя излагают детям готовые знания, требуя лишь их усвоения. Для постановки же собственных проблем и решения их у ребенка нет возможности. Активность и самостоятельность в приобретении знаний по интересующим вопросам постепенно ослабевают. Это отрицательно влияет на развитие психики детей. Школа должна не уменьшать проявления самостоятельно возникающих интересов детей, а всемерно содействовать их расширению и углублению, давая им должное направление. Этой цели служит так называемое проблемное обучение. Суть его заключается в том, что перед детьми ставится определенная проблема, которую ребенок должен решить. Безусловно, в начальных классах поиск этого решения идет с помощью учителя. Дети учатся строить гипотезы, аргументировать, проводят доступные им опыты и наблюдения.
Примером подобного поиска решения проблемы может быть такая задача: «Какое число колхозников, работающих вручную, заменяет комбайн при уборке урожая пшеницы с площади 120 га? Какие данные необходимы для решения этой задачи?» Дети должны провести целое исследование, получить сведения о том, сколько требуется времени для уборки зерна машиной и сколько — для уборки зерна вручную, ученики должны сами составить задачу с числовыми данными, а затем уже решить ее.
При проблемном обучении ученик ставится как бы в положение исследователя. Естественно, что это нередко требует широкого применения опытов, которые проводят дети, чтобы ответить на вопрос о том, почему происходит то или иное явление.
Например, детям предлагается исследовать, что будет с пламенем свечи, если она горит внутри стеклянной банки (открытой, закрытой), стоит у приоткрытой двери (на полу, поднята там же выше). Им предлагается объяснить условия горения и причины направления пламени свечи в ту или иную сторону и т. п. Полезно также поставить вопросы практического характера, например: как можно тушить возникший пожар, если поблизости нет воды? Где бывает холоднее в комкате: на полу или под потолком — и почему?
Проблемное обучение развивает у детей способности к наблюдению, интерес к приобретению знаний, к объяснению явлений, самостоятельность мышления и умение на практике применять полученные сведения.
Развитие познавательной активности и проблемное обучение— один из способов умственного развития ребенка.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.