.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Воспитание привычек у младших школьников


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Каждому человеку необходимо приобрести такие привычки, которые были бы его «друзьями», а не «врагами», чтобы они помогали жить и работать, а не мешали в жизни, чтобы не приходилось тратить много сил и энергии на борьбу с ними.
Отсюда ясно, что задачей учителя является воспитание у школьников полезных привычек и искоренение вредных. Причем делать это лучше всего в более раннем возрасте, когда пластичность нервной системы у детей еще достаточно велика. Воспитание ребенка в значительной степени должно заключаться в воспитании хороших привычек.
А. С. Макаренко писал: «Я допускаю, что может быть такое положение, когда у школьника будут правильные, советские патриотические представления, но не воспитана правильная советская привычка. Это особенно важно, когда речь идет о воспитании таких качеств, как терпение, умение преодолевать длительные затруднения, брать препятствия не рывком, а давлением. Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек...»
Для выработки привычек нужны повторения действия. Но простое повторение может показаться ребенку скучным, неинтересным. Если это повторение подкрепляется похвалой, одобрением, то у ребенка возникают положительные эмоции, действие делается приятным, его хочется повторять и тем самым превращать в привычное действие.
Чтобы приобрести полезную привычку, необходимо принять твердое решение. Но мало ограничиваться одним добрым намерением. Если это намерение не перейдет в действие, то и соответствующая привычка не образуется. Если учитель хочет приучить ребенка быть опрятным, вытирать ноги перед входом в школу, быть вежливым со старшими и товарищами, то бесполезно читать детям нотации на эту тему. Объяснив, для чего поступают так, а не иначе, надо потребовать соответствующего действия («Иди, вымой руки»; «Вернись, вытри ноги»; «Извинись перед товарищем»). Привычки никогда не возникают от одних словесных внушений. Только повторения действий могут сделать эти действия привычными.
Для искоренения вредных привычек также важна твердая решимость ни разу не совершать того привычного действия, от которого надо избавляться.
Первое время при выработке полезной привычки или борьбе с вредной привычкой особенно нужен контроль над детьми со стороны взрослых. Учительница заметила, что у мальчика имеется вредная привычка ежеминутно отвлекаться от работы, смотреть по сторонам, вскакивать с места, медленно писать и вообще лениво заниматься. Она несколько раз говорила об этом ученику, но никаких изменений в его поведении не произошло. Тогда учительница пошла к ученику на дом, объяснила матери, какая вредная привычка появилась у ее сына. Теперь они вместе стали учить мальчика работать, «На приготовление этого домашнего задания потребуется не более получаса, — сказала учительница школьнику, — но при условии, что ты не будешь смотреть по сторонам, прерывать работу и разговаривать. Не спеши, но и не отвлекайся». Мальчик в присутствии учительницы хорошо выполнил работу за 20 минут. Учительница похвалила ребенка и, наметив, сколько приблизительна времени потребуется на приготовление других заданий, попросила мать ежедневно контролировать работу сына. Через несколько дней учительница спросила мальчика, как ему больше нравится заниматься: по-новому или по-старому. Ученик ответил, что теперь он больше гуляет на улице, так как быстрее готовит уроки. «А ты можешь сам за собой следить?» — спросила учительница. «Могу».— «Тогда скажи маме, чтобы она перестала сидеть около тебя. Ведь у нее много своих дел. Положи около себя часы и старайся укладываться в определенное время, не теряя ни одной минуты даром». Таким образом учительнице удалось в какой-то мере преодолеть у ребенка вредную привычку и привить полезную, которая с каждым днем закреплялась благодаря сознательному отношению к этому самого школьника и его матери.
Кроме твердого решения, касающегося привычек, надо ставить себя в такие условия, в которых трудно не делать полезное действие и невозможно повторять вредное. Большую помощь в этом может оказать коллектив. Очень помогает обещание, которое ученик дает классу, товарищам. Не выполнить его много труднее, чем слово, данное только самому себе.
Дурную привычку надо «искоренять» (как искореняют, вырывают с корнем растения-сорняки), т. е. сразу и навсегда отказаться от привычного, но вредного действия.
Большое значение имеет и мотив, в силу которого ребенок повторяет то или иное действие для выработки полезной привычки. Если действие совершается им в качестве наказания, то результат будет слабым. Если ребенку разъяснить полезное значение повторных действий, то привычка образуется довольно быстро. Ясно, что замечания, направленные на искоренение дурных привычек, не должны носить обидной для детей формы. Иногда полезно постыдить ребенка, но и это необходимо делать с соблюдением такта.
Нельзя забывать и о том, что надо предупреждать образование дурных привычек, а для этого не повторять вредное действие.
Правильная организация учебно-воспитательной работы, умелое педагогическое влияние на ребенка, в частности воспитание у него чувства долга, умения видеть свои недостатки, воспитание волевых качеств, целеустремленности и трудолюбия, в большой степени облегчат выработку у него хороших привычек и предупредят появление и закрепление привычек вредных.

Вопросы для повторения

1. Какой вид деятельности является основным у школьников? Каковы его особенности?
2. Укажите основные звенья в процессе обучения.
3. Что способствует успеху учебной работы школьника?
4. Какая зависимость существует между обучением и развитием ребенка?
5. В чем состоит воспитывающее влияние обучения?
6. Какое психологическое значение имеет проблемное обучение?
7. Как влияет игра на физическое и психическое развитие ребенка?
8. Каковы особенности труда у детей младшего школьного возраста?
9. Какие условия необходимы для успешной выработки навыков?
10. Укажите характерные моменты их формирования.
11. Как надо воспитывать у детей полезные привычки и вести борьбу с вредными?

Задания

1. Понаблюдайте различные виды учебной деятельности у младших школьников и скажите, как эти виды влияют на психику детей.
2. То же сделайте в отношении различных игр младших школьников.
3. Просмотрите ряд сочинений и изложений младших школьников и найдите в них элементы творчества. Сравните их с работами нетворческого характера.
4. Понаблюдайте за учащимися начальных классов и скажите, в какой мере они владеют необходимыми им навыками.
5. Выясните, какие привычки (полезные и вредные) имеют учащиеся, за которыми вы ведете систематическое наблюдение.
6. Укажите, какие меры следует предпринять, чтобы привить этим детям полезные привычки и искоренить вредные.