.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Белые рабы. Рабство негров. Восстания рабов


вернуться в оглавление книги...

А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг."
Учпедгиз, Москва, 1958 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Белые рабы. Рабство негров. Восстания рабов

Первые рабы в Америке были белыми рабами, или, как их называли, законтрактованными или кабальными слугами. Если кто-нибудь хотел переехать в Америку, а у него не было 6—10 фунтов стерлингов, нужных для оплаты проезда, он подписывал с предпринимателем контракт в двух экземплярах и обязывался в возмещение издержек по перевозу за океан отработать пять лет на положении слуги-раба. Его привозили в Америку и продавали с аукциона. Считалось, что после отработки пяти лет он должен получить свободу, но иногда такие люди убегали раньше. В других же случаях, вследствие новой задолженности, кабальный слуга оставался в рабстве на второй и третий сроки. Нередко привозили из Европы осужденных преступников. Их также продавали. Эта категория кабальных слуг обычно должна была отработать не 5, а 7 лет, с тем чтобы после этого срока получить свободу.
Регулярная торговля законтрактованными слугами велась в течение XVII—XVIII вв. Но в XVIII в. ее значение постепенно начало падать в связи с развитием рабства негров. Основной слой законтрактованных слуг составляли английские и ирландские бедняки—крестьяне и ремесленники, разоренные, лишенные средств производства в ходе огораживаний и промышленного переворота в Англии. Нищета, голод, иногда и религиозные преследования гнали этих людей в далекую заокеанскую страну, условия жизни и труда в которой они плохо себе представляли.
По Европе рыскали агенты—вербовщики американских землевладельцев и предпринимателей — и завлекали нищих крестьян или безработных рассказами о «вольготной» жизни за океаном. Широкий размах приобрело похищение людей. Взрослых вербовщики спаивали, детей заманивали. Затем бедняков собирали в портовых городах Англии и везли в Америку в таких же условиях, как перевозили скот. Суда были тесными, пища скудной; кроме того, она часто портилась, и переселенцы в течение долгого пути в Америку были обречены на голод.
«Ужас, что творится на этих кораблях, — рассказывает один из современников, сам переживший такое путешествие, — зловоние, испарения, рвота, различные стадии морской болезни, лихорадки, дизентерии, горячка, нарывы, цинга. Многие погибают ужасной смертью».
В колониальных газетах нередко можно было встретить такие объявления: «Только что прибыла из Лондона партия молодых, здоровых работников, состоящая из ткачей, столяров, сапожников, кузнецов, каменщиков, пильщиков, портных, каретников, мясников, мебельщиков и других мастеров. Они продаются по сходной цене. Можно также в обмен на пшеницу, хлеб, муку».
Иногда работорговцы и комиссионеры вели бойкую торговлю одновременно рабами-неграми, пленными индейцами и привезенными из Европы законтрактованными слугами.
Одна из бостонских газет сообщала в 1714 г. о том, что богатый купец Сэмюэль Сеуолл «продает несколько ирландских служанок, большинство из них сроком на пять лет, одного ирландского слугу — хорошего парикмахера, и четыре или пять пригожих мальчиков-негров».
В этой же газете через несколько дней появилось такое объявление: «Продается индейский мальчик в возрасте около 16 лет, негр в возрасте около 20 лет. Оба хорошо говорят по-английски и пригодны к любой работе».
Было немало случаев, когда законтрактованных слуг забивали до смерти. Хозяин терял при этом только труд раба на период контракта. Законы колоний лишь в отдельных случаях предусматривали, что хозяин обязан отпустить слугу, если он изуродует или обезобразит его.
Побеги белых рабов были массовым явлением в колониях. Пойманных слуг жестоко наказывали, их клеймили, увеличивала срок их контракта, иногда приговаривали к смерти. Тем не менее, отдельным белым рабам удавалось бежать в пограничные поселения, на Запад. Здесь они пополняли ряды скваттеров-бедняков, которые явочным путем захватывали земли, принадлежавшие крупным землевладельцам или земельным спекулянтам. Скваттеры расчищали участок леса, поднимали целину, строили бревенчатую хижину и неоднократно с оружием в руках поднимались против колониальных властей, когда те пытались согнать их с занятых участков. Иногда законтрактованные слуги поднимали восстания. В отдельных случаях белые рабы сговаривались с неграми и сообща выступали против своих хозяев и рабовладельцев.
Постепенно рабство негров вытеснило систему законтрактованного труда. Раб-негр был более выгоден. Содержание раба обходилось вдвое дешевле. Рабовладелец мог эксплуатировать раба в течение всего срока жизни последнего, а не только лишь в период времени, обусловленный контрактом. Собственностью хозяина становились и дети раба. Обнаруживалось также, что применение труда негров-рабов более выгодно для колонизаторов, чем обращение в рабство индейцев или белых бедняков. Индейцы, обращенные в рабство, получали помощь от индейских племен, находящихся на свободе. Превратить в рабов индейцев, не знавших эксплуатации и не привыкших к подневольному труду, или белых бедняков, привезенных из Европы, где рабство давно уже не существовало, было более трудным, чем использовать труд негров-рабов, которые ввозились из Африки, где среди негритянских народностей получило широкое распространение земледелие, а развитие общественных отношений привело к появлению у многих племен рабства, где существовали целые рабовладельческие государства. К тому же негры были сильнее и выносливее индейцев.
Хотя в колониальный период плантационное хозяйство было частично натуральным, обслуживая нужды самой плантации, обеспечивая ее продовольствием, тканями домашнего изготовления и т. п., но и тогда, в XVII—XVIII вв., плантация производила на внешний рынок; табак, например, в значительной мере вывозился в Англию, а через нее попадал в другие страны Европы. Рабов для плантации покупали, разумеется, тоже на внешнем рынке, а частью «разводили» на самой плантации. Рабовладельцы говорили, например, что выгоднее купить женщину, чем мужчину, «так как через пару лет женщину можно продать «с приплодом».
На протяжении XVII—XVIII вв. эксплуатация негров-рабов и работорговля приобретали все большее значение не только в экономической жизни Северной Америки, но и на международном рынке. В торговле африканскими рабами участвовали сотни судов, тысячи лиц. Западное побережье Африки было покрыто сетью фортов и факторий: в них находились отряды для охоты за рабами и для содержания их в заключении. В европейских и американских центрах работорговли имелось множество постоянных посредников, торговых агентов, надсмотрщиков, «погонщиков» рабов, занимавшихся дальнейшей транспортировкой их на плантации. Существовала развитая система кредита, компании, имелись акционерные общества работорговцев. Иные современные американские историки-реакционеры, описывая «превосходную» организацию этой гнусной торговли людьми, не могут скрыть своего восхищения «деловыми» способностями предпринимателей-работорговцев. Алчные работорговцы стремились вместить на свои суда возможно больше «живого груза». Рабов перевозили в ужасающих условиях. Расстояние между палубами обычно составляло 3 фута 3 дюйма (немногим более метра). Туда рабов загоняли плетьми, причем заставляли ложиться плотно один к другому. В таких условиях невольники проводили весь многодневный переход из Африки в Америку. Особенно ужасным было положение во время штормов, когда закрывали люки; люди неимоверно страдали от морской болезни, недостатка воздуха, движения, от эпидемии.
При перевозке рабов в Америку смертность их достигала трети, а иной раз и половины взятых на борт. И несмотря на это, работорговля приносила баснословные прибыли. Чистый доход от рейса с рабами иногда составлял тысячу процентов на вложенный капитал.
Рабов ввозили главным образом для табачных плантаций южных штатов. Их выгоняли на работу партиями; они работали до 18—19 часов в сутки, подгоняемые бичом надсмотрщика. На ночь рабов запирали и спускали собак. Считают, что средняя продолжительность жизни негра-раба на плантациях составляла 10 лет, а в XIX в. даже 7 лет.
Наряду с этим в Северной Америке широко применялся оброк, известный еще с колониального периода. Так, в Пенсильвании в 1721 г. белые работники заявили в Ассамблею протест против найма черных. Ассамблея отказала, мотивируя тем, что это было бы несправедливо по отношению к тем владельцам, которые отдают их в наем. В американских газетах XVIII в. встречается много объявлений о сдаче в наем и о желании иметь оброчных рабов.
Законодательство рассматривало рабов не как людей, а как вещь, движимую собственность, принадлежащую рабовладельцу. Убийство негра не считалось преступлением для его хозяина. Негр был рабом на всю жизнь; ребенок, родившийся от рабыни, становился рабом, хотя бы его отцом и был свободный негр (1).
Неграм-рабам внушали догмы христианской религии, предлагали им терпеть в этой жизни в надежде на награду в загробной.
Рабам запрещали учиться писать и читать, передвигаться группами более чем в 7 человек без сопровождения белых. Любой белый, встретивший негра вне плантации, должен был потребовать у него отпускной билет, а если такого не было, мог дать 20 ударов плетью. В случае, если негр пытался защищаться или ответить на удар, он подлежал казни. За нахождение вне дома после 9 часов вечера негров в Виргинии подвергали четвертованию. В случае попытки к бегству рабам отрубали руки, рабов сжигали, вешали, держали в тюрьмах.
Страх рабовладельцев перед восстанием рабов был так силен, что неграм-рабам в большинстве колоний было запрещено всякое общение со свободными неграми. Если негра-раба заставали в хижине свободного негра, их обоих подвергали жестокому наказанию.
В работах буржуазных историков США редко можно встретить упоминание о восстаниях негров-рабов. Историки-расисты, как например У. Б. Филиппс, написавший несколько трудов по истории негров
---------------------------------------------------
1. Свободными неграми становились сумевшие себя выкупить или отпущенные хозяевами на волю.
---------------------------------------------------
в США, немало потрудились над распространением легенды о якобы неспособности негров к самостоятельному существованию, без «опеки» белых хозяев, об их «врожденной покорности», «преданности» белым хозяевам. В действительности же вся история негров в США — это история их непрерывной героической борьбы за свое освобождение, за свои права.
Эта борьба начиналась на берегах Африки и во время переезда в Америку и продолжалась на плантациях в самой Америке.
Несмотря на изощренную систему устрашения и бдительный надзор, на рабовладельческих судах то и дело вспыхивали возмущения рабов. Только в течение XVIII в. и лишь на судах, плававших под британским флагом, произошло 48 восстаний негров-рабов, зафиксированных в печатных источниках того времени. Нет сомнения, что это число пришлось бы значительно увеличить, если бы были изучены архивные документы по данному вопросу.
Восстания негров в Америке начались еще в XVI в. в испанских колониях Вест-Индии. С появлением рабства негров в английских колониях в Северной Америке негры и здесь начали борьбу против порабощения и чудовищной эксплуатации. Американский прогрессивный историк Г. Аптекер подсчитал, что от возникновения первых английских поселений в Северной Америке и до формальной отмены рабства в США в 1863 г. негры-рабы на территории Соединенных Штатов не менее 250 раз поднимали восстания против своих угнетателей.
Борьба негров против рабства в Америке дает немало примеров героического мужества, силы духа, неистребимого стремления к свободе. Председатель американской компартии У. З. Фостер с полным правом говорит о том, что «негритянский народ может гордиться своей героической борьбой за свободу». Приведем несколько примеров восстаний негров-рабов.
В Нью-Йорке в 1712 г. вооруженные рабы подняли мятеж из-за жестокого обращения хозяев. Против восставших были высланы солдаты. Шестеро негров покончили с собой, когда их пытались взять в плен. Остальные были схвачены. Губернатор Нью-Йорка изверг Хантер писал о расправе над неграми: «Часть из них сожгли, некоторых повесили, одного колесовали и одного живьем повесили в городе на цепях, так что наказания были придуманы самые поучительные».
В 1739 г. восстало 200 рабов на плантации в Стоо, около Чарльстона. Прежде чем восстание было подавлено, негры успели уничтожить дома, сжечь урожай и убили нескольких плантаторов.
В 1741 г. в городе Нью-Йорке много негров было арестовано по обвинению в подготовке большого восстания и поджогов, свыше 30 из них были повешены или посажены на кол и 80 проданы властями в другие колонии, с возмещением рабовладельцам стоимости рабов из средств колонии.
Особый страх вызывала всякая попытка негров, индейцев и белых рабов объединиться. Документы свидетельствуют, что такие попытки неоднократно имели место как в XVII—XVIII, так и в XIX в. Чудовищное угнетение негров, беспощадное истребление индейцев англичанами и американцами вызывали у индейцев и негров чувство солидарности в борьбе с колонизаторами и рабовладельцами.
На протяжении колониального периода имели место такие случаи, когда отдельные бедняки из белого населения делали попытки возглавить восстания рабов. Так, в 1690 г. город Нью-бери в Массачузетсе был охвачен паникой после ареста некоего Исаака Морилла. Морилл уговаривал негров и индейцев поднять восстание, обещая освободить рабов. На суде он признался, что в его намерения входило захватить судно в порту города и бежать на нем вместе с неграми и индейцами в Канаду, чтобы оттуда, с французской территории, организовать нападение на английские колонии.
Из среды негров также выдвигались руководители восстаний сопротивления. В 1688 г. в Мэриленде был казнен негр-раб Сэм «за неоднократные попытки вызвать восстание негров этой колонии».
Борьба негров против рабства выливалась в самые различные формы. Было бы неправильно, как это делают буржуазные историки, рассматривать как выражение этой борьбы только заговоры и вооруженные выступления негров. Восстания были лишь наиболее активной, наиболее сознательной формой борьбы против рабства. По существу же сопротивление негров гнету и насилиям было повсеместным. Одной из форм этого сопротивления были побеги рабов. Они были весьма часты. Восстания рабов хотя и не привели в колониальный период к победе, но имели большое прогрессивное значение: они подрывали рабство. Страх перед восстаниями рабов сыграл свою роль в отмене рабства в северных штатах в период войны за независимость и после нее.
Если одна линия развития общественных отношений в колониях вела от белого рабства к развитию негритянского невольничества, то другая линия социального развития вела от белого рабства и попыток английских аристократов ввести феодальные отношения в Америке к развитию лично свободного, «патриархального» фермерства, в среде которого с самых ранних стадий уже имелось имущественное неравенство и происходила классовая дифференциация.

продолжение книги...