Томас Кампанелла. Государство Солнца. Издательство "Пролетарий", 1923 г. OCR Biografia.Ru
продолжение книги...
Другого рода венки и короны раздаются подобным же образом и по разным причинам. Всадник вооружен копьем и двумя пистолетами, прикрепленными к седлу; они — солидной конструкции, несколько суживающиеся на конце; благодаря этому, их пули пробивают всякий панцирь. Солярии носят также кинжал и меч. Тяжеловооруженные всадники снабжены также железными дубинами. Когда кинжал притупится и пули начинают сплющиваться о латы противника, они прибегают к дубине, которою добивают врага, как Ахиллес Кигна. К дубине прикреплены две цепи длиною в шесть ладоней, несущие на конце по железному шару. Благодаря такому устройству, цепи обвиваются при взмахе вокруг шеи врага, которого можно таким образом притянуть и повергнуть на земь. Для того, чтобы этими дубинами удобнее действовать, они управляют лошадьми не руками, а ногами. Поводья перекрещиваются на передке седла и спускаются к стременам, которые снаружи имеют форму шара, а ко внутри — треугольника. И вот, при движениях, нога беспрестанно ворочает шар, к которому прикреплены поводья, и то натягивает, то опускает их; если всадник повернет левую ногу, то лошадь поворачивается направо и обратно. Татары, которые также управляют лошадьми при помощи ног, тем не менее не пристроили себе такого приспособления: потому они не могут добиться в верховой езде такого искусства. Легкая кавалерия вовлекается в бой постепенно следующим образом: сначала идут аркебузьеры, затем следуют ряды копьеносцев, далее пращники, которых очень ценят; часть последних выступает впереди, а другие следуют за ними отрядами, занимая промежутки, как нити в ткацком станке, далее располагаются люди с длинными копьями; последними идут воины, с мечами наголо. По окончании войны они празднуют триумфы, как римляне, только обставляют их гораздо пышнее. Во время благодарственной молитвы, читаемой в храме, полководец данного похода становится в его середину, и государственный поэт, который обыкновенно участвует в битве, повествует обо всем, что произошло. Затем Великий Князь (метафизик) возлагает на полководца лавровый венок и распределяет дары и награды наиболее храбрым солдатам, которых на несколько дней освобождают от общественной работы. Впрочем, последняя милость и поощрение их мало трогает, так как они не могут, ведь, оставаться праздными и помогают, в чем могут, своим друзьям. Зато побежденные по собственной вине, напр., особенно те, кто не сумел воспользоваться выгодами, получают публичный выговор. Подавший первый пример к бегству с трудом может избежать смертной казни, разве уж все войско потребует его помилования и другие виновные согласятся нести часть его наказания. Впрочем, такое снисхождение оказывается очень редко и только в том случае, когда на это имеются особо важные причины. Кто не подаст помощи товарищу по оружию, наказывается розгами, виновный в ослушании бросается в ров на с'едение диким зверям. Ему дают в руку палку и если он с нею сможет одолеть льва или медведя, что, ведь, почти невозможно, то его прощают. Покоренные или добровольно сдавшиеся города и деревни тотчас же приобщаются к коммунистическому строю и получают от соляриев гарнизон и управление. Понемногу они привыкают к их образу жизни и обычаям. Детей своих они отправляют учиться в город Солнца, так как учение там ничего не стоит. Было бы очень трудно рассказать тебе обо всех многочисленных должностях разведчиков, караульных, ночных сторожей, в особенности же обо всех обычаях, которым следуют в городе Солнца и в его окрестностях. Тебе, же трудно будет все это самому представить себе. Каждому предоставляется та должность, к которой он с детства обнаруживал склонность, причем следуют также указанию положения светил, в момент рождения данного лица. Потому все свои обязанности и возлагаемые на них поручения они исполняют охотно, так как специальность их соответствует их естественным влечениям: это приходится сказать и о полководцах, и о чиновниках и т. д. Часовые и караулы днем и ночью стоят у четырех ворот и на некоторых выступах и башнях седьмой круговой стены. Днем эта должность исполняется женщинами, ночью — мужчинами. Эта служба повышает бдительность граждан и делает совершенно невозможным какое бы то ни было внезапное нападение. Как и у нас, часовой стоит на посту 3 часа. Как только солнце склоняется к закату, ночная стража занимает свои места при звуках симфонии, к которой присоединяется бой в литавры. Солярии любят охоту, считая ее как-бы прообразом войны и, по поводу различных праздностей, они устраивают парады пехотою и конницею на общественных площадях. При этом дело не обходится без музыки. Раз победа за ними, они прощают врагу его проступок и относятся к нему хорошо. Но если состоится постановление разрушить стены неприятельского города или обезглавить известное число врагов, то это приводится в исполнение еще в самый день победы, а затем уже заботятся о благе врага, так как полагают, что боролись с ним не для того, чтобы уничтожить его, а для того, чтобы его нравственно поднять.
Если между двумя гражданами возгорится спор по поводу ли оскорбления или по другой причине (у них собственно других недоразумений, кроме вопросов чести, и быть не может), то начальство или глава государства наказывают виновного тайно, раз он, в первом порыве гнева, позволил себе против другого какое-нибудь насильственное действие. Если же дело касается лишь оскорбление на словах, то ждут войны. Тот, кто из двух отличится большею храбростью и заслужит больше почести, того и об'являют правым — пусть он, мол, на врагов обратит свой справедливый гнев; этому решению другая сторона подчиняется безо всякого протеста. Наказание должно соответствовать вине. Поединков (monomachia) не разрешают. Кто претендует на правоту, пусть докажет ее в настоящей войне, а не на дуэли. Гросмейстер. - Этот закон очень хорош, он мешает возникновению партий, столь губительных для отечества и в корне уничтожает междоусобные войны, результатом которых нередко является тиран, как это доказывают примеры Рима и Афин! Ну, расскажи же мне теперь, пожалуйста, о работах у них.
Генуэзец. - Мне кажется, что я уже сообщил тебе, что занятия военным, делом, земледелием и скотоводством обязательны для всех. Каждый должен быть знакомым с этими обязанностями гражданина, считающимися у них самыми благородными профессиями. Поэтому человек, знакомый с несколькими специальностями, считается заслуженнее других, а кто сумеет добиться лучшего совершенствования в какой-либо области, тот признается учителем в ней. В глазах соляриев самые тяжелые работы — самые почетные, напр., кузнечное дело и строительное. Зато никто не откажется посвятить себя такому делу, так как с детства считаются с их влечением к различным специальностям и работам, которых они требуют. Кроме того, работы так умно и справедливо распределены, что они нисколько не вредят здоровью, а, наоборот, в значительной степени укрепляют его. Менее утомительные работы производятся женщинами. Все солярии должны уметь плавать. Потому водные бассейны устроены внутри города и недалеко за его окрестностями у фонтанов. Солярии ведут мало торговли, хотя и знают цену деньгам и снабжают ими посланников и разведчиков, чтобы они могли покупать себе, что им нужно. Изо всех частей света к городу Солнца стекаются купцы, скупающие у соляриев избытки их товаров. Они же не берут за это денег, но меняют свои товары на другие, в которых нуждаются. , Дети соляриев смеются во весь рот, когда видят, сколько товаров отдается за горсть монет, но старые над этим не смеются; они не желают, чтобы добрые нравы граждан были испорчены худыми привычками рабов и чужестранцев и потому совершают торговые сделки за городом, в порту. Там они продают также и военнопленных, если они не нужны им для земляных и других тяжелых работ, производимых за городом. Четыре отряда солдат постоянно караулят поля и присматривают за работающими на них людьми. Последние выходят на работу из города через четверо ворот и идут по дорогам, вымощенным кирпичами. Дороги эти ведут к морю для того, чтобы облегчить путь и перевозку товаров иностранцам, по отношению к которым солярии всегда предупредительны и гостеприимны. Первые три дня чужестранцы кормятся на общественный счет. Начинают с того, что им омывают ноги. Затем им показывают город и все его учреждения, приглашают в заседание великого совета и к общественному столу, где им прислуживают специально назначенные для этого люди. За их безопасность также отвечают особые приставленные к ним спутники. Если иностранец пожелает сделаться гражданином государства Солнца, то ему приходится подвергнуться месячному испытанию за городом и затем такому же в городе, тогда только решают, можно ли его принять в число граждан, причем принятие от него присяги обставляется известными церемониями. Земледелие пользуется у них высшим почетом; каждая пядь земли утилизируется. За ветрами и течением светил следят весьма внимательно. В надлежащий момент все граждане, оставив в городе лишь необходимую стражу, в полном вооружении, с трубами, барабанами и знаменами впереди, отправляются пахать, сеять, копать, жать или собирать плоды и виноград. Вся работа исполняется в несколько часов, так как методы у них выработаны превосходно. Они изобрели род повозок с парусами, при помощи которых могут, посредством особого механизма из зубчатых колес, двигаться даже против ветра. Если ветра вовсе нет, то одно животное в состоянии тянуть огромную телегу, что представляет необычайное зрелище. Вооруженная стража расставлена по всем полям и постоянно сменяется. Удобрения они не употребляют и даже не кладут на поля навоза, так как полагают, что и то и другое сильно вредит посевам, сокращая жизнеспособность плода. Они в этом отношении сравнивают землю с такой женщиной, которая украшает себя, накладывая на лицо белила, а не старается развить красоту тела физическими упражнениями; она и сама будет слабой, и потомство от нее пойдет слабое. Потому и землю следует не только как бы покрывать белилами лишь сверху, а надо хорошенько обработать и засеять хорошими семенами, что солярии делают с большим искусством, так как им известны тайные средства увеличивать всхожесть семян, их продуктивность и жизнеспособность. Для этой цели у них имеется книга, по имени Георгика .
Обрабатывают только такой участок земли, какой необходим для их потребностей. Остальное служит пастбищем для скота. Искусство воспитывать лошадей, овец, собак и вообще всякого рода домашний скот у них стоит так высоко, как во времена Авраама. Особи спариваются таким образом, чтобы потомство было возможно лучше. Животным, предназначенным в племя, показывают изображения красивейших волов, лошадей, овец и т. д. Жеребцы пасутся отдельно от кобыл; их сводят вместе, в благоприятный момент, в особых дворах, за городом. Чтобы узнать этот благоприятный момент, запрашивают в гороскопе Стрелка, когда он находится под благоприятным влиянием Юпитера и Марса. Для быков выбирают созвездие „вола", для овец —„овна"; все — по правилам искусства. Куры (greges gallinarum) находятся под покровительством плеяд, также гуси и утки, которых женщины охотно разводят в загородных помещениях, где они занимаются приготовлением масла, сыра и других молочных продуктов. Каплунов у них также разводится множество. Обо всем этом повествует книга под заглавием „Буколика". У соляриев всего изобилие, так как каждому хочется отличиться в своей работе, столь легкой и непродолжительной, и сделать ее лучше другого. Каждый здесь очень охотно учится и с удовольствием перенимает приемы у другого, кто умеет сделать данное дело лучше его или больше его понимает в нем толк. Те, кто не могут с ним померяться, называют его „королем", так как такой титул, по их мнению, должен принадлежать только знающему и опытному, а не невежде. Удивительно видеть, в каком порядке мужчины и женщины, разделенные на отряды, приступают к работе, во всем подчиняясь распоряжениям своего короля и никогда не показывая своей усталости, как сделали бы это мы. Они относятся к своим начальникам, как к отцам или старшим братьям.
В стране соляриев достаточно леса и кустарника, в которых можно охотиться за дикими зверями. Мореплавание пользуется у них также большим почетом. У них есть суда и корабли (rales et triremes), которые плавают по воде, благодаря особому очень хитрому механизму, без парусов и весел, на других же то и другое имеется. Солярии превосходно разбираются в светилах и отлично знают время прилива и отлива. Они предпринимают морские путешествия для того, чтобы изучить различные нации, страну, в которой они живут, а равно и изделия их и товары.
Они не дают себя в обиду, но зато и сами никого не обижают и берутся за оружие лишь в случае крайней необходимости. Они убеждены, что весь мир примет со временем их обычаи, но это не мешает им стремиться узнать, нет ли у других народов еще лучших нравов. У них заключены договоры с китайцами, с различными странами на материке и островах, как-то с Сиамом, Кохинхиной и Каликутом. Для морских и сухопутных сражений у соляриев имеется разнообразный фейерверк и большое число неизвестных нам военных машин (multa stratagematum arcana), так что их почти невозможно победить. Гросмейстер. - Мне приятно было бы узнать от тебя, как они едят и пьют, каков вообще их образ
жизни и до какого возраста они доживают. Генуэзец. - Они придерживаются того мнения, что прежде всего необходимо урегулировать жизнь общества, а потом только индивидуума. Потому, когда они создавали государство, то поставили четыре прочных знака в четырех углах мира, в гороскопах Льва и Юпитера, от солнца. Меркурия же и Венеру они поместили в созвездии Рака, но близко друг от друга, что должно было служить прикрытием. Марса они поместили в Стрелке в пятом счастливом виде, дабы он укреплял афету и гороскоп. Луну сопоставили с созвездием Вола, где она могла стоять благоприятно относительно Меркурия и Венеры и не ударять в солнце. Сатурн помещен в четвертый дом, но там он не мешает солнцу и луне, а, напротив того, оказывается им прочной основой. Фортуна (луна) с Альголем помещена в десятом, так как тут они сами себе добудут твердости и отличия. Недалеко и Меркурий в хорошем положении относительно Девы и в апсиде, освещаемый луною, не может нанести вреда, напротив того он весел и не мешает их науке. Ждать Девы им не приходит в голову, равно как и великой кон'юнктуры. Они во всяком случае, как уже было сказано, убеждены, что сила и продолжительность жизни каждого находится в зависимости от звезд, так как полагают, что Бог создал для событий причины, которыми мудрец не должен прснеберегать. Пища их состоит из мяса, масла, меда, сыра, фиников и различных овощей. Сначала они принципиально не желали убивать животных, так как это кажется им слишком жестоким; но потом им пришло в голову, что, ведь, и растения имеют чувства, и потому одинаково жестоко было бы разрушать и их жизнь, а так как человек не может же помирать с голоду, то они поняли, что низшие существа созданы для употребления высших, и они пришли, наконец, к выводу, что мясо животных есть можно. Впрочем, полезных животных, как волов и лошадей, они режут лишь крайне неохотно. Они различают полезную пищу от вредной и, обладая познаниями по медицине, пользуются этим. Пища постоянно меняется трижды. Один день едят мясо, другой — рыбу, третий — овощи, на четвертый — опять мясо и т. д. для того, чтобы желудок не отказывался принимать все однородную пищу. Удобоваримые пищевые продукты предоставляются старикам, которые едят по 3 раза в день, но каждый раз понемногу. Обыкновенно все едят тоже по 3 раза в день, а дети, согласно определению физика, по четыре. Солярии достигают обыкновенно столетнего возраста, некоторые даже двухсотлетнего.
Они трезвы и умеренны. Употребление вина разрешается молодым людям не ранее девятнадцатого года, разве только состояние здоровья заставит прибегнуть к нему ранее. В таком случае юноши пьют вино пополам с водою, как женщины. Мужчины же старше пятидесяти лет обыкновенно пьют неразбавленное вино. Они едят наиболее подходящие, для каждого сезона, кушанья, причем неукоснительно следуют в этом отношении указаниям главного врача (Ргоtomedico), которому вверяется эта забота. Солярии полагают, что ни один из продуктов земли не сотворен Богом во вред, если, конечно, не злоупотреблять им. Поэтому летом они питаются сочными плодами, содержащими в себе освежающую влагу, так что они утоляют жажду и спасаются от жары; зимою они кушают сухие плоды и овощи; осенью они едят виноград, который, по божьему произволению, созревает в это время года для того, чтобы прогонять тоску и меланхолию.
Благовония у них в большой моде. Вставая по утрам очень рано, они все чешутся и моют себе лицо и руки холодной водою; затем они жуют мяту, петрушку и укроп и трут себе ими руки; старики употребляют для этого ладан. Затем, обратившись к востоку, они читают краткую молитву, похожую на ту, которой научил нас Иисус. Затем одни отправляются помогать старикам, другие — на собрания или на места своего общественного служения. Затем идут учиться, потом посещают храм; далее следуют физические упражнения. После них они обыкновенно несколько отдыхают и тогда только принимаются за еду. Подагры, ревматизма (chiragra), катарров, боли суставов, колик, вспучивания и ветров они не знают: ведь, эти болезни возникают от плохого отделения соков и от развития газов в теле, а солярии разгоняют эти скопления жидкостей и газов строго регулированным физическим трудом. Ветры и рвота считаются у них позором, так как, по мнению соляриев, они являются следствием недостатка движения, ленивой неподвижности, неумеренности и перепоя. Они чаще страдают воспалениями и сухими судорогами, от которых избавляются усиленным приемом питательной, здоровой пищи. От чахотки (hectica) лечатся теплыми ваннами (dulcibus balneis), молоком, пребыванием в деревне, в хорошей местности и умеренным физическим трудом.
Венерические болезни у соляриев не распространены благодаря их привычке мыться вином, натираться ароматическими маслами; кроме того, они много времени отдают физическому труду и вместе с потом выделяют ядовитые испарения, которые портят кровь и даже добираются до мозга. Чахотка у них встречается редко, так как они очень быстро освобождаются от катарра легких; кроме того, им неизвестна также и та форма одышки (астма), которая является следствием сгущения соков.
Горячку они лечат холодной водою, принимаемой внутрь; однодневная исцеляется от благовонных настоек, сгущенного бульона, от сна и веселого расположения духа; при трехдневной горячке прибегают к кровопусканию, к ревеню или другому отвлекающему средству (attractive) и также пьют отвар корней кислых растений, имеющий слегка слабительное действие. Настоящее же слабительное они пьют редко; четырехдневная лихорадка исцеляется внезапным испугом или соком растений, действие которых противоположно лихорадке, или же напротив дают как раз лекарства, вызывающие жар. И мне они также показывали такие тайные средства. С особенным же вниманием относятся они к перемежающейся лихорадке (continuas), которой боятся гораздо более других; они борятся с нею целебными травами, молитвами, обращенными к небу, и внимательно исследуют состояние звезд. Пяти, шести и восьмидневная лихорадки у соляриев вряд ли когда и наблюдаются; до такой степени их соки сгуститься не могут. Они берут теплые ванны и купаются в горячих источниках, подобно римлянам; они натирают тело маслом и разными неизвестными нам эссенциями для того, чтобы оно всегда оставалось чистым, здоровым и красивым. Этими и подобными им средствами они борятся также против падучей (morbus sacer), которой бывают одержимы очень часто.
Гросмейстер. - Это признак значительной умственной силы: Геркулес. Сократ, Каллимах , Скот и Магомет также страдали этой болезнью.
Генуэзец. - Солярии стараются укротить эту болезнь молитвами и лекарствами, и кислотами, возбуждающими деятельность мозга. Больным дают крепкий бульон с самой лучшей пшеничной мукою.
Поварское искусство им также не чуждо; кушанья они приправляют мускатным орехом, медом, маслом и возбуждающими, сильными пряностями; жирные блюда у них приправляются кислым, чтобы они не возбуждали отвращения. Напитков они не охлаждают, но и не согревают их, как китайцы, так как считают излишним искусственно повышать температуру человеческих соков. Зато против излишних соков они берут много толченого лука, уксуса, чабреца-тимиана, мяты, базилика, особенно летом, против сонливости. Им известно тайное средство возобновлять жизнь каждые семь лет безо всякого вреда или вернее, наоборот, с удивительной пользою для здоровья. Гросмейстер. - Ты еще не говорил о науках и о начальстве. Генуэзец. - Кажется, я об этом уже упоминал, но так как тебе это столь интересно, то я еще кое-что прибавлю к сказанному. Во время новолуния и полнолуния, после всякого рода жертвоприношений, собирается великий совет. Все лица, которым больше двадцати лет, имеют туда доступ и могут подавать свой голос за общественные дела, они имеют право жаловаться на ведение дел начальством или высказывать им свою похвалу. Правительство собирается каждые 8 дней, т.-е. главным образом Солнце (Метафизик), Мудрость, Могущество и Любовь, из которых каждый, в свою очередь, имеет под своим началом три отрасли управления, заведующие высшим руководительством искусствами и ремеслами; все это вместе дает в сумме 13 должностных лиц. „Могущество" заведывает всеми военными делами, „Мудрость" — всем тем, что имеет отношение к науке, „Любовь" заботится о питании, одежде, деторождении и воспитании. Начальники армий, декурионы и центурионы, а равно и начальники-женщины точно также приглашаются в этот совет. Здесь обсуждаются государственные дела и окончательно избирают высших начальников, которые в великом совете только лишь намечаются.
Солнце и три другие правителя (триумвиры) собираются ежедневно для совещания о событиях дня, чтобы контролировать результаты выборов, утверждать их и проводить в жизнь, одним словом, для всех текущих дел. Жребия они, вообще говоря, не бросают, разве уж случай будет очень сомнителен. Начальствующие лица могут волею народа быть смещены, за исключением четырех высших, которые подают в отставку, только предварительно посоветовавшись между собою, и во всяком случае лишь тогда, когда имеется в виду более мудрый, пригодный, достойный. И справедливость их, вместе с желанием совершенствоваться, столь велики, что они в этом случае не колеблются сложить с себя свое звание и вполне подчиняются своему преемнику. Впрочем, это случается лишь крайне редко. Все начальники над отдельными отраслями наук в свою очередь наряду с триумвиром Мудрость подчиняются еще и Метафизику-Солнцу, который, подобно архитектору, наблюдает за всей наукою в ее совокупности, так как ему стыдно было бы не знать чего-нибудь такого, что вообще входит в пределы человеческого знания. За „Мудростью" следуют заведующие: грамматик, логик, физик, врач, политик, учитель нравственности, политико-эконом, астролог, астроном, геометр, космограф, музыкант, профессор черчения (Prospective), арифметики, поэт, ритор, художник, скульптор. Триумвиру „Любви" подчиняются начальник: заведующие деторождением, воспитанием, санитарным делом, одеждою, земледелием, скотоводством, приручением животных (Armentarius, Cicurariusmagnus, Coquinarius, Farctor), откормкою скота на убой, поварским делом и т. д. „Могуществу" подчиняются начальники, заведующие стратегией, лагерным делом, кузнечным искусством, арсеналами, чеканкою монет, архитектурой, разведочной частью, монтерским делом, кавалерией, пехотой, артиллерией и пращниками, наконец, ему же подчинены губернаторы (Gladiator, Bombardarius, Fundibularms, Justitiarius). Этим же лицам, в свою очередь, подчиняются специальные начальники. Гросмейстер. - А что мог бы рассказать мне о судьях?
Генуэзец. - Я как раз собирался перейти к этому вопросу. Каждый гражданин непосредственно судится учителем данной специальности. Поэтому в каждой отдельной отрасли производства начальствующие являются судьями всех своих подчиненных, они могут наказать человека изгнанием, присудить его к ударам, удаляют провинившихся от общественного стола, запрещают им посещать храм и иметь общение с женщинами. Если солярий умышленно провинится, то над ним производится возмездие (lex talionis), т.-е. за смерть его наказывают смертью, у провинившегося выкалывают глаз, если он выбил глаз другому, или лишают его носа, зуб за зуб и т. п. Смягчающим обстоятельством может явиться доказанная неумышленность, если, напр., повреждение было нанесено во время спора. Впрочем, такое уменьшение наказания может исходить только от Метафизика (Солнца), а не от судей. Даже на решение триумвиров можно апеллировать к Солнцу, но просить его можно не об отмене наказания, а лишь о помиловании, если он признает это удобным. Темниц в государстве солнца нет, кроме одной башни, куда запираются бунтовщики, военнопленные и т. д. Письменных жалоб, того, что называют тяжбою, у них нет. Жалоба приносится судье в присутствии Могущества устно, тот опрашивает свидетелей и показания обвиняемого и тут же присуждает его к наказанию или оправдывает. Если осужденный апеллирует к триумвиру, то помилование или утверждение приговора происходит в следующий же день.
На третий день Солнце либо освобождает осужденного или же решение получает уже безапелляционную силу. Признанный виновным в этом случае должен помириться с обвинителем и свидетелями, при чем он целует и обнимает их, как врачей, исцеливших его от недуга.
Осужденный на казнь получает смерть только от руки народа, посредством меча, или же его побивают камнями, причем обвинитель и свидетели должны подавать пример. Палачей и ликторов у них нет, так как присутствие их оскорбляло бы соляриев. Иногда осужденный получает право самому лишить себя жизни. В таком случае он окружает себя маленькими мешками с порохом и, получив от окружающих совет помереть с мужеством, сам зажигает их и сгорает. Весь город скорбит по поводу каждого такого случая и молится Богу, так как солярии считают признаком божьего гнева, если они вынуждены бывают отсечь от своего общественного тела его зараженный член. Впрочем, смертная казнь и не применяется к осужденным до тех пор, пока сами они не придут к выводу, что их смерть необходима, и не пожелают подвергнуться казни.
Если совершено преступление против свободы общества, против Бога или высшего начальства, то казнь следует за ним немедленно, без всякого помилования. В силу их религиозных постановлений, преступника, осужденного на смерть, ставят среди всего собравшегося народа и заставляют его привести доводы, которые могли бы повести к его оправданию, и рассказать о неизвестных проступках тех, которые, по его мнению, заслуживали бы одинакового с ним наказания. Вместе с тем он должен подать тогда встречное обвинение против начальствующих лиц, заслуживающих, по его мнению, также смерти. Если доводы эти найдут справедливыми, то ограничиваются изгнанием, и весь город молится Богу, чтобы он более не гневался, и приносит искупительную жертву. Оговоренные преступником лица, впрочем, не подвергаются преследованию, а лишь получают выговор. Проступки, являющиеся результатом слабости или незнания, наказываются только выговором, при чем виновного обязывают впредь быть сдержаннее и умереннее или же убеждают его прилежнее заниматься наукою, ремеслом и вообще тем делом, в котором он обнаружил упущение. Солярии относятся друг к другу так, как будто бы они были членами одного и того же тела.
Кроме того, тебе следует еще рассказать о таком их обычае: если кто-нибудь накроет себя в каком-нибудь тайном проступке и, не ожидая, пока его обвинят другие, сам потребует себе наказания, то последнее назначается ему уже не в том размере, в каком бы оно постигло его при обвинении со стороны, а назначается начальством в более слабой степени.