А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг." Учпедгиз, Москва, 1958 г. OCR Biografia.Ru
продолжение книги...
Отделение колоний от Англии. Декларация независимости (1776)
В 1776 г., под давлением народных масс, отдельные колонии объявили себя «свободными, самостоятельными и независимыми государствами». В ходе войны властям штатов пришлось встретиться с большими трудностями. В Коннектикуте в 1776 г. власти штата установили твердые цены на продукты и для оплаты труда. Такие же меры приняли все средние и северные колонии, где был установлен и контроль за распределением продуктов. Многие депутаты Континентального конгресса были заменены новыми, стоявшими за полный разрыв с Англией. В 1776 г. колонии были представлены уже на Континентальном конгрессе в качестве самостоятельных и независимых государств — штатов.
В начале 1776 г. Томас Пэйн в своем памфлете «Здравый смысл», который разошелся за короткое время в сотнях тысяч экземпляров, писал: «Период дебатов закончен. Оружие — как последний ресурс — должно решить спор». Памфлет отражал настроение народных масс колоний и солдат армии, требовавших отказа от компромисса с английским правительством и окончательного разрыва с ним. Вопрос об отделении от Англии стал в 1776 г. важнейшим политическим вопросом и стоял в центре классовой борьбы. Этот вопрос ставился и обсуждался во всех колониях, которые одна за другой превращались в штаты, в государства. Как отметил историк США Эдуард Чаннинг в своей ценной работе «Одна из историй американского народа» (третий том ее вышел в 1930 г., см. стр. 195), в Северной Каролине, в Мэриленде и в трех средних колониях обстановка была столь напряженной, что там «опасались правления «черни» и что даже многие, кто раньше стоял за отделение от Англии, теперь заколебались». Дневник священника Стефана Вильямса, который жил в Лонгмедоу, в штате Массачузетс, рассказывает об обстановке в этом небольшом селении. Мы приводим его оценки событий так, как они даны: «28 марта (1776 г.). Сегодня наш военный отряд был созван — выбирал себе офицеров. Я молился с ними в доме собраний. 9 апреля. Слышу, что повсюду бунты и беспорядки, глупость, бессердечие, атеизм и неверие. Британское правительство по-прежнему дышит ненавистью к колониям. Кругом все мрачней и мрачней. ...24 июля. Собрались толпы народа — некоторые, закутавшись в одеяла, словно индейцы — и высказывали недовольство теми, кто торгует ромом, сластями, сахаром и т. п. Я хочу сказать, что народ пошел к купцу Кольтону и опять отнял у него товары. Не вижу в этом справедливости или правоты. Многие этого не одобряют». Как видно из этого сообщения, в июле 1776 г. уже имелись неоднократные случаи реквизиций голодной толпой съестных припасов. Джон Адамс, вернувшись из Массачузетса, был потрясен тем, что слышал там рассуждения, что, дескать, нет никакой нужды ни в судах, ни в судьях. А один из радикальных деятелей Северной Каролины С. Джонстон писал в декабре 1776 г., что всякий член конституционного конвента Северной Каролины, который имеет вид джентльмена, находится на подозрении. В Пенсильвании население в политическом отношении разделилось на три группы — богатых англичан, фермеров-немцев и шотлано-ирландскую бедноту. Немцы и шотлано-ирландцы стояли за вооруженное сопротивление Англии и за отделение от нее, а богатые английские колонисты были против разрыва и против войны. Пенсильванские революционеры собрали 18 июня 1776 г. в Филадельфии совещание комитетов графств, причем делегаты выбирались без ценза, соответственно количеству населения. Этот революционный орган выработал первую конституцию Пенсильвании и уполномочил Франклина и других избранных представителей голосовать в общеамериканском конгрессе за независимость. 7 июня 1776 г. делегация от штата Виргинии во главе с Джефферсоном предложила резолюцию об отделении колоний. Была избрана комиссия для составления проекта Декларации об отделении (Декларации независимости). В состав комиссии вошли Джефферсон, Адамс, Франклин, Шерман, Ливингстон. Декларация независимости была принята Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г. Когда стало известно, что второй Континентальный конгресс принял декларацию, энтузиазм народных масс был огромен. Текст ее читали на улицах и площадях, в течение всей ночи жгли костры, стреляли и звонили в колокола. Документ об отделении американских колоний от Англии носит название «Декларации независимости». Его основное содержание — заявление «перед лицом всего человечества» о причинах, вызвавших разрыв между колониями и метрополией. Для обоснования этого разрыва было выдвинуто теоретическое положение о том, что колониальная зависимость находится в противоречии с «неотчуждаемыми правами людей» на жизнь, свободу, стремление к счастью и с правом народа учреждать правление по своей воле. Таким образом, идея народного суверенитета, служившая в этом документе для обоснования права колоний на отделение от Англии, была общим положением о том, каким должно быть правление в государстве. Заключительная часть Декларации гласила: «Мы, представители Соединенных Штатов Америки, собравшись на общий конгресс, взывая к высшему судье мира с заверением о чистоте наших намерений, во имя и властью доброго народа этих колоний, торжественно и публично заявляем, что эти объединенные колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми государствами». Таким образом, идея народного суверенитета в Декларации неразрывно связана с борьбой против колониального угнетения, за независимость колоний. В «Единогласной декларации тринадцати Соединенных Штатов Америки», составленной Джефферсоном, говорилось: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Правительство получает свою власть от управляемых. Право народа — изменить или уничтожить его». Провозглашение идеи народного суверенитета имело большое историческое значение. Правда, в формулировке этой доктрины содержались неверные положения о божественном создании человека и его «естественных» правах. Однако мысль о том, что сам народ должен решать свои судьбы, имела огромное прогрессивное значение. Прогрессивным было в то, что Декларация независимости объявила борьбу колониальному угнетению и пережиткам феодальных отношений. Однако не все ее идеи проводились в жизнь: некоторые из них, и притом центральная идея — идея народовластия, оказались провозглашенными лишь формально. Ведь имеет значение не только содержание доктрины, но и ее практическое истолкование и применение. Мысль о том, что источником власти должен быть сам народ, неоднократно провозглашалась еще в средние века кальвинистами, в английском феодальном парламенте, французскими феодалами, боровшимися против абсолютной монархии. Идея народного суверенитета была порождена народными движениями, но в средние века ее провозглашали обычно представители бюргерства, а еще чаще — феодалы-дворяне, заявлявшие: «Народ — это мы». В ходе буржуазной революции в Англии эту доктрину выдвигали левеллеры, требовавшие всеобщего избирательного права (хотя только для мужчин и с исключением из числа избирателей лиц наемного труда). Позже идею народного суверенитета выдвигали Локк и другие идеологи буржуазии. Но когда в Англии или в Америке выступали с этой идеей представители буржуазии, они, говоря о народовластии — даже когда это делалось с полной искренностью, — подразумевали: народ — это мы, буржуазия.
Историческое значение Декларации независимости заключается в том, что здесь впервые в истории принцип народовластия был сформулирован в официальном документе общегосударственного характера, хотя и в условиях господства буржуазии. В Декларации провозглашалось право каждого на «жизнь, свободу и стремление к счастью». В более ранней, виргинской декларации между словами «свобода и стремление к счастью» стояло слово «собственность». Хотя в общеамериканской декларации это слово опущено, но сохранение права частной собственности, несомненно, подразумевалось. Известно, что учение буржуазных философов о «естественных» правах человека на деле является провозглашением вечных якобы прав буржуазии на господство. Таким образом, прогрессивное учение о народном суверенитете, о народе как источнике и носителе власти в странах буржуазной демократии было использовано с целью установления и поддержания всевластия буржуазии. Там, где установилось господство буржуазии, где имеется монополия кучки собственников на средства производства, там народные массы не являются хозяевами своей судьбы, там нет подлинной демократии. Буржуазная демократия отнюдь не является властью народа. Когда собственность на фабрики, заводы, земли принадлежит буржуазии, то в ее же руках оказывается и распоряжение государственными делами. При капитализме государство «это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии» (1).
Первая доктрина внутренней и внешней политики Соединенных Штатов Америки, доктрина так называемого народного суверенитета — фактически суверенитета буржуазии, возникла в обстановке большой активности народных масс, но при политическом руководстве буржуазии и плантаторов-рабовладельцев. В составленном Джефферсоном тексте декларации была статья, осуждающая рабство. Однако делегаты рабовладельческого Юга заявили, что, если эта статья останется, южные штаты прекратят борьбу против англичан. Пункт о рабстве был вычеркнут. Хотя в Декларации и говорилось, что все люди сотворены равными, в течение первых ста лет существования республики сохранялось самое варварское, самое зверское, позорное рабство. Доктрина народного суверенитета в Америке была формально провозглашена, но в жизни практически ее действие не распространялось на рабов-негров, индейцев, женщин, на неимущие массы. В дальнейшем доктрину народного суверенитета в США неоднократно использовали в своих интересах рабовладельцы, добившиеся того, что конституции США 1781 и 1787 гг. сохранили рабство. После этого рабовладельцы утверждали, что рабство в США существует якобы в силу народного волеизъявления. В 1850 г. во имя народного «суверенитета поселенцев» — скваттеров — рабовладельцы требовали допущения рабства в новых «территориях» и штатах, организуемых севернее 36°30'с. ш. Начав мятеж в 1860 г., проводя мерами жесточайшего террора сецессию (отделение от Союза), рабовладельцы апеллировали к доктрине народного суверенитета в виде «доктрины прав штата» и ссылались при этом на Джефферсона. Таким образом, в условиях американской буржуазно-рабовладельческой демократии доктрина народного суверенитета использовалась как народными массами для борьбы за свои права, так и буржуазией, представители которой поддерживали власть своего класса не только методами прямого насилия, но и путем идеологического воздействия на народные массы. Однако несмотря на то, что лозунг народного суверенитета использовался буржуазными дельцами и рабовладельцами для обмана народных масс, он имел и имеет прогрессивное содержание и не только исторически, как идеологическое и политическое орудие борьбы против феодализма и абсолютной монархии, но и в новых условиях, в настоящее время. В условиях буржуазного строя он прогрессивен в силу того противоречия, которое заложено в нем как идея о праве народа самому решать свою судьбу. Идея народного суверенитета про-
--------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, 1952, стр. 34.
-------------------------------------------------
грессивна и в том отношении, что она отрицает право буржуазии угнетать народы других стран. Сейчас идея народного суверенитета даже в условиях ограниченной практики его применения в капиталистических странах невыгодна американским монополистам. Мы являемся свидетелями того, как идея народного суверенитета — прогрессивная традиция национальной истории США, народная идея, глашатаями которой были Томас Пэйн, Джеффероон, Франклин, Джон Адамс и другие деятели американской буржуазной революции XVIII в. — объявлена реакционными политиками США «антиамериканской». В течение многих десятилетий после принятия Декларации независимости, до 1860 г. американская буржуазная демократия развивалась в борьбе с рабовладением, однако в тот период эта борьба, шедшая под давлением народных масс — фермеров, ремесленников, рабочих, — обычно разрешалась тем или иным компромиссом буржуазии с рабовладельцами.