К.Д.Ушинский. Собрание сочинений, М., 1974. OCR Biografia.Ru
Проект учительской семинарии
продолжение работы...
В первой статье мы уже изъяснили, какое важное значение имеет хорошо устроенная элементарная школа и для каждого сиротского заведения, и для приготовления будущих педагогов. Не входя в подробности самого устройства элементарной школы, мы высказали ту мысль, что ее воспитательная и образовательная деятельность должна основываться как можно более на личных, как бы семейных отношениях между воспитателем и воспитанниками и что для этой цели все воспитанники элементарной школы должны быть разделены на небольшие группы между воспитателями, которые в то же время должны быть наставниками. Вся элементарная школа, следовательно, должна состоять из многих параллельных и последовательных классов, преподавателями которых будут сами воспитатели с их помощниками, если таковые потребуются по многочисленности классов.
Переводы из класса в класс, размещение детей по классам и параллелям должны исключительно зависеть от начальника элементарной школы и ее совета, состоящего из всех ее воспитателей. Но ежегодно они обязаны представлять к экзамену тех детей, которые должны оставить элементарную школу. В списке воспитанников, представляемых к экзамену, должна быть подробно изложена история воспитания каждого и мнение о каждом из них, как его частного воспитателя, так начальника, и совета школы.
На этом экзамене должно присутствовать начальство сиротского заведения и учительской семинарии и все лучшие его педагоги, с тем чтобы поверить справедливость представленных соображений о каждом воспитаннике. Вследствие этих соображений, равно как и самого экзамена, все экзаменованные воспитанники должны быть разделены на группы: одни из воспитанников будут размещены в различные учебные заведения, смотря по их способностям и наклонностям; другие поступят в писарские школы или в обучение различным ремеслам; третьи перейдут в высшие училища института; но каждый получит то общее элементарное воспитание, которое по своим способностям усвоить может.
Б. Гимназия при сиротском заведении
Чтобы не слишком раздроблять деятельность сиротского заведения, полезнее бы было, если бы оно способнейших из своих воспитанников, оказавших решительную склонность к занятию науками, помещало пансионерами в общие гимназии Министерства народного просвещения, с тем, однако, чтобы сиротское заведение, как опекун призреваемых им сирот, продолжало следить за их учением и развитием их способностей и наклонностей, или оставляло их оканчивать курс в гимназии и идти потом в университет, или помещало в какие-нибудь технические заведения также пансионерами. Причем воспитанники сиротского института, находясь между детьми, получившими семейное воспитание, много от этого выиграют и получат такое воспитание, лучше которого само сиротское заведение, без сомнения, дать не может. При таком размещении детей сиротское заведение выиграет не только в сосредоточенности своей деятельности, но даже сделает значительное сбережение в расходах, потому что, вероятно, нигде не заплатит дороже 250 рублей за содержание и обучение, а иногда и менее.
Но избрав для себя главную цель — приготовление народных учителей, сиротское заведение никак не должно забывать своего еще более главного назначения: открыть каждому из своих воспитанников дорогу в жизни, сообразную с его способностями и наклонностями. По размещении воспитанников, окончивших курс в элементарной школе, одних в гимназии, других в какие-нибудь технические заведения, третьих в мастерства и т. д., всегда еще останется значительное количество воспитанников, которые не выказали решительных способностей и наклонностей к педагогической карьере и не оказали особенных надежд к успешному занятию высшими науками,— словом, таких воспитанников, в которых нельзя провидеть ни будущих полезных ученых, ни замечательных техников, но которые тем не менее могут получить довольно полное общее образование и сделаться со временем полезными деятелями в гражданской или военной службе. К этой цели должен быть приспособлен и самый курс гимназии сиротского заведения. Так, например, нет никакой надобности проходить в нем классических языков, да и из новых иностранных языков можно бы проходить только один и т. п. Но мы не будем здесь распространяться об устройстве такой гимназии при сиротском институте. Курс ее, равно как и внутреннее устройство, зависит от того преимущественного назначения, которое будет избрано для ее воспитанников, будет ли то военная, будет ли то гражданская служба. Теперь же обратимся к главной цели нашей статьи: к устройству при сиротском заведении приготовительной учительской школы и учительской семинарии.
В. Приготовительная учительская школа
В Германии опытом убедились, что в учительские семинарии следует принимать воспитанников только тогда, когда можно с уверенностью предвидеть в них хороших учителей. С этой целью при большей части семинарий, особенно прусских, существуют, при небольшом пособии от правительства, частные приготовительные учительские школы, в которых молодые люди, окончившие курс в народном училище или вышедшие из гимназии, приготовляются специально ко вступлению в учительскую семинарию с определенной целью - сделаться учителями или в народной школе, или в среднем учебном заведении. В этих приготовительных училищах молодые люди не только занимаются основательным изучением тех предметов, которые необходимы им для их будущей учительской деятельности, но и приобретают первоначальный навык в преподавательском изложении своих мыслей, так что уже здесь раскрывается в них ясно способность или неспособность быть учителем, почему семинариям легче избегать ошибок в своем выборе. Сиротское заведение, конечно, само должно позаботиться о таком приготовительном образовании будущих воспитанников учительской семинарии.
В эту приготовительную школу при сиротском заведении могли бы поступить преимущественно молодые люди, окончившие элементарный курс учения и желающие избрать для себя учительскую карьеру, но поступать не ранее, как по достижении ими пятнадцатилетнего возраста; до тех же пор они могут оставаться или в элементарной школе, или в общих классах гимназии, куда вообще немногие только воспитанники поступают моложе 14 лет. В первый класс приготовительного училища должны бы поступать те, которые назначаются в должности приходских учителей и школы грамотности; во второй класс те, которые подают надежду быть хорошими учителями уездных училищ или младших классов гимназий.
Курс учения в приготовительной школе должен быть строго соображен с потребностями той деятельности, к которой назначаются ее воспитанники, так чтобы они не были ни недоучены, ни переучены. Без сомнения, скромную долю приходского учителя или учителя грамотности изберут молодые люди без особенно бойких способностей, но бойких способностей здесь и не нужно, тем более что бойкие способности предполагают почти всегда и бойкое самолюбие. По замечанию германских педагогов, лучшие и полезнейшие учителя народных школ выходят именно из тех скромных, кротких и терпеливых натур, которые, имея слишком ограниченные способности, не позволяющие им подняться в высшие сферы науки, обладают тем не менее достаточной долей здравого рассудка, чтобы при помощи усидчивости и прилежания приобресть твердые, положительные и ясные познания в тех немногих предметах, которые излагаются в народной школе, и приобресть навык иногда превосходного преподавания. Элементарный и народный учитель, как было сказано выше, должен знать немногое, но знать ясно вполне и уметь излагать свои знания определенно и точно. Вот почему в приготовительной учительской школе необходимо не только проходить вновь арифметику, грамматику, географию и т. д., пройденные уже в элементарной школе, с прибавлением к прежнему немногих дополнительных сведений; но должно даже приучать к ясному, тоническому чтению и ясному изложению своих мыслей и знаний словесно и письменно. Ученик, хорошо решающий уравнение второй степени, не всегда изложит ясно самое простое арифметическое правило или самую простую геометрическую теорему. Нет сомнения, что даже при хорошей элементарной школе учительской школе будет много дела: ограничивая круг познаний, она должна усиливать их ясность, отчетливость и определенность. Даже с простым механизмом чтения не всякий справится скоро.
В приготовительной школе, кроме того, следует приучать будущих учителей к церковному пению, каллиграфии, черчению, рисованию; здесь также должен проходиться курс естественных наук — небольшой, но примененный к будущим занятиям в семинарии. В приготовительной школе воспитанники должны оставаться не менее одного года, но могут оставаться три и четыре года. Нет сомнения, что в течение этого времени самые ограниченные по способностям воспитанники приобретут наконец все необходимые сведения, по крайней мере для приходского учителя. Воспитанники же, не имеющие и для этого достаточных способностей или достаточного прилежания или по характеру своему не обещающие быть хорошими учителями, не должны быть принимаемы в школу или, если они приняты по ошибке, должны получать иное назначение.
Религиозное и нравственное воспитание должно быть главной задачей приготовительной учительской школы. Характер скромный, терпеливый и религиозный должен быть предпочитаем самым блестящим способностям, для которых открываются другие дороги. Приготовительная школа должна иметь в виду приготовлять таких преподавателей приходских и уездных училищ, кеторые могли бы быть довольны своей скромной долей и отдаться всеми силами души выполнению своих скромных, но в высшей степени полезных для государства обязанностей.
Воспитанники школы, под надзором преподавателей, могут уже выказывать свои способности и приобретать некоторый навык в практике преподавания, помогать учителям в классах элементарной и малолетней школы, помогать ученикам приготовлять заданные уроки, следить за порядком и т. п. Начальник приготовительной школы должен быть один; преподавателей, которые должны и жить с воспитанниками,— как можно менее, для того чтобы они имели возможно большее воспитательное влияние на умственное и нравственное развитие будущих педагогов.
Начальник школы и ее педагогический совет должны ежегодно представлять к экзамену тех из воспитанников, которые, по их мнению, могут поступить в учительскую семинарию, и прилагать при этом подробную историю воспитания каждого воспитанника. Выдержавшие испытание как в знаниях, так и в практике преподавания и одобренные по характеру и поведению могли бы переходить в учительскую семинарию.
Г. Учительская семинария
Учительская семинария должна бы состоять: а) из директора, который был бы вместе главным начальником всего сиротского заведения, пяти или шести педагогов, которые не только были бы знакомы с педагогической теорией, но были вместе педагогами-практиками; б) всех воспитателей сиротского заведения; в) воспитанников, поступивших из самого сиротского заведения и живущих в нем, для чего могло бы быть назначено особое здание, и г) воспитанников, обучающихся искусству преподавания в семинарии за небольшую плату и живущих вне заведения.
а) Директор сиротского заведения и учительской семинарии, кроме исполнения своих обязанностей начальника, должен читать бесплатно в самой семинарии не менее трех лекций педагогики в неделю и давать еженедельно два урока (в одном из главных предметов) в приготовительной учительской школе и два в школе элементарной.
Часовой урок в день не затруднит директора, но избавит начальство от искательств на это место тех лиц, которые не знакомы ни с теорией, ни с практикой воспитания, и, кроме того, сближая директора с воспитателями и воспитанниками, будет всегда удерживать его в сфере его главных обязанностей. В помощь директору по экономической части может быть придан эконом.
б) Учителя семинарий или педагоги должны оправдывать вполне это название и быть не только педагогами-теоретиками, но и практиками. Главная их обязанность состоит в умственном, нравственном и практическом приготовлении воспитанников семинарий к их будущей деятельности. Кроме того, каждый педагог должен давать не менее шести еженедельных уроков в гимназии, приготовительной, элементарной и малолетней школах сиротского заведения. Наставники семинарии должны жить вместе с воспитанниками ее, так чтобы последние могли постоянно обращаться к ним за советами и находиться вполне под их нравственным и умственным влиянием. Конечно, найти шесть, семь человек для занятия мест директора и наставников не легко в настоящее время; но это служит только лучшим доказательством необходимости скорейшего учреждения семинарии, в) Все воспитатели заведений, места которых могут быть мало-помалу заняты лучшими педагогами и преимущественно из воспитанников самой семинарии, должны присутствовать в общих педагогических советах семинарии как ее члены.
г) Казеннокоштные воспитанники семинарии, исключительно из воспитанников сиротского заведения, о занятии и образе жизни которых будет сказано ниже, могут присутствовать при совещаниях педагогического совета семинарии, если это не будет им по какому-либо случаю недозволено, но не принимают участия в его рассуждениях и решениях. Звание действительного члена педагогического совета с правом голоса может быть даваемо тем из воспитанников, которые своим характером, педагогическими знаниями и способностями будут того достойны.
д) Своекоштные ученики семинарии. За небольшую плату в своекоштные ученики семинарии могут поступать все лица, изъявившие на то желание и выдержавшие вступительный экзамен, в особенности же лица, окончившие курс в университетах и гимназиях или в духовных семинариях и академиях и приготовляющие себя или к званию воспитателей в тех же заведениях, или к принятию духовного сана, с которым захотят они соединить заведывание народными школами. Нет сомнения, что духовное начальство, которое в настоящее время заботится как о том, чтобы возвысить воспитание в духовных училищах, так и о том, чтобы дать возможность сельским священникам принять деятельное участие в распространении религиозного, нравственного и умственного образования в народе, будет присылать ежегодно в учительскую семинарию воспитанников своих учебных заведений, а вместе с тем даст им и средства содержать себя там, где будет помещаться учительская семинария, и вносить какую-нибудь небольшую плату за право учения. Из таких лиц духовного ведомства могли бы образоваться, во-первых, теоретики и вместе практики-педагоги, которые внесут это столь необходимое для духовных лиц искусство в духовные училища, сделавшись там преподавателями педагогики или учителями элементарных классов, наиболее страдающих от отсутствия педагогических знаний и педагогического уменья в своих преподавателях. Один такой педагог, возвратившись назад в свою семинарию, мог бы принести ей большую пользу. Во-вторых, духовные лица, получившие педагогическое образование в учительской семинарии и принявшие потом священнический сан, могли бы соединить в себе исполнение обязанностей служителей алтаря и народных учителей, обязанностей, столь сродных между собой по духу христианской религии.
Ведомства государственных имуществ и удельное для своих школ, вероятно, пожелали бы также образовать хороших практических педагогов. Кроме того, в семинарию могли бы вступать и всякого рода лица, желающие приготовить себя к учительским обязанностям. Все эти лица, равно как и те воспитанники самого сиротского заведения, которые, окончив курс университета, пожелают приготовиться к учительской практике, должны бы жить вне заведения, но в одном, особо для того нанятом доме, под бдительным надзором семинарского начальства, для чего может быть помещен в том же доме один из наставников семинарии. Лица, поведение которых не соответствует принимаемым ими на себя обязанностям, должны быть немедленно удаляемы. Правила жизни для этих учеников семинарии должны быть строго определены, с тем чтобы тот, кто не хочет подчиниться им, оставил семинарию.
Комплект воспитанников семинарии, живущих в самом заведении, не должен бы превышать сорока или пятидесяти человек.
Воспитанники семинарии могут быть приготовляемы в должности наставников младших классов гимназий и соответствующих им средних учебных заведений, с тем чтобы в этих заведениях можно было ввести классную систему вместо нынешней предметной, в должности учителей уездных и приходских и соответствующих им народных школ разного наименования и, наконец, со временем в должности домашних наставников. Но так как главная обязанность семинарии будет состоять в приготовлении наставников для народных сельских школ, то и весь быт воспитанников семинарии должен быть применен к их будущему скромному назначению. Вот почему сиротское заведение, при котором могла бы быть устроена учительская семинария, должно быть помещено или в маленьком городке, или даже в деревне. Привычка к строгой, простой и даже несколько суровой жизни и беспрестанной деятельности не повредит и будущим учителям гимназии.
Но строгая, подчиненная определенным правилам жизнь воспитанников семинарии должна быть устроена так, чтобы они могли привыкать в ней к самостоятельности, расчетливости и умеренности. Для этой цели полезно бы было предоставить им самим, через выбираемых из себя же лиц, заботиться о столе, одежде и приобретении учебных пособий; для всего же этого потребуется для каждого воспитанника не более 100 руб. в год. Деньги на пищу можно бы выдавать ежемесячно (рублей 5 сер., не более); на одежду - по полугодиям, а на учебные пособия — когда потребуется. Таким распоряжением воспитанники не только привыкли бы к самостоятельности, но характеры их высказались бы яснее. В размещении воспитанников должна быть принята германская келейная система: по два и не более трех в одной комнате.
В учебных занятиях воспитанников должен преобладать тот же характер самостоятельности: классные уроки должны служить только поверкой самостоятельных занятий и руководством для них. Курсы воспитанников семинарии должны различаться, смотря по назначению каждого; но вообще ясность и определенность должны предпочитаться обширности познаний.
Кроме таких самостоятельных занятий уже прежде пройденными предметами их будущего преподавания воспитанники семинарии слушают курс педагогики, различный смотря по различию их назначений. Своекоштные воспитанники, готовящиеся к должностям высшим, должны слушать не только полный курс педагогики, но также психологии и физиологии. Это в особенности важно для тех лиц, которые желают сами преподавать педагогику в духовных семинариях или гимназиях.
В семинарии воспитанники должны выслушать курс естественных наук, приспособленный к объяснениям предметов, окружающих крестьянского мальчика: краткие практические курсы сельского хозяйства и гигиены. В эти курсы должны войти все те необходимые сведения, которые желательно бы было распространить в массах простого народа. Конечно, такое распространение через живые личности будет гораздо удачнее, чем через книги. Кроме гигиенических правил, полезно познакомить будущих народных учителей с практической, общедоступной медициной. Уменье различать болезни по наиболее резким, кидающимся в глаза, симптомам и оказать вовремя простую, но иногда спасительную помощь можно сообщить и тем лицам, которые не изучали специально медицинских наук. Вовремя данное потогонное или слабительное, вовремя сделанная перевязка, кровопускание и т. п. нехитрые пособия, к подаче которых способен каждый сколько-нибудь образованный человек, дадут важное значение народному учителю в деревне, где по большей части медицинская помощь вовсе не возможна и где нередко гибнут люди по неведению самых простых гигиенических или медицинских правил. С этой целью полезно было бы даже допустить семинаристов к посещению городского госпиталя, и по крайней мере того, который необходим при всяком сиротском заведении, где они приучались бы как к различию симптомов болезни, так и к подаванию помощи больным. Нехитрое искусство прививания оспы, которое еще до сих пор так плохо распространяется в наших деревнях, должно быть также сообщено семинаристам.
Занятие сельским хозяйством должно быть также как можно более практическое. Оно имеет троякую цель: 1) ознакомление будущего учителя с бытом тех детей, которых ему придется учить; причем сам учитель приобретает возможность обратить внимание детей на то, что делается вокруг их, а это самое лучшее начало каждого ученья; 2) распространение полезных хозяйственных сведений между крестьянами и 3) сведения эти, уменье, например, обращаться с пчелами, садоводство, огородничество, не только наполнят полезным образом свободные часы народного учителя, но и дадут ему возможность, если ему отведен будет в деревне кусок земли, улучшить самому свой материальный быт. Кроме того, как замечено в Германии, полевые и садовые работы являются прекрасным и почти необходимым воспитательным средством в семинариях, где молодые люди бывают уже в том возрасте, когда телесный труд, и притом на открытом воздухе, удерживает их от многих излишеств. У нас, где полевые работы прекращаются почти на полгода, полезно также приучать воспитанников к некоторым, более легким домашним мастерствам: столярничество, плетение корзин, бочарное и ткацкое искусство,— все это такие занятия, которые не только полезно наполнят праздное время учителя, но и дадут ему материальные средства, а главное, поставят его действительно в уровень с тем бытом, в котором ему придется жить и действовать.
Мы не будем вдаваться в дальнейшие подробности всех учебных занятий воспитанников семинарии, готовящихся к званию народных учителей; но считаем необходимым повторить еще раз, что самое учение должно приобрести особенный, практический характер, и курсы всех наук должны быть строго соображены с будущим назначением воспитанников, не сообщая им бесполезно высших взглядов, которые могли бы только нарушить спокойствие их жизни и сделать для них тяжелой их деятельность. Дело наставников семинарий именно в том и должно состоять, чтобы они, по указанию опыта, мало-помалу приготовили такие курсы. Так, будущий приходский учитель должен приучиться к чтению св. писания и полюбить его и, не вдаваясь в высшие богословские толкования, подробно ознакомиться с значением священнодействий, таинств и обрядов. Те из воспитанников, которые обладают сколько-нибудь порядочным голосом, должны быть приучены к церковному пению, так чтобы могли упражнять в нем своих будущих учеников, а вместе с тем помогать священнослужителю при совершении священнодействий. Курс истории должен ограничиться краткой отечественной историей и немногими крупнейшими событиями всеобщей, необходимыми или для понимания св. писания и истории церкви, или для объяснения событий отечественной истории. Таков же почти должен быть и курс географии. В ботанике семинарист преимущественно должен ознакомиться с общей физиологией растения и с отечественной флорой, и притом познакомиться практически, так чтобы он мог потом познакомить и своих учеников с окружающими их растениями. В курсе зоологии главное место займут домашние животные, причем небесполезно сообщить несколько ветеринарных сведений, так чтобы в случае падежей народный учитель мог быть полезным советником для крестьян. Грамматический курс должен быть самый ограниченный, и даже легкие орфографические ошибки могут быть извинены. Но воспитанник должен быть приучен к ясному, выразительному, тоническому чтению, ясному выражению своих мыслей на словах и на письме, каллиграфии, рисованию и черчению.
Знакомство с церковнославянским языком и привычка к чтению на нем и точное понимание читаемого должно составлять одну из главных задач. Из законодательства должны быть сообщены воспитанникам, кроме общих понятий о государственном устройстве отечества, все законы, наиболее относящиеся к сельскому быту: гражданские, уголовные, сословные, финансовые и полицейские, так чтобы и в этом отношении народный учитель мог быть и полезным наставником, и полезным советником для крестьян.
Все эти разнообразные сведения нетрудно передать воспитаннику семинарии, предполагая в нем самые ограниченные способности. Но эти практические, утилитарные сведения, при строго христианском характере воспитания, дадут огромное значение народному
учителю в глазах крестьян и в то же время наглядно, осязательно убедят их в пользе учения. Такой народный учитель будет действительным звеном между образованным миром и темной массой народонаселения. Стоя, с одной стороны, на одном уровне с крестьянами, он в то же время будет бесконечно выше их, так что его личность именно будет служить ступенью для поднятия умственного, нравственного и религиозного состояния наших крестьян.
Что касается до курса учения будущих уездных учителей, то он должен несколько отличаться от курса учителей народных школ. Но слишком долго было бы входить в предварительном соображении в подробности этого отличия. Кроме того, приготовление уездных учителей зависит от тех изменений, которые окончательно будут приняты в наших уездных училищах.
Но главная деятельность семинаристов должна состоять в практических занятиях.
Первоначально эти практические занятия будут состоять в том, что воспитанники семинарии, посылаемые поочередно или в малолетнюю школу, или в элементарное училище, будут помогать учителям в выслушивании уроков, а ученикам — в приготовлении их. При этом весьма полезно будет, если тех или других, наименее способных из малолетних воспитанников сиротского заведения, будут поручать надежнейшим из семинаристов, с тем чтобы семинарист мог показать результаты своего воспитательного влияния.
Когда из представляемых письменных работ или излагаемых изустно уроков наставники семинарии убедятся, что тот или другой семинарист может быть уже допущен к пробному преподаванию, тогда следует, по предварительному соглашению с учителями малолетней школы и элементарного училища, назначать семинаристу сюжет и день пробного урока, так чтобы это не прерывало занятий малолетних воспитанников сиротского заведения. В чтении и критике пробных уроков можно бы принять здраво обдуманную и оправдываемую опытом германскую систему, о которой было упомянуто выше.
Но так как преподавание в элементарном училище сиротского заведения и его малолетней школе значительно отличается от того, которое должно быть установлено в уездных, приходских, городских и сельских училищах, то весьма полезно было бы: во-первых, присоединить к семинарии уездное и приходские училища того города, где она будет устроена; во-вторых, основать при ней одно образцовое училище для небольшого числа несчастно рожденных сирот из призреваемых Опекунским советом, из которых могли бы со временем набираться нижние служители при сиротском заведении; в-третьих, основать (или преобразовать из существующих уже) -несколько образцовых сельских школ в окрестностях того места, где помещается сиротское заведение, в удельных, казенных и помещичьих имениях с помощью, конечно, самих имений; в-четвертых, устроить в городе воскресные школы для детей обоего пола. Все эти учреждения дадут место самым обширным, разнообразным и полезным практическим
упражнениям.
Когда наставники семинарии убедятся, что воспитанник может быть уже допущен к более самостоятельной школьной деятельности, тогда следует его поместить в одну из образцовых сельских школ, которые могут быть основаны невдалеке от города, так чтобы воспитанник мог еще в продолжение года оставаться под надзором семинарии, которая через своих учителей три или четыре раза в год будет удостоверяться в результатах его школьной деятельности, направлять ее своими советами. Лучшие, талантливейшие в деле воспитания воспитанники должны быть оставлены постоянными учителями в этих образцовых школах, так чтобы впоследствии вновь выходящие воспитанники семинарии могли проводить свой практический год под их непосредственным надзором и руководством; да и вообще на первое время следовало бы принять за правило лучшими воспитанниками семинарии замещать учительские места в самом же заведении и в его практических школах. Сиротское заведение и его учительская семинария прежде всего должны окрепнуть сами, чтобы потом плодотворно действовать на народное образование.
Но и определенных на постоянные места воспитанников своих семинария не должна оставлять своими попечениями. Через училищное начальство и через непосредственную переписку с своим бывшим воспитанником должна она получать извещения как о том, как помещены ее воспитанники, так и об их поведении и результатах их деятельности. Попечительство свое выпущенным воспитанникам, кроме того, семинария может оказывать: 1) денежными поддержками в первое время, если это окажется необходимым; 2) небольшими денежными пособиями в несчастных случаях; 3) протекцией при каких-нибудь неприятных столкновениях, в которых не будет виноват сам воспитанник; 4) рассылкой вновь выходящих книг и учебных руководств и пособий, с которыми семинария сочтет необходимым познакомить приходских учителей. Словом, семинария должна не только вложить в своих воспитанников благороднейшие педагогические стремления, но и суметь поддержать эти стремления, в какую бы глушь судьба ни забросила ее воспитанников. Эдинбургский сиротский институт в продолжение нескольких лет следит за своими воспитанниками, а они навсегда сохраняют самое теплое сыновнее чувство в отношении бывшего места своего воспитания. Германские семинарии берут иногда назад своих воспитанников, если заметят шаткость в их школьной деятельности, и исправляют их, если возможно.
Время пребывания воспитанника в семинарии с точностью трудно определить; но оно ни в каком случае не должно быть ни менее двух, ни более четырех лет.
Для поддержания в главных наставниках семинарий высших педагогических стремлений и занятия педагогикой и ее вспомогательными науками можно бы было установить, чтобы наставники семинарии, кроме высших педагогических курсов для молодых людей, получивших университетское образование, читали поочередно каждый год публичные лекции из педагогики и психологии, на которых могли бы присутствовать все учителя семинарии и сиротского заведения, воспитанники семинарии, получившие университетское образование, воспитанники духовных семинарий, академий и посторонние заведению лица, изъявившие на то желание.
На обязанности наставников семинарии должно также лежать составление учебных руководств, преимущественно для народных школ. Такие руководства, получившие одобрение начальства семинарии, прежде печатания должны быть испробованы в образцовых школах. Пробные уроки семинаристов и критика их на педагогических собраниях дадут превосходный материал для таких руководств, а испытание их на самом деле даст им окончательную обработку, после чего эти книги могут быть уже предаваемы печатанию.
С образцовыми школами, расположенными в деревнях, в окрестностях того места, где будет помещена учительская семинария, и находящимися от нее в зависимости, можно бы связать еще одно полезное учреждение. Сколько нам известно, почти во всех деревнях, лежащих в окрестностях Москвы и Петербурга (наибольшие наши сиротские заведения помещены в обеих столицах), находятся воспитанники Опекунского совета, содержимые крестьянами за небольшое вознаграждение, из которых потом образуется мужская и женская прислуга в учреждениях императрицы Марии. Можно бы сделать обязательным, чтобы эти дети, не получающие теперь, как кажется, никакого обдуманного воспитания, посещали образцовые школы семинарии. Учителя образцовых школ, выбирая талантливейших из этих детей, могли бы их, с помощью небольшой поддержки от семинарии, помещать у себя в доме и приготовлять из них умственно и нравственно развитых и знакомых с новейшими методами учителей грамотности, в которых чувствуется теперь такая сильная потребность. Эти учителя, конечно, с величайшей пользой для народа, заменили бы тех выгнанных из службы писарей и церковников, отставных солдат и т. п. людей, ученье которых по большей части приносит более вреда, чем пользы.
Само собой разумеется, что такая коренная реформа того или другого, избранного для сей цели, сиротского заведения и образование при нем хорошей учительской семинарии не могут быть сделаны вдруг, а только постепенно и в довольно продолжительный срок. Непосредственно можно было бы приступить к постепенному образованию элементарного училища из младших классов заведения, для чего должны быть избраны наилучшие педагоги в должности воспитателей и в должность начальника школы. Лучше бы всего сделать этот выбор по конкуренции, которая должна состоять в словесном и письменном экзамене и пробном преподавании в одном из училищ столицы, в присутствии лучших ее педагогов. По такой же публичной конкуренции должны быть избраны из окончивших курс в семинариях, гимназиях и университетах 7 или 8 молодых людей для отправления их в лучшие германские и швейцарские учительские семинарии, что обойдется весьма недорого.
Бедная и даже суровая жизнь воспитанников в этих семинариях удержит от представления на конкуренцию таких лиц, которые не чувствуют истинного педагогического призвания. Избранные на конкуренции лица, смотря по их образованию, могут быть размещены в различные германские семинарии для учителей самых различных
степеней.
Кроме того, из самих воспитанников избранного сиротского заведения следовало бы выбрать человек 20 таких молодых людей, не моложе 17 лет, которые как по способностям своим, так и по характеру подают надежду сделаться хорошими педагогами, и, отправив за границу, разместить по семинариям по пяти и шести человек, с тем чтобы каждая из таких групп состояла под надзором одного из отправляемых за границу же учителей. Такое отправление за границу в педагогические семинарии воспитанников какого-либо из наших сиротских заведений не повлечет за собой никаких новых издержек, потому что содержание воспитанника в любой из германских семинарий обходится не дороже содержания воспитанника в том или другом из наших сиротских заведений.
Все эти лица могут пробыть за границей три года, посвятив первый год исключительно ознакомлению с немецким языком, а остальные два года теоретическому и практическому педагогическому образованию.
Отправленные за границу молодые люди должны были бы также выдержать учительский экзамен и получить подробные аттестации
со стороны германских педагогов. Соображаясь с этими аттестациями и пробными лекциями, данными по приезде в собрании всех лучших русских педагогов, возвратившиеся молодые люди могли бы быть размещены: одни — прямо на вакантные еще места наставников семинарии, другие — на вакантные места в элементарной школе, приготовительной учительской школе, а большинство должно было еще остаться на год или на два воспитанниками семинарии — во-первых, для того, чтобы пополнить свои сведения теми, которые необходимы именно для русского учителя (в законе божьем, русском языке, отечественной истории и географии, отечественной флоре и т. д.), а во-вторых, для того, чтобы положить прочное основание самой семинарии. Нет сомнения, что приобретенные в заграничных семинариях привычки и познания окажут сильное влияние на тех воспитанников, которые прямо из сиротского заведения вступят в это время в семинарию. Сношение с заграничными семинариями полезно было бы поддерживать и впоследствии, посылая туда от времени до времени пятерых или шестерых воспитанников сиротского заведения, наиболее успевших в немецком языке и подающих надежду сделаться отличными педагогами.
Таким образом, без излишних издержек для государства и с величайшей пользой для сиротского заведения, избранного для этой цели, могло бы быть, как нам кажется, положено прочное основание первой учительской семинарии в России. Если бы опыт этот удался, тогда возможно бы было и всем нашим сиротским заведениям, как мужским, так и женским, дать более или менее педагогическое направление. Наши провинциальные лицеи, по крайней мере Ярославский и Нежинский, могли бы также, как кажется, приготовлять со временем учителей для низших и средних училищ.